Поставляя современные комплексы ПВО в страны СНГ, Россия укрепляет противовоздушную оборону соседей и заботится о собственной безопасности, рассказал "Голосу России" ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин
Россия намерена передать Белоруссии четыре зенитных ракетных комплекса С-300. Об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу после встречи со своим белорусским коллегой Юрием Жадобиным, сообщает ИТАР-ТАСС.
Эта система в перспективе вероятнее всего станет основой для Восточноевропейской зоны единой ПВО СНГ. Кроме того, в планах создание Кавказской и Центральноазиатской зон противовоздушной обороны. В январе соглашение о формировании единой ПВО было подписано с Казахстаном, который до конца года может безвозмездно получить комплексы С-300.
Каковы перспективы создания единой системы ПВО, "Голосу России" рассказал ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин.
- Все страны СНГ хотят иметь единую систему ПВО?
- Это не совсем единая ПВО стран СНГ, это единая ПВО по направлениям. Западноевропейское направление, если брать от Москвы, это единая система ПВО Белоруссии и России. Единая система ПВО России и Армении - Кавказская, единая ПВО России и центральноазиатских государств - Центральноазиатская.
Конечно, многие страны заинтересованы в получении современной российской зенитно-ракетной техники, она, без преувеличения, на сегодняшний день самая лучшая в мире, самая надежная, самая эффективная. Защищать общее небо нам самим очень выгодно - и со своими союзниками на двусторонней основе, и в рамках ОДКБ.
- Кто будет оплачивать поставки техники при создании единой системы ПВО?
- Поставки в рамках ОДКБ оплачиваются самими государствами-реципиентами, но по заводским ценам, так же, как их приобретает Россия. Если мы за границу, например, в Китай, Индию или Алжир, продаем технику по более высоким ценам, включающим разные надбавки, то своим партнерам по ОДКБ мы продаем ее по заводским ценам, включая цену перевозки и консультации, но это небольшие наценки.
- В чем смысл единой системы ПВО? Армии у всех стран свои, а небо, получается, общее?
- Армии у всех стран свои, но боевая техника у всех одна и та же, российская, потому что только Россия в состоянии производить такие высокоэффективные боевые комплексы как С-300, С-400, "Тор-М1", "Тор-М2", "Бук М-1", "Панцирь С-1" и другие. Ни одна страна СНГ такие зенитно-ракетные комплексы производить не в состоянии. Это первое.
Второе. Чтобы защитить территорию России, мы должны знать, что происходит в небе над Белоруссией, над Украиной, над республиками Закавказья, над Центральной Азией. Когда над твоей головой появляются чужие самолеты, чужие ракеты, поздно спохватываться. Надо знать об их приближении заранее, когда они еще находятся на значительном расстоянии.
- Какие-то сложности могут появиться при создании таких региональных систем?
- Безусловно. Во-первых, не все офицеры в странах СНГ имеют достаточный уровень подготовки для того, чтобы владеть такой техникой, как С-300. Например, в Таджикистан и Киргизию мы не поставляем такие комплексы. Там нет высокоскоростных самолетов, бомбардировщиков, таких, как в Соединенных Штатах, которые могут долететь из Афганистана или Пакистана в район нашей Центральной Азии, поэтому там необязательно ставить комплексы С-300 или С-400, достаточно старого комплекса С-125 или аналогичных.
А вот на западной границе нужны более серьезные комплексы и более серьезная подготовка личного состава, чтобы отражать воздушные удары.
- Некоторые страны СНГ стремятся вступить в Евросоюз и максимально сократить свое сотрудничество с СНГ. Есть ли смысл "прикрывать" такие государства?
- В Евросоюз они стремятся по экономическим соображениям. А с военной точки зрения никто не примет ту же Украину в НАТО, никто не собирается защищать ее натовским "зонтиком". И Украина не собирается вступать в НАТО. Это раз.
Во-вторых, Украина - самодостаточное государство, которое в состоянии защитить свое воздушное пространство. Но мы, помогая Украине "прикрывать" воздушное пространство над ней, защищаем и воздушное пространство России.