В начале октября Государственный департамент США опубликовал информацию о количественных аспектах стратегических ядерных сил России и Соединенных Штатов. Такие сведения публикуются в соответствии с договором СНВ-3 и призваны информировать широкую общественность о ходе сокращения ядерных вооружений и их носителей. При внимательном рассмотрении американского ядерного потенциала в свете имеющейся информации можно сделать некоторые выводы. Данные в открытых источниках говорят, что по своему количеству ядерное вооружение США опережает российское. При этом возможны некоторые проблемы в качественном отношении. Поэтому Вашингтон ведет специальные программы, призванные ликвидировать имеющиеся проблемы.
Trident I, первый запуск 18 Январь 1977 на мысе Канаверал
По данным Госдепа, в настоящее время в США развернуто 809 носителей ядерного оружия из 1015 имеющихся. В боеготовом состоянии находятся 1688 боевых блоков. Для сравнения, в России на дежурстве находятся 473 носителя из 894 имеющихся, которые несут 1400 боевых блоков. В соответствии с действующим соглашением СНВ-3 к 2018 году обе страны должны сократить свои ядерные силы до следующих показателей: на вооружении должны находиться 800 носителей ядерного оружия, 700 из которых могут быть единовременно развернуты, а общее количество ядерных боеголовок, готовых к применению, не должно превышать 1550 единиц.
Как видно из имеющихся сведений, в течение ближайших лет Соединенным Штатам придется списать и утилизировать достаточно большое количество ядерных зарядов, самолетов и ракет. Причем такое сокращение должно сильно ударить по средствам доставки: до 2018 года США будут вынуждены вывести из эксплуатации около 20% имеющихся носителей ядерного вооружения. Сокращение количества ядерных боеприпасов, в свою очередь, будет идти в меньших масштабах.
В последние годы регулярно появляется информация о фактическом состоянии американских ядерных сил. Разные источники подают информацию в выгодном для себя ключе, критикуя или расхваливая сложившуюся ситуацию. Тем не менее, в ряде случаев наблюдаемое состояние ядерной триады США, как минимум, вызывает вопросы. По имеющимся сведениям, в течение последних 15-20 лет Соединенные Штаты не произвели ни одного нового ядерного боевого блока, что может соответствующим образом сказаться на возможностях ракет и бомбардировщиков, поскольку подобные изделия могут терять свои качества при длительном хранении. Также необходимо помнить, что после распада Советского Союза и прекращения Холодной войны американские военные и конструкторы не уделяли должного внимания разработке новых носителей ядерного оружия. Больше того, строительство основных стратегических бомбардировщиков США Boeing B-52 Stratofortress завершилось полвека назад, а новейшие самолеты Northrop Grumman B-2 Spirit были построены серией всего в 21 единицу (один самолет потерян в ходе эксплуатации). Таким образом, можно делать выводы о необходимости переоснащения ядерных сил США.
Нельзя не отметить, что американское руководство давно поняло это и еще в 2001 году запустило проект реорганизации ядерных сил. Согласно планам того времени, ядерная триада вошла в состав новой структуры, в которую также включили конвенциональное вооружение, пригодное для выполнения стратегических задач, соответствующие средства связи и управления и т.д. Основной целью таких преобразований стало обеспечение максимальной гибкости применения стратегических наступательных сил. Иными словами, ядерные вооружения включили в систему, задачей которой является не только стратегическое сдерживание, но и решение определенных задач в условиях конфликтов.
На момент начала преобразования стратегические ядерные силы Соединенных Штатов располагали достаточно большим количеством боеголовок и их носителей. В соответствии с действовавшим в то время договором СНВ-1, на вооружении США состояли 1238 носителей и почти 6000 ядерных зарядов. Нынешний договор СНВ-3 имеет куда более жесткие рамки. Так, допустимое количество развернутых боевых блоков примерно в четыре раза меньше, чем разрешал договор СНВ-1. В связи с этим на протяжении последних 12 лет американскому командованию приходилось решать, как именно и за счет какого компонента ядерной триады проводить сокращение.
Пользуясь своим правом самостоятельно решать количественные и качественные вопросы состояния ядерных сил, Соединенные Штаты уже определили, как будет выглядеть их ядерный щит к 2018 году. По имеющимся данным, основным средством доставки останутся баллистические ракеты, размещенные в шахтных пусковых установок. К указанному сроку США намерены оставить на дежурстве 400 изделий модели LGM-30G Minuteman-III. 12 стратегических подводных лодок типа Ohio будут нести 240 ракет UGM-133A Trident-II. Предполагается сократить их боекомплект с 24 ракет до 20. Наконец, в составе авиационной части ядерной триады останутся 44 бомбардировщика B-52H и 16 B-2. В результате одновременно будет развернуто 700 носителей.
Для достижения разрешенного порога общего количества носителей предполагается содержать 20 шахтных пусковых установок в рабочем состоянии, но без ракет, а также закрыть оставшиеся 30 шахт. Кроме того, в резерве останутся две подводные лодки типа Ohio и 36 самолетов. В итоге общее количество носителей стратегического ядерного вооружения составит 795-800 единиц.
Имеющиеся сведения позволяют говорить о том, что США уже готовы к выполнению своих обязательств по договору СНВ-3, как минимум, в отношении количества ядерных боезарядов и их носителей. Что касается стратегии применения, то в настоящее время военное руководство Соединенных Штатов готовит соответствующие документы и предложения. В ближайшем будущем целями США останутся предотвращение распространения ядерного оружия и терроризма с его применением. Кроме того, укрепляя систему сдерживания потенциальных противников, Соединенные Штаты намерены уменьшать роль ядерных вооружений в деле защиты страны. Одновременно с этим требуется, сокращая количество средств доставки и боезарядов, обеспечивать безопасность эксплуатации имеющихся систем.
Вопросы, касающиеся возможностей техники и вооружений, предполагается решать в несколько этапов при помощи ряда новых проектов. Так, в настоящее время на базе имеющихся ядерных бомб семейства B61 разрабатывается новый боеприпас B61-12. Управляемая бомба будет иметь регулируемую мощность от 0,3 до 45 кт, обусловленную применением имеющейся боевой части от бомбы B61-4. Также в новом боеприпасе предполагается применить некоторые технические решения из проекта управляемой бомбы JDAM. В итоге США получит новый ядерный боеприпас малой мощности с высокими характеристиками точности. Выпуск бомб B61-12 ориентировочно начнется в 2019 году.
Склад ядерных бомб семейства B61
В дальнейшем США планируют продлить срок службы боевых блоков в рамках программы LEP. В настоящее время предполагается, что в ходе выполнения этого проекта будут модернизированы шесть типов боеголовок, по два для каждого компонента ядерной триады. Информация о подробностях программы LEP отсутствует. Вероятно, одной из причин этого является тот факт, что основные работы по проекту будут начаты лишь в следующем десятилетии.
Планы США относительно перспективных носителей ядерного оружия туманны и не до конца ясны. В настоящее время с уверенностью можно говорить только о нескольких из них. Так, на смену имеющимся самолетам B-52 и B-2 должен прийти стратегический бомбардировщик NGB (Next-Generation Bomber – «Бомбардировщик следующего поколения»). Ожидается, что эти самолеты начнут поступать в части военно-воздушных сил США в конце двадцатых годов. Характеристики перспективного самолета пока не назывались, поскольку продолжаются работы по определению его облика. Этот этап проекта должен завершиться в течение ближайших лет. Из опубликованной ранее информации следует, что бомбардировщик NGB по своим характеристикам будет похож на используемый ныне B-2, однако от разработчика требуется минимизировать цену готовой машины.
Boeing B-52 Stratofortress и B-2
Примерно в одно время с бомбардировщиком NGB на вооружение американской армии должна поступить новая крылатая ракета большой дальности LRSO. Этот боеприпас должен прийти на смену ракетам AGM-86В ALCM и AGM-129А ACM. С декабря прошлого года несколько компаний занимаются разработкой своих версий предварительного проекта. В ближайшее время Пентагон рассмотрит представленные проекты и выберет компанию, которая получит контракт на создание полноценного проекта ракеты LRSO.
Морской компонент ядерной триады в будущем должен получить новые подводные лодки, создаваемые по программе Ohio Replacement Submarine. Ранее этот проект обозначался как SSBN(X). Полномасштабная разработка этого проекта начнется через несколько лет, а пока специалисты военно-морских сил и судостроения работают над обликом перспективной подлодки с баллистическими ракетами. Предполагается, что каждая из новых лодок будет иметь характеристики на уровне существующих АПЛ типа Ohio, но при этом их эксплуатация станет дешевле. Боекомплект новых подлодок планируется сократить до 16 ракет. Сведения о разработке новых американских баллистических ракет для подлодок отсутствуют, из чего можно сделать вывод о вооружении перспективной техники. Как минимум, в течение первых лет службы подлодки Ohio Replacement будут нести и использовать ракеты Trident-II.
Пуск ракеты Trident-II
Видно, что США понимают последствия шагов, предпринятых два десятилетия назад и вызванных исчезновением главного противника. В целом удовлетворительное состояние стратегических ядерных сил сохраняется до сих пор, но некоторые их особенности, в первую очередь технического характера, не позволяют делать положительные прогнозы даже на ближайшее будущее. Из-за этого Соединенным Штатам нужно одновременно решать два вопроса. Первый из них связан с переоснащением ядерной триады. Для решения этого вопроса создаются новые проекты самолетов, подводных лодок и ракет различного назначения, которые в дальнейшем должны будут заменить существующую технику и вооружения.
Второй вопрос, стоящий перед американским командованием, касается количественных и, как следствие, организационных особенностей ядерных сил. За последние 10-12 лет США почти в четыре раза сократили количество развернутых ядерных боеприпасов. Без каких-либо дополнительных мер такое сокращение могло негативно сказаться на возможностях американской ядерной триады. В последние годы были предприняты некоторые шаги по реорганизации стратегических сил, что, как утверждается, помогло сохранить их потенциал. В дальнейшем, исходя из требований договора СВН-3 и возможных новых соглашений такого рода, Соединенным Штатам придется проводить очередные реорганизации с учетом новых требований.
Как видим, официальный Вашингтон видит имеющиеся проблемы и имеет план их решения. Необходимо отметить, что некоторые пункты этого плана будут выполняться лишь через несколько лет, из-за чего в целом все похоже на комплексную программу, рассчитанную на ближайшее и отдаленное будущее. Насколько эффективной будет планируемая программа действий – покажет время.
По материалам сайтов:
http://state.gov/
http://globalsecurity.org/
http://strategic-air-command.com/
http://army-guide.com/
http://vpk-news.ru/