Из-за частых случаев взлома системы GPS-навигации американские военные, некогда создавшие ее для своих нужд, пытаются спроектировать новые средства определения координат
Не только американские военные, но и гражданские пользователи очень зависят от спутниковой навигации GPS, без которой в наши дни немыслимы авиация, мореплавание, картография и десятки других видов человеческой деятельности. Для военных собственная навигация особенно необходима, поскольку она используется и для передвижения войск, и для наведения оружия (в том числе баллистических ракет), однако, как сообщил глава исследовательского подразделения Пентагона Ал Шаффер (Al Shaffer), доверять показаниям GPS становится все труднее.
В июле 2013 года группа студентов Техасского университета (University of Texas) по договоренности с владельцами яхты стоимостью в $80 миллионов смогли незаметно для ее капитана и навигационного оборудования отклонить корабль от курса, подменив настоящие сигналы со спутников GPS на "фальшивые", посланные с ноутбука. Принцип работы такого "спуфинга" (замены) сигналов показан на видео:
Еще один интересный случай произошел в октябре 2013 года, когда неизвестные хакеры взломали систему отслеживания гражданских судов по GPS и передали в нее координаты двух кораблей, которых не существовало на самом деле.
"С помощью современной электроники становится все проще и проще подавлять сигналы GPS. Наши войска крайне зависимы от GPS и в плане навигации, и, особенно, в плане передачи точного времени для наших военных систем. Но между тем точные часы можно носить с собой, а с помощью гиростабилизаторов можно узнавать точные координаты и без GPS. Это автоматически уберет нужду глушить сигналы GPS", - заявил Шаффер в интервью в Defence News.
Сообщается, что в настоящее время Пентагон разрабатывает замену GPS. Это упомянутый Шаффером гиростабилизатор нового поколения: данное устройство "запоминает" вращение и пройденный путь объекта, на котором оно установлено, и, если точно знать исходную точку, по данным гиростабилизатора можно установить координаты в текущий момент времени. Проблема с использованием гиростабилизаторов состоит в том, что они могут отслеживать координаты не более 20 секунд, т.е. с помощью мощного источника помех можно отклонить наводящуюся по GPS ракету, которая после запуска с самолета летит несколько минут.
Как отметил в интервью Defence News выпускник МГУ Андрей Шкель, разрабатывающий эту систему в Университете Калифорнии (University of California), гиростабилизаторы после появления GPS начали считать "устаревшей" технологией, и сейчас требуется много усилий, чтобы продолжить исследования после 40-летней паузы.
Шкель в настоящее время работает над созданием гиростабилизатора, который высчитывает путь объекта за счет специального атомного анализатора, который анализирует отклонения магнитного поля атомов и молекул. Гиростабилизатор работающий по этому принципу, способен отслеживать и определять координаты на протяжении несколько часов, если не дней. Однако, как отметил Шкель, он плохо реагирует на внезапные движения. Планируется, что гиростабилизатор будет эффективно работать в связке с GPS.
Система GPS (Global Positioning System, "система глобального позиционирования") была создана в 1970-е годы в США. Ее спутники позволяют определять координаты и скорость объектов, передавая на землю данные о расстоянии, времени и местоположении. С 1983 года алгоритмы расшифровки сигналов GPS стали доступны для гражданских пользователей. В настоящее время кроме GPS в мире существует только одна альтернативная система глобального позиционирования – российский ГЛОНАСС.
По материалам иностранных СМИ.