Москве и Вашингтону необходимо не только численно сократить атомные арсеналы, но и снизить уровень боеготовности ядерных сил. Об этом говорится в докладе группы экспертов из нескольких стран, включая авторитетных специалистов из РФ и США, который был обнародован в четверг в штаб-квартире ООН.
Официальные делегации из России и Соединенных Штатов ведут переговоры о конкретных параметрах сокращения ядерных арсеналов двух стран, в соответствии с принципиальной договоренностью президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы. На саммите в Москве в июле этого года лидеры двух стран заявили о намерении сократить число атомных боеголовок до уровня 1500-1675, а стратегических носителей - до 500-1100. После встречи в Нью-Йорке в сентябре президенты выразили надежду, что новый документ переговорщики смогут подготовить до истечения срока Договора СНВ 5 декабря этого года.
Авторы доклада, подготовленного под эгидой международного неправительственного исследовательского Института "Восток-Запад" (EastWest Institue), предлагают Москве и Вашингтону, а затем и другим ядерным странам, вести речь не только о мерах количественного сокращения ядерной угрозы, но и о снижении ее "временного порога" за счет значительного технологического увеличения времени между принятием решения о применении ядерного оружия и его исполнением. Чем больше требуется времени на запуск ракеты после принятия решения, тем больше остается возможностей для предотвращения использования ядерного оружия - тем меньше степень угрозы, указывают эксперты.
Среди авторов доклада - такие признанные специалисты в области стратегических вооружений и российско-американских отношений, как бывший командующий стратегическими силами США Юджин Хабиджер, директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов, бывший начальник штаба РВСН России Виктор Есин, бывший командующий аэрокосмическими силами ВВС США Лэнс Лорд и многие другие.
"Прошло 20 лет, как завершилась холодная война, а мы - и США, и Россия почему-то сохраняем все тот же уровень боеготовности нашего ядерного оружия. Раньше ядерное оружие выполняло задачу сдерживания противника. Теперь никаких противников, как во времена холодной войны, нет. И получается, что мы держим ядерное оружие в состоянии высокой степени готовности, чтобы сдерживать ядерное оружие", - заявил на презентации доклада генерал Хабиджер.
В свою очередь Сергей Рогов отметил, что "и Россия, и США стали заложниками извращенной логики стратегии сдерживания" и заявил о "необходимости избавиться от модели взаимного гарантированного уничтожения". Именно стратегия сдерживания и осознание неизбежности взаимного уничтожения считаются основными факторами, не позволившими Москве и Вашингтону начать ядерную войну в период противостояния.
Однако, как считают авторы доклада, такие подходы, оправданные при балансировании на грани войны, теперь устарели, поскольку препятствуют процессу разоружения и снижению ядерной угрозы. "Необходимо выбраться из этой логической ловушки. Мы говорим, что занимаемся сдерживанием, поскольку существует угроза применения ядерного оружия противником. А это значит, что мы готовы применить ядерное оружие, что в свою очередь, тоже создает угрозу применения ядерного оружия. Но если же снизить боеготовность ядерных сил обеих сторон до нуля, то исчезнет необходимость сдерживать что-либо", - пояснил директор Института США и Канады.
По словам авторов доклада и оценивших его на презентации других экспертов, одним из главных достоинств документа является четкое разграничение уровней боеготовности, что значительно улучшит возможности переговоров по этому вопросу в будущем. Предлагается шкала из четырех степеней оперативной готовности ядерных сил, в зависимости от технологически обусловленного периода между принятием политического решения и реального применения вооружений - от команды высшего политического руководства до запуска ракеты.
Так, высокой степень боеготовности считается, если этот промежуток исчисляется несколькими минутами; средней - часами; низкой несколькими днями. Максимально пониженная степень боеготовности - в случае, если оружие технологически может быть применено после решения руководства страны "по истечению длительного периода, например, нескольких недель".
Добиться увеличения этого периода, как указывают эксперты, можно многими способами - от изъятия полетных заданий ракет (как об этом уже договаривались РФ и США в 1994 году) до снятия боеголовок с боевого дежурства и их складирования. Причем чем дальше от носителей будут находиться, по взаимной договоренности, склады боеголовок, тем ниже будет степень боеготовности ядерных сил, а соответственно - ниже уровень угрозы применения ядерного оружия.
Эксперты признают, что этот документ - лишь своего рода эскиз к возможным вариантам межправительственных переговоров, указывая, что даже среди авторов доклада существуют разные точки зрения на конкретные пути реализации идеи снижения боеготовности.
Вместе с тем, в документе содержатся и конкретные рекомендации для претворения в жизнь этой концепции. В частности, речь идет о таких возможных шагах, как развитие диалога между Россией и США по вопросам о состоянии их ядерных сил и ядерных доктринах друг друга, снятие обеспокоенности России в связи с американской концепцией упреждаюшего удара и постепенного отказа от концепции ответно-встречного удара, возврат вопроса о снижении боеготовности ядерных сил в повестку российско-американских переговоров по СНВ, выполнение достигнутых ранее договоренностей о создании совместного российско-американского центра обмена данными о ракетных пусках с возможным привлечением третьих стран.
"Снижение оперативной готовности систем ядерных вооружений может стать важнейшим шагом на пути к построению новых отношений сотрудничества. Оно дало бы сигнал о том, что ведущие державы больше не считают скорое и массивное ядерное возмездие основой своей стратегии безопасности", - заключают авторы доклада.
Институт "Восток-Запад" является международной неправительственной организацией, штаб-квартиры которой находятся в Москве, Нью-Йорке и Брюсселе. Источник: РИА «Новости».
Рейтинг публикации:
|