На что идут оружейники ради роста продаж
Lockheed Martin F-16F ВВС ОАЭ
В погоне за ростом продаж крупнейшие мировые экспортеры военной продукции нередко пользуются механизмом офсетных сделок — своего рода «благодарности» за заключение дорогостоящих контрактов. Эта «благодарность» может выражаться, к примеру, в строительстве заводов и создании новых рабочих мест на территории страны-покупателя. Или, скажем, в помощи рыболовецким компаниям по загону крупной рыбы на морские отмели. Общий объем подобной «признательности» со стороны западных предприятий оборонно-промышленного комплекса уже составляет 75 миллиардов долларов.
Расчет офсетных обязательств оборонных предприятий провела газета The Financial Times, под ее пристальным наблюдением оказались 12 крупнейших западных экспортеров продукции военного назначения. Для расчета суммы использовались данные аналитического и информационного агентства Jane's. Поскольку содержание офсетных сделок нередко не разглашается, точную сумму подобных обязательств оборонщиков рассчитать сложно; в реальности она может быть меньше или больше тех 75 миллиардов долларов, которые указала газета.
Офсетное соглашение представляет собой разновидность компенсационной сделки, которая заключается параллельно с контрактом на поставку какой-либо (как правило, высокотехнологичной и дорогостоящей) продукции. Чаще всего такие сделки совершаются в сфере поставки продукции военного назначения. Офсетные соглашения оговариваются при подписании основного контракта, а заключаются в проработанном и согласованном виде уже позднее (впрочем, иногда они подписываются одновременно).
В большинстве случаев продавец обязуется в том или ином виде реинвестировать часть вырученных средств в экономику государства-импортера. Это может быть создание на территории страны-покупателя совместного производства военной техники, передача технологий производства, участие в важных проектах разработки вооружений, строительство инфраструктуры или — реже — прямые инвестиции в экономику. Случается, что экспортеры оказываются неспособны выполнить офсетные обязательства в полном объеме и уже на частном уровне договариваются с властями государств-покупателей о других способах выражения «признательности» за сотрудничество.
Именно так появляются многие удивительные сделки — скажем, о поставке военно-транспортных самолетов C-130J Super Hercules Тунису в обмен на оливковое масло. Другой пример — помощь рыболовам Омана в загоне крупной рыбы на светлые отмели (там ее легче заметить и выловить) в качестве «благодарности» за покупку боевых самолетов Eurofighter Typhoon. Таких соглашений заключается множество. По оценке The Financial Times, в течение ближайших пяти лет их станет еще больше, а сумма офсетных обязательств оборонщиков всего мира как минимум удвоится. Это будет связано с выходом стран Азии и Ближнего Востока на мировой рынок вооружений.
В 2011 году крупнейшим совокупным объемом офсетных сделок располагала американская компания Lockheed Martin, обязавшаяся «отблагодарить» своих покупателей на общую сумму в 27 миллиардов долларов. Это в десять раз больше чистой прибыли предприятия за 2012 год. Американский же авиастроительный концерн Boeing набрал офсетных обязательств на сумму в 12,6 миллиарда долларов (чистая прибыль в 2012 году — 3,9 миллиарда долларов), компания Raytheon — в 7,9 миллиарда (чистая прибыль — 1,9 миллиарда), а европейский концерн EADS — 7,6 миллиарда долларов (прибыль — 1,6 миллиарда).
По данным газеты, на протяжении последних лет суммы заключенных офсетных соглашений на мировом рынке вооружений постоянно росли. Так, если в 2010 году общая стоимость таких контрактов едва дотягивала до отметки в 200 миллиардов долларов, то в 2012-м она приблизилась к 260 миллиардам. С учетом темпов роста рынка вооружений можно предположить, что по итогам 2013 года этот показатель достигнет 290 миллиардов долларов, 2014-го — 320 миллиардов, 2015-го — 380 миллиардов, а 2016-го — 430 миллиардов долларов.
Неисполнение офсетных обязательств карается так же, как и неисполнение основного контракта — виновный (в данном случае продавец) выплачивает неустойку. Так, в 2010 году Греция применила штрафные санкции по 70 невыполненным в полной мере офсетным соглашениям, а Индия — по 13 из 18 таких сделок, заключенных в 2005-2013 годах. Подробности о штрафных санкциях раскрываются еще реже, чем детали офсетных сделок, даже в расследовании The Financial Times дело ограничилось лишь их упоминанием.
Eurofighter Typhoon Королевских ВВС Саудовской Аравии
Практика офсетных соглашений в мире стала активно развиваться с начала 2000-х годов. Однако в Японии, например, она применяется уже с 1980-х. В этой стране «благодарность» со стороны поставщиков оборонной продукции (большинство из которых — американские компании) является неотъемлемой частью поддержки промышленности и экономики. Так, покупая те или иные оружейные системы, Япония обязательно требует участия собственных предприятий в программе их разработки и производства. В подавляющем большинстве случаев это значительно увеличивает стоимость конечной продукции.
В Индии заключение офсетных соглашений при подписании военных контрактов в последнее время является обязательным — поставщики, подписывая договоры, обязуются реинвестировать в индийскую экономику не менее 25 процентов суммы сделки. Как правило, подобные инвестиции принимаются в виде технологий, строительства совместных предприятий по производству и разработке военной техники или лицензий на выпуск конечной продукции и ее экспорт в третьи страны. Так, в 1996 году Индия купила 40 истребителей Су-30МКИ, получив при этом право самостоятельно произвести и при необходимости реэкспортировать до 150 самолетов такого типа.
С недавних пор офсетные соглашения стали обязательными и в Индонезии. В феврале 2012 года эта страна приобрела у европейского авиастроительного концерна Airbus девять военно-транспортных самолетов C295 за 325 миллионов долларов. По условиям контракта Airbus обязан реинвестировать в экономику Индонезии не менее 30 процентов от суммы сделки, в том числе за счет сборки части самолетов на индонезийском предприятии PT Digrantara.
Есть такая практика и в России. В августе 2013 года российская самолетостроительная корпорация «МиГ» заключила два офсетных соглашения общей стоимостью 55 миллионов долларов. В соответствии с ними компания обязалась создать на территории Индии центры ремонта бортовых радиолокационных станций «Жук-МЭ» и обслуживания бортового оборудования истребителей МиГ-29UPG. Эти сделки заключены в рамках более масштабного контракта по модернизации индийских истребителей МиГ-29 до версии МиГ-29UPG.
МиГ-29UPG ВВС Индии
В сентябре текущего года министерство обороны Турции подвело итоги тендера на поставку 12 дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности. В конкурсе участвовали американские, европейская, китайская и российская компании. Победили китайцы — они предложили не только самые дешевые комплексы, но и их производство на территории покупателя со степенью локализации более 50 процентов. Российское же предложение оказалось самым дорогостоящим, а офсетные обязательства — несущественными и малопривлекательными.
В мае 2003 года Малайзия приобрела у России 18 истребителей Су-30МКМ в обмен на помощь в отправке в космос первого малайзийского астронавта. Следует отметить, что долгое время «Рособоронэкспорт» заявлял, что российское оружие поставляется на экспорт за наличные, однако в декабре 2009 года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (контролирует весь военный экспорт России) призналась в использовании гибкой системы взаиморасчетов, при которой допускается и бартерный обмен. Например, в 1994 году Малайзия расплатилась за 18 истребителей МиГ-29 пальмовым маслом.
Между тем офсетные соглашения уже не раз подвергались критике правительств Евросоюза и США (американские компании «благодарят» покупателей на суммы, превышающие объемы американской же правительственной военной помощи иностранным государствам). Против таких сделок выступают также Всемирная торговая организация и неправительственная организация Transparency International. Они полагают, что офсетные сделки нарушают структуру рынка вооружений и являются узаконенным видом взяточничества.
Кроме того, критики уверены, что подобные контракты способствуют развитию коррупции, приводят к неоправданному росту цен на продукцию военного назначения (поставщики нередко закладывают стоимость офсетных соглашений в сумму основного контракта) и иногда вынуждают власти государств-покупателей в погоне за экономической выгодой приобретать те вооружения и военную технику, которые им вовсе не нужны. Впрочем, критиковать офсетную систему проще, чем ей противостоять, и изменить сложившиеся механизмы закупки военной продукции, скорее всего, не получится.
Очевидно, что одновременно с ростом мирового рынка вооружений будет расти и сумма офсетных обязательств экспортеров. Причем это, по всей видимости, будет устраивать все стороны, участвующие в процессе купли-продажи. Поставщики смогут подписывать более выгодные для себя контракты, обеспечивая стабильный приток средств в государственную казну и собственные карманы. Покупатели же получат возможность развивать свою экономику в условиях глобального финансово-экономического кризиса, обзаведутся средствами на собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и смогут перенимать зарубежные передовые технологии.