Почему Турция закупает китайские ракетные системы
Захари Кек, The Diplomat
Для многих стало неожиданностью, что китайская оборонная компания выиграла контракт на 4 миллиарда долларов по помощи в разработке Турцией системы ПВО большого радиуса, победив в соревновании американские, европейские и российские компании.
Представитель турецкого Секретариата оборонной промышленности (SSM) заявил в четверг, что Турция выбрала предложение от китайской China Precision Machinery Export-Import Corp. (CPMEIC) по совместной разработке системы HQ-9 (FT-2000). «CPMEIC» выиграла у американских «Raytheon» и «Lockheed Martin» с их ракетной системой «Патриот», российской «Рособоронэкспорт», представлявшей «С-300» и франко-итальянского консорциума «Eurosam» с ракетным комплексом «SAMP/T Aster 30».
Хотя уже были слухи о том, что Турция склоняется к выбору «CPMEIC», для многих эта новость стала шокирующей. Турция является членом-основателем НАТО, которое размещает ракетные системы «Патриот» во многих странах Европы. Системы «Patriot» и «HQ-9» не совместимы. Ранее в этом году США, Германия и Нидерланды уже послали в Турцию шесть батарей «Патриотов», чтобы защитить Турцию от конфликта в Сирии.
Решение Анкары выглядит как оскорбление в адрес США, которые давно осуществляют санкции против «CPMEIC» из-за их торговли оружием с странами типа Пакистана, Сирии, Северной Кореи и Ирана. Всем американским частным и юридическим лицам запрещено вести дела с «CPMEIC».
Американские санкции против «CPMEIC» восходят к 1993 году, когда эта компания передала свои ракетные технологии Пакистану. Последний раунд американских санкций против «CPMEIC» был в феврале этого года, когда она попала в список других китайских компаний, продававших Ирану запрещённые американскими законами вещи.
Согласно Инициативе Ядерной Угрозы (Nuclear Threat Initiative – NTI), «CPMEIC» была основана в 1980-х годах китайским бывшим Министерством Космической промышленности (MSI) для явной цели продажи ракет, произведённых под управлением этого министерства. Сама по себе компания не владеет заводами по производству ракет, а специализируется на рынках и предприятиях по продаже ракет, сделанных китайскими оборонными фирмами.
После турецкого анонса, сделанному в четверг, США выразили неудовольствие этим решением.
«Мы высказываем нашу серьёзную озабоченность турецким правительственным контрактом с компанией, подпадающей под американские санкции, и продающей ракетные системы ПВО, которые не совместимы со стандартами НАТО или коллективными оборонными возможностями», цитирует «Reuters» представителя Госдепартамента.
Это решение усилит глубокую озабоченность тем фактом, что Турция под руководством премьер-министра Таджипа Эрдогана дистанцируется от Запада, чтобы осуществлять более независимую внешнюю политику. Некоторые американские аналитики и бывшие законодатели, включая Вали Насра, который служил в Госдепартаменте во времена первого президентства Обамы, в частности высказали озабоченность тем, что Турция развивает свои связи с Китаем.
В своей книге «Необязательная страна» Наср указывает, среди прочих вещей, что Кси Джигпинг посетил Турцию в феврале 2012 года, и что премьер-министр Эрдоган нанёс ответный визит веждивости через два месяца. Последняя поездка, включавшая остановку в Урумчи, столице провинции Ксиньянг, сигнализирует, что Анкара и Пекин преодолевают свои традиционно холодные отношения из-за китайской политики в отношении туркоянычного мусульманского населения Китая, относящегося к уйгурской этнической группе.
В январе Эрдоган опять усилил озабоченность тем, что Турция «оставляет» Запад, когда сказал «Если мы войдём в ШОС (Шанхайскую Организацию Сотрудничества), мы скажем «прощайте» Европейском Союзу. Шанхайская Пятёрка лучше – она гораздо сильнее».
Но Аарон Штайн, управляющий расположенным в Стамбуле некоммерческим «Центром экономических и внешнеполитических исследований», заявил «TheDiplomat», что решение предоставить ракетный контракт компании «SMPEIC» больше связано с стремлением Анкары укрепить свою собственную ракетную промышленность, чем с геополитической переориентацией.
Штайн пояснил: «Дело было в достижении соглашения с одним из четырёх поставщиков для совместного производства. Анкара заключила похожие соглашения о совместном производстве с другими поставщиками для турецких ракетных систем ПВО. В январе 2013 года «SSM» (по приказу Эрдогана) отменила все поставки готовых систем, отдавая предпочтение совместному производству».
Штайн также отмечает, что американские компании не отвечали турецким требованиям трансфера технологий. «Американские фирмы традиционно насмехались над турецкими требованиями по передаче технологий», пишет Штайн, добавляя «Трудно представить, что «Raytheon» и «Lockheed» могут передать критическую технологическую информацию об одной из своих самых передовых ракетных систем Турции».
Хотя Штайн заявляет, что премьер-министр Эрдоган обладает значительным влиянием на принятие решений в SSM, он также отмечает, что турецкие требования по передаче технологий начались задолго до текущей турецкой администрации.
«Турецкое акцентирование на передаче технологий не ново», заявил Штайн. «Ещё в 1985 году Турция приняла закон №3238, который направлен на построение внутренней индустрии вооружений через политику постепенного отказа от военных закупок».
«Текущая турецкая политика закупок предпочитает местную разработку оборонных устройств. Если задача является слишком сложной для турецких оборонных фирм, Анкара предпочитает совместную разработку, или, если это невозможно, то систему совместного производства и лицензирования (co-production/co-licensing). Тендер по ракетным ПВО отвечает третьему критерию».
Китайские оборонные компании гораздо сильнее выражают готовность к передаче оборонных технологий третьим странам, чем их западные конкуренты. Пекин, к примеру, давно помогает Пакистану развивать внутреннюю оборонную промышленность.
Источник: The Diplomat, перевод «Хвилі» Источник: hvylya.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 62
Рейтинг поста: