Ил-76МД-90А, известный также как Ил-476, это глубокая модернизация транспортного самолета Ил-76МД, она разработана КБ им Ильюшина совместно с КБ ульяновского авиационного завода «Авиастар». По неподтвержденной информации, работы по данному проекту велись еще в конце 1980-х начале 1990-х годов. Решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента (Узбекистан) в Россию на авиационный завод «Авиастар» было принято в 2006 году. Разработка самолета была закончена в 2009 году. В настоящее время самолет запущен в серийное производство. В СМИ была озвучена информации о строительстве до 100 самолетов различного назначения на базе Ил-76МД-90А: транспортных, самолетов-заправщиков, самолетов ДРЛОиУ.
Самолет Ил-76МД-90А отличается от своих предшественников новыми двигателями ПС-90А, новым модифицированным крылом с использованием длинномерных панелей кессона, модернизированной системой управления и топливной системой, цифровыми системой автоматического управления самолетом и прицельно-навигационным комплексом и новой «стеклянной» кабиной пилотов (приборы управления выполнены с применением современных ЖК-дисплеев). Стоит отметить, что наименование Ил-476 не является официальным.
Тяжелый оперативно-стратегический военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для осуществления межрегиональной транспортировки войск, грузов и тяжелой крупногабаритной техники, а также десантирования личного состава, техники и грузов посадочным и парашютным способами. Самолет в состоянии транспортировать весь перечень техники, используемой сегодня ВДВ России.
Также самолет может применяться для транспортировки раненых и больных, тушения площадных пожаров. Максимальный взлетный вес самолета был доведен до 210 тонн. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 52 тонн (с развитием до 60 тонн).
4 октября 2013 года исполнился ровно год с того момента, как первый летный образец военно-транспортного самолета Ил-76-МД-90А, изготовленный в ЗАО «Авиастар-СП», в присутствии президента России Владимира Путина совершил свой первый демонстрационный полет. Тогда же, 4 октября, был подписан официальный контракт на поставку 39 транспортных самолетов для нужд Минобороны России. Сумма данного контракта составила 140 млрд. рублей, что сделало его самым крупный контрактом за всю историю современной российской авиационной промышленности. По словам президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаила Погосяна, данный контракт позволит обеспечить стабильную загрузку производственных мощностей ульяновского авиастроительного предприятия.
В 2013 году новый Ил-76 досрочно закончил 1-й этап летных испытаний – заводские испытания. После этого самолет был передан Минобороны РФ для проведения совместных государственных испытаний. Вся запланированная испытательная программа на Ил-76МД-90А будет завершена к середине 2014 года. Помимо этого, в 2013 году летный образец машины впервые принял участие в работе авиасалона МАКС-2013. Самолет был полноценно представлен в летной программе, а также на статической стоянке.
В настоящее время в Ульяновске на мощностях «Авиастар-СП» продолжается серийное производство перспективного военно-транспортного самолета.
Первый серийный самолет находится в высокой степени готовности, проходит завершающий этап его строительства – процесс окончательной сборки. На втором самолете – закончена стыковка планера, специалисты предприятия перешли к монтажу систем, на третьем серийном самолете осуществляется стыковка агрегатов. Всего в производстве ЗАО «Авиастар-СП» находятся уже несколько серийных машин. По утверждению пресс-службы ульяновского предприятия, весь комплекс работ по изготовлению самолетов ведется в соответствии с ранее утвержденным графиком. В 2014 году планируется передача первых транспортников заказчику. По словам гендиректора ЗАО «Авиастар-СП» Сергея Дементьева, сборочные мощности ульяновского предприятия уже позволяют выпускать до 6-8 самолетов ежегодно. Но по задачам, поставленным ОАК, к 2018 году в Ульяновске должны выйти на показатель – 18 самолетокомплектов в год.
Российский подход и стоимость машин24 мая 2013 года в России состоялась первая всероссийская конференция поставщиков воздушного судна Ил-76МД-90А (комплектующих изделий), в работе которой приняли участие около сотни предприятий отечественной машиностроительной отрасли. Основной целью мероприятия была выработка единых подходов к поставщикам комплектующих, направленная на уменьшение себестоимости финальной продукции – самолетов на базе Ил-76МД-90А и повышение эффективности их деятельности.
Казалось бы, что тут такого? Но давайте взглянем на это немного под другим углом. Не кажется ли вам странным, что конференция по выбору поставщиков проводится тогда, когда уже во всю летает опытный образец, закончивший заводские испытаний и переданный для испытаний военным, и строятся первые серийные образцы? В тот момент, когда уже заключен контракт на огромную сумму в 140 млрд. рублей на выпуск 39 самолетов Ил-76МД-90А.
Казалось бы, поставщики должны были быть выбраны еще на стадии проектирования машины, тогда же начинают выстраиваться необходимые производственные связи, которые к началу запуска самолета в серию будут работать как хорошо отлаженный механизм, как часы. Да, речь идет об идеальной случае, проколы бывают и у Boeing, и у Airbus – но если создатели Ил-76МД-90А решили заняться поиском поставщиков в самый последний момент, сбоев в программе будет гораздо больше. В настоящее время нет даже списка поставщиков, они просто не определены и это в программе, где изначально существовали самые минимальные риски, крупный заказ был гарантирован государством.
Согласно данным первого российского авиационного интернет-журнала «Авиаглобус», цена предыдущей модификации самолета – Ил-76ТД-90ВД, которые были поставлены в авиакомпанию «Волга-Днепр» ташкентским заводом, составляла 50-55 млн. долларов за штуку. В документах ОАК за 2011 год фигурировала цена 1111 млн. рублей – это вообще 36,5 млн. долларов, ну пусть будет 55 млн. долларов. Стоимость работ по производству «Авиастаром» самолета Ил-76МД-90А для ОАО «ОАК-ТС» составила (на бумаге) – 1601 млн. рублей – те же самые 54 млн. долларов. При этом речь идет о самолете «с установленными на нем агрегатами, двигателями и покупными комплектующими изделиями, а также авиационно-техническим имуществом, относящимися к самолету наземным оборудованием, технической документацией, с техническими ресурсами, характеристиками и комплектации в соответствии с Техническими условиями на контроль, приемку и поставку транспортного самолета Ил-76МД-90А». Это была цена при «серии» в 3 самолета. А контракт октября 2012 года на куда более солидную партию для родного Минобороны потянул сразу на 139,42 млрд. рублей, что дает 4,6 млрд. долларов или 119 млн. долл. за штуку. Таким образом, цена за 2 года как-то увеличилась более чем в 2 раза.
В ответ на рост стоимости машины и была, возможно, созвана всероссийская конференция, что характерно «первая», значит в будущем будут и другие. Однако по итогам ее работы так и не появилось информации о том, что стоимость самолета будет снижена на столько-то процентов. Так как даже «схватить прибыль» на производстве самолета еще надо будет постараться. В частности сообщается о том, что «продажная цена самолетов на 18% ниже их себестоимости. Таким образом, прямой убыток Объединенной авиастроительной корпорации от их продажи, по прикидкам, составит 600 млн. рублей на каждый самолет. Вдобавок к этому, оплата самолетов военными будет произведена с задержкой на 3 года, уже после поставки самолетов, то есть в 2017 году.
Что же из этого следует? Реальная стоимость одной машины (и это при выпуске достаточно крупной серии) – составляет порядка 140 млн. долларов, в случае поставок на внешние рынки цена будет еще выше. И это цена на сегодня, а завтра или в 2016 году эти самолеты будут стоить еще дороже. В этой ситуации не поможет даже такой бренд как Ил-76, которым справедливо гордится «Ильюшин»: одной из составляющих этого известного в авиационном мире бренда всегда было слово «дешево». Однако теперь дешево – это старые ташкентские Ил-76 с двигателями Д-30, которые сегодня летают «во всяких Африках» и в свое время и создали этот самый бренд. Однако на Ил-76 с двигателями ПС-90, который также производился в Ташкенте за 50 млн. долларов, особых очередей не наблюдалось, несмотря на все достоинства этих самолетах.
Все это заставляет задуматься об экспортном потенциале нового российского самолета. Естественно, родное Минобороны от него никуда не денется, но купит ли его еще кто-нибудь, вот в чем вопрос. В конце концов, Россия не единственная страна, которая сталкивается с подобной проблемой. В Японии спроектировали собственный транспортный самолет С-2, самолет сугубо для внутреннего потребления и очень дорогой – около 120 млн. долларов за штуку при гораздо меньших размерах – и ничего терпят. Правда на самолете устанавливаются такие невиданные для России вещи, как автоматическая система погрузки-разгрузки, инфракрасная система ночного видения для пилотов и другая очень хитрая электроника. В конце концов, и у нас стерпят. Вопрос в другом, будет ли что-то после этих 39 самолетов? Бюджет России не резиновый.
Источники информации:
-http://aviaglobus.ru/2013/05/30/6426
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-632.html
-http://www.aviastar-sp.ru/press_center/company_news/1137