24.10
Каких-либо проблем в отношениях Турции и России в военной сфере не наблюдается. Двусторонние отношения в экономической области сегодня лучшие в истории. Несмотря на то, что Турция - страна НАТО и связана с трансатлантической осью, она может вступать в довольно тесное сотрудничество с Россией в вопросах, касающихся прежде всего Черного моря. С точки зрения обеих стран турецко-российские отношения выглядят как образец, модель.
Тем не менее, согласно заявлению Генерального штаба Турции, возникла некая странная ситуация, при которой пока точно не определено, что именно произошло. Российский самолет приближается к воздушному пространству Турции на турецко-грузинской границе. Турецкие F-16 приходят в состояние боевой готовности. Параллельно друг другу вдоль воздушной границы самолеты двух стран совершают полет до турецко-болгарской границы.
В этой связи возникает вопрос: российский самолет нарушил бы воздушное пространство Турции, если бы турецкие истребители не совершили «полет на перехват»? Судя по тому, что самолеты были подняты по тревоге, такая вероятность, должно быть, была весьма высокой.
В заявлении турецкого Генштаба отмечается: «Военный самолет типа Ил-20, принадлежащий России, 22 октября 2013 года с 16.37 до 19.05 совершил полет от границы Турции и Грузии до границы Турции и Болгарии в международном воздушном пространстве над Черным морем вдоль побережья Турции с востока на запад. Выполнившие в 16.38 вылет из Мерзифона самолеты (F-16) в 17.14 перехватили принадлежащий России военный самолет в районе провинции Орду и, находясь в турецком воздушном пространстве, следовали за самолетом до турецко-болгарской границы. Как только самолет в 19.05 покинул регион, турецкие самолеты вернулись на авиабазу».
Мы говорим о самолете типа Ил-20. Это не транспортное воздушное судно. Это и не боевой самолет. Пассажирские и транспортные самолеты конструктора Ильюшина действительно существуют. Но самолет, вызвавший беспокойство в связи с вхождением в воздушное пространство Турции, на самом деле является разведывательным самолетом.
Его можно назвать российским эквивалентом авиационных комплексов AWACS, имеющихся в США и некоторых странах НАТО. Ил-20 и Ил-20 Coot - самолет радиоэлектронной разведки, обладающий дизайном НАТО.
Это меняет дело. Хотя данные по этому инциденту окончательно не прояснились, отбросив прочь предостережения, следует поразмышлять над следующими вопросами: зачем принадлежащий России самолет радиоэлектронной разведки облетает турецкие границы? Зачем в угрожающей форме он настолько приближается к границе? Это неизвестное нам сведение счетов между двумя странами, и таким образом была проведена вытекающая из этого демонстрация силы? Воздушное наблюдение, которое продлилось в течение 2,5 часов, независимо от того, как его интерпретировать, не является нормой.
После несложных поисков мы узнаем, что аналогичный инцидент произошел в другом государстве. 29 марта этого года такой же российский самолет радиоэлектронной разведки типа Ил-20 аналогичным образом пролетал вблизи шведской границы, и опасения в Балтийском море были вызваны чрезмерным приближением к воздушному пространству Швеции. Хотя такого оперативного, как в Турции, преследования не произошло, этот инцидент послужил поводом для серьезного беспокойства в Швеции.
Наиболее существенное расхождение в подходах Анкары и Москвы наблюдается по сирийскому вопросу. Две страны стоят на диаметрально противоположных позициях и с первого дня сирийского кризиса не изменили их.
Если бы этот самолет был транспортным, видимо, тогда можно было бы связать этот инцидент с Сирией. Пока речь идет о самолете-разведчике, относительно его преследования от грузинской до болгарской границы можно вести речь о разных вариантах.
В период дискуссии вокруг фигуры Хакана Фидана и деятельности разведслужб, скандала между США и Европой в связи с прослушиванием, обескураживающего сближения в отношениях Ирана и США, серьезных потрясений в отношениях США и Саудовской Аравии, выступающей против этого сближения, очень многое похоже на то, чтобы «быть вероятным».
Возможно, вокруг Турции стремятся начать новый спор? При наличии множества общих вопросов с США, Ираном, Израилем, Сирией, возможно, в отношениях Турции и России, к которым обе страны подходят очень внимательно, подпитывается некий кризис?
Или же это тест Москвы, ориентированный на объекты разведки США и НАТО на побережье Черного моря? Проверялся рефлекс, оборона, восприимчивость Турции?
Даже если это так, какой бы ни была цель, может ли такой подход привести к каким-либо серьезным последствиям?
Полагаю, у нас есть право ожидать от России заявления, которое успокоило бы общественное мнение по этому вопросу. Турции же следует более подробно информировать общественное мнение в отношении характера, деталей, причин заявления Генштаба.
Мы действительно не видим какой-либо логической причины для совершения Россией подобной вызывающей беспокойства акции. Мы всего лишь проявляем интерес.
Если Турция выстраивает сбалансированные отношения с Россией, вплоть до ограничения выхода американских кораблей в Черное море в период войны в Грузии, что сейчас происходит в Черном море?
Российский самолет прослушивал Турцию или находящиеся в Турции, на берегу Черного моря, военные базы США и НАТО?