Война в Сирии продлится до 2020 года
Макс Фишер
Исследователи внутригосударственных конфликтов после 1945 года установили, что гражданские войны продолжаются в среднем от семи до двенадцати лет. Если исходить из этого, война закончится где-то между 2018 и 2023.
Макс Фишер опубликовал в Washington Post статью, основанную на анализе гражданских войн послевоенного периода. Он приходит к неутешительному выводу: война в Сирии будет необычайно долгой.
Фишер, повторяя выводы многих о том, что администрация Обамы оказалась в тупике и попросту не может выработать вразумительной сирийской политики, с долей иронии замечает, что у администрации еще есть время – до 2020, а может и много больше.
Война, если исходить из западной интерпретации событий, идет с начала 2012 года. Можно сказать, что она длится два года. Исследователи внутригосударственных конфликтов после 1945 года установили, что гражданские войны продолжаются в среднем от семи до двенадцати лет. Если исходить из этого, война закончится где-то между 2018 и 2023.
Хуже, эти исследования установили, что существуют несколько факторов, из-за которых гражданские войны становятся еще длиннее. Некоторые из этих факторов видны в Сирии, и это указывает на то, что война будет долгой. Несомненно, речь идет не более, чем об оценках, основанных на среднестатистических данных. По определению, половина этих войн короче срединного значения, и Сирия может оказаться одной из таких войн. Но, исходя из положений политической науки, сирийская война продолжится всю каденцию Обамы, и, возможно, тех, кто последует за ним.
Вот что демонстрируют эти исследования:
(1) На 2002 год, согласно исследованию Джеймса Фирона из Стэндфордского Университета, средняя продолжительность текущих гражданских войн составляла 10 лет.
(2) С тех пор, возможно, эта цифра увеличилась: продолжительность гражданских войн после 1945 года неизменно нарастала. Рекорд был установлен в 1999 году, когда средняя продолжительность гражданских войн составила 15,1 лет, за этим последовал резкий спад. Его причиной, возможно, стало окончание холодной войны и разрешение связанных с нею конфликтов. Но с тех пор тренд нарастания продолжительности войн возобновился, и оценки, данные Фироном в 2002, должны быть пересмотрены в сторону существенного увеличения. Ниже следует график продолжительности гражданских войн. Нижняя линия показывает продолжительность гражданских войн до 2002 года (по Фирону).
(3) Гражданские войны длиннее и кровопролитнее в случае вмешательства других государств. Исследование Фирона и Дэвида Лэйтина в 2008 подтвердило выводы предыдущих исследований – гражданская война затягивается в случае решительного вмешательства иностранных государств и поддержки ими одной из сторон (для ясности, “интервенция” означает нечто большее, чем обучение нескольких сотен мятежников, как это делают Соединенные Штаты, и предусматривает поддержку одной стороны вплоть до решительного поражения противника). Исследование 2012 года пришло к такому же заключению, и также установило, что иностранная интервенция приводит к большему насилию с обеих сторон и увеличивает количество потерь. Иран очень активно помогает президенту Башару Асаду, точно также как ливанская группировка “Хизбалла”. Саудовская Аравия и государства Залива финансируют и вооружают мятежников. Иностранные джихадистские группировки, особенно из Ирака, также активно участвуют в финансировании.
(4) Гражданские войны с большим количеством фракций длятся дольше. Барбара Вальтер из Университета Калифорнии в Сан-Диего указала в 2006 на то, что гражданские войны с большим количеством враждующих фракций длятся дольше. Как бы вы не считали враждующие группировки в Сирии, сказать можно одно – их много, и, хуже всего, они уже начали воевать друг против друга.
(5) Гражданские войны длятся дольше, когда одна сторона не в состоянии разоружить другую. Речь идет не просто о захвате и удержании территории – речь идет о том, чтобы лишить оппонента возможности вести вооруженную борьбу. Фирон в 2002 году указал на то, что подобная ситуация приводит к военному тупику. Асада вооружает иностранная держава, Иран, и мятежникам будет по-настоящему трудно разоружить его. Точно также трудно себе представить, как Асад может разоружить мятежников, которые вербуются как среди его собственного населения, так и за рубежом, и не испытывают проблем со снабжением оружием.
(6) Гражданские войны затягиваются в случае отсутствия урегулирования путем переговоров. Для его достижения необходимы два условия: наличие третьей стороны, готовой предоставить ресурсы и миротворцев и “разделение политической власти между сторонами на основании их позиций на поле боя”. В Сирии нет ни того, ни другого. Фирон указывает на то, что лишь четыре гражданских войны закончились урегулированием путем переговоров. Большинство войн закончились решительной победой. Она становится менее вероятной при вмешательстве внешних сил, которые продолжают снабжать деньгами и оружием стороны долго после того, как они исчерпали собственные ресурсы и создалась патовая ситуация.
И без всех этих исследований ясно одно – через два года войны нет никаких признаков того, что конфликт будет разрешен в обозримом будущем. Сирийская территория разделена между силами режима, арабскими мятежниками и курдскими группировками. Представляется, что все они – в тупике. Фракции мятежников разделяются и воюют друг с другом. Проблемы продовольственной безопасности и медицинского обслуживания нарастают. Другие ближневосточные государства все более вовлечены в этот конфликт, который уже превратился в необъявленную войну между Ираном и государствами Залива.
То, что перечисленные исследования указывают на то, что конфликт может продлиться 10 лет, не должно удивлять, в особенности, если мы взглянем на другие подобные конфликты. В соседнем Ливане, гражданская война со всеми ее сектантскими противоречиями и внешними интервенциями длилась 15 или 30 лет – в зависимости от метода подсчета. Еще больший риск возникнет, если сирийский конфликт последует афганской модели, в которой за войной 80-х последовала еще одна гражданская война – 90-х, между победившими мятежными группами. Нынешние столкновения мятежников в Сирии порождают страхи того, что их победа приведет ко второй гражданской войне.
10 или 15 лет – это очень долгий срок. Скорее всего, не только президент Обама покинет офис до того, как конфликт будет разрешен. Его преемник может отработать большую часть двух президентских сроков, но кровопролитие продолжится. Вполне возможно, что следующий президент будет заканчивать свой второй срок в 2023, а война все еще не закончится. Уже убиты 100 тысяч сирийцев, миллион потеряли дома. Никто не знает, во что обойдется целое десятилетие.
Источник: Post Scriptum
Рейтинг публикации:
|