Россия и Китай готовят к рассмотрению ООН проект резолюции, запрещающей размещение оружия в космосе. Дипломаты формулируют название документа как «меры по транспарентности (отсутствию секретности) и доверию в космической деятельности». В этом его суть. В соответствии с русской пословицей «доверяй, но проверяй» — космическое доверие должно быть основано на проверках космических программ таких стран, как, например, США. Именно эту мировую державу необходимо поставить под международный контроль, чтобы не допустить вывода в космос вооружений.
Это не новая инициатива, а планомерная совместная работа. Россия и Китай впервые вместе поставили вопрос о демилитаризации космоса ещё в 2002 году на Конференции по разоружению в Женеве. В августе 2004 года российской и китайской делегациями были представлены уже более детальные документы. И теперь мы продолжаем добиваться запрещения оружия в космосе.
О каком оружии идёт речь? И для чего мы так целенаправленно стараемся его запретить?
Конец ядерного сдерживания
Для начала придётся рассказать об эволюции американских стратегических наступательных вооружений (СНВ). США постепенно вносят изменения в свою ядерную стратегию. Идёт планомерное сокращение таких носителей ядерного оружия, как межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Происходит усиление воздушной части ядерной триады (стратегических крылатых ракет воздушного базирования и атомных зарядов для свободнопадающих бомб). Однако этот вид носителей развивается только за счёт сокращения других средств доставки. Общее количество ядерных боезарядов США готовы сокращать и дальше. В июне Барак Обама публично призвал Россию взаимно с США сократить ядерный потенциал ещё на треть по сравнению с уровнем, определённым Договором о стратегических наступательных вооружениях, который подписан в 2010 году.
Возникает вопрос, почему американцы готовы сокращать ядерное оружие? Ответ достаточно прост. Вашингтон активно ищет новые средства для получения глобального военного превосходства.
Всю вторую половину ХХ века ядерное оружие обеспечивало мир его обладателям. И только благодаря ядерному сдерживанию противостояние сверхдержав не перешло в военный конфликт. В новом веке ситуация ядерного противостояния двух сверхдержав сменилась ситуацией так называемого многополярного мира. Ядерное оружие делает опасным применение силы против его обладателя. Индия, Китай, Пакистан и те страны, которые только стремятся получить ядерное оружие (и Иран, и Япония, и Северная Корея, и Израиль, и даже Бразилия с Саудовской Аравией), с его помощью могут обезопасить себя от военного вмешательства.
Так что же, если так пойдёт дальше, то воевать вообще будет ни с кем нельзя? А ведь США и НАТО уже привыкли настаивать на своём лидерстве с помощью силы, имея мощнейший в мире обычный военный потенциал. А если в обозримой перспективе обеспечить режим нераспространения ядерного оружия не удастся, то блок западных стран лишится своего военного превосходства. А вместе с ним и мирового лидерства. Что же делать?
В 2010 году Пентагон опубликовал документ NRP-2010 (Обзор ядерной политики США). Документ предлагает развивать стратегические наступательные средства, альтернативные ядерным. В нём отмечается невозможность применить ядерное оружие или угрожать его применением против стран, у которых ядерного оружия нет. Действительно, если «жахнуть» по какому-нибудь очередному «кровавому режиму» ядерным оружием — это будет некрасиво выглядеть. Другое дело, если появится возможность применить нечто сопоставимое по мощности, но более «экологичное», без радиоактивного заражения.
Кроме этого, в документе говорится, что США должны сохранить глобальное военное превосходство, и никто из обладателей ядерного оружия не должен быть застрахован от «противосиловых действий США». И США должны иметь возможность нанести по любому, в том числе ядерному, государству сокрушительный удар ядерными и неядерными средствами поражения.
Таким образом, глобального военного превосходства предлагается достигать не только с помощью новых, неядерных стратегических наступательных вооружений. А роль ядерного оружия и традиционных средств его доставки должна постепенно снижаться в стратегии национальной безопасности.
Забота об экологии по-американски
Что же может дополнить и усилить ядерное оружие? Что в неядерном исполнении будет выглядеть более гуманным и экологически чистым оружием, имея высокую разрушительную способность? Что, в конце концов, позволит избежать ядерного ответа, обойдя системы раннего предупреждения, но позволив нанести первыми обезоруживающий удар?
ВВС США совместно с NASA работают над созданием принципиально новых ударных систем дальнего действия. В перспективе американские военно-воздушные силы станут воздушно-космическими, поскольку для них идёт разработка стратегических ударных авиационно-космических комплексов.
Довольно подробный обзор работ в этом направлении сделан Эндрю Либерманом в не очень новом (2003 год), но весьма актуальном и сегодня информационном бюллетене. Он носит название «Ракеты империи: XXI век американских глобальных легионов» (Missiles of Empire: America's 21st Century Global Legions, pdf). Примечательно, что работа эта выполнена для организации «Правовые основы Западных государств» (WSLF). Эта некоммерческая организация имеет вроде бы вполне гуманистическую и даже «экологически верную» цель — ликвидацию ядерного оружия. Но как организация американская и идейно патриотическая, она, естественно, не является пацифистской. Напротив, WSLF заботится о национальной безопасности и поддержании роли США как страны, обеспечивающей «мировую стабильность». Просто ядерное оружие считает неподходящим для этого инструментом — экологически вредным. А как мы заметили выше, ещё и чисто оборонительным — то есть не обеспечивающим военного превосходства из-за практической невозможности применить без последствий для себя. И WSLF лоббирует замену его на более совершенное и менее радиоактивное оружие. Нетрудно заметить, что нобелевский лауреат Барак Хусейнович Обама, рассуждая о «безъядерном мире», подразумевает идеи, продвигаемые WSLF.
Новое оружие глобального доминирования
Итак, попробуем в общих чертах разобраться с новым американским оружием.
Оно будет представлять собой многоступенчатую, гибкую по задачам и составу компонентов аэрокосмическую систему. Основной её задачей будет доставка перспективных средств поражения с континентальной части США в любую точку земной поверхности. При этом средства поражения могут быть и ядерными, и неядерными (Technology & Alternatives Working Group «Concepts to Alternatives» document, стр. 4). Для них вполне подойдут заряды, предназначенные для свободнопадающих ядерных бомб (В61-7, В61-4 и В61-3). Казалось бы, свободнопадающая атомная авиационная бомба — это явный анахронизм. Однако США, сокращая прочие носители ядерного оружия, упорно сохраняют этот вид оружия.
Отличаться от традиционных стратегических наступательных вооружений (МБР или крылатых ракет) новое оружие будет тем, что, по сути, оно будет космическим. Средства поражения будут либо находиться на околоземной орбите длительное время, либо оперативно выводиться на неё для нанесения удара в течение двух часов после получения приказа.
В общих чертах новая система будет трёхступенчатой. Первая ступень — «Транспортное средство для космических операций» (Space Operations Vehicle — SOV) будет представлять собой многоразовый гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА), способный взлетать с обычных взлётно-посадочных полос длиной не менее 3000 м. Его задачей будет вывод на околоземную орбиту или в верхние слои атмосферы второй, также многоразовой, ступени — «Маневрирующего космического аппарата» (Space Maneuver Vehicle — SMV). А SMV, в свою очередь, является носителем маневрирующего атмосферного аппарата, несущего средства поражения на земную поверхность — «Универсального средства доставки» (Common Aero Vehicle — CAV).
Система будет действительно гибкой как по задачам, так и по средствам. Например, средство выведения на орбиту (SOV) может появиться пока ещё в очень отдалённой перспективе. А вот вторая ступень — маневрирующий космический аппарат (SMV) — уже вполне летает. И выводится на орбиту обычной ракетой-носителем «Атлас-5». Это автоматический челнок Boeing Х-37, который можно считать прототипом серийных аппаратов. Он уже совершил три длительных полёта (второй продлился 468 дней), цели которых не разглашались. Ничего не известно и о его полезной нагрузке, которой, в принципе, может быть что угодно, вплоть до ядерного боеприпаса. Так же и третья ступень — маневрирующий атмосферный аппарат CAV — может выводиться в верхние слои атмосферы различными средствами. Его прототип Falcon HTV-2 совершил два не очень удачных испытательных полёта (в 2010 и 2011 г.). А разгоняла его ракета-носитель Minotaur IV.
Таким образом, американские стратегические наступательные вооружения медленно, но планомерно движутся в космос. В случае если программы создания различных систем, связанных единым замыслом в рамках стратегии «Молниеносного глобального удара» (Prompt Global Strike — PGS) будут реализованы, США получат огромное преимущество в стратегическом наступательном оружии. По сути, описанная система позволит обойти действующую систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая является основой ядерного сдерживания и невозможности безнаказанно нанести ядерный удар. СПРН отслеживает пуски баллистических ракет, приводя в боеготовность средства ответного удара. А если ядерное оружие уже у вас над головами?
Отсрочить гонку
Вот почему так важно остановить американцев и поставить их космические программы под международный контроль. Страна, которая пытается получить преимущество в стратегическом оружии, делает это не из научного интереса. Обладая таким преимуществом, можно диктовать всему миру свою волю. И поэтому вырваться вперёд американцам, конечно, никто не даст.
Россия в октябре 2004 года на 59-й сессии Генассамблеи ООН заявила о том, что не будет первой размещать оружие в космосе — хотя мы обладаем некоторым потенциалом в области космических вооружений, и кое-какой ответ на американские программы могли бы дать уже сегодня. Другое дело, что это будет означать гонку уже космических вооружений. Нужна ли она нам?
Если удастся остановить американцев дипломатическим путём — то без такой гонки можно обойтись. В конце концов, даже из США можно сделать «страну-изгой», если коалиция, объединившаяся для давления на американцев, будет достаточно широкой. Пока у России и Китая есть время для дипломатического давления.
А вот если этого окажется недостаточно, придётся возобновлять гонку вооружений.