От Кабула до Дамаска
Миротворцы ОДКБ смогут действовать не только в рамках постсоветского пространства
Миротворческие силы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) получат право участвовать в международных миротворческих операциях. Тот факт, что ООН будет привлекать их к урегулированию конфликтов, отражает возросший статус России и созданного ей оборонного союза. Участие миротворцев может понадобиться во многих горячих точках – от Сирии до Афганистана.
Только что в Белоруссии завершились учения Коллективных сил оперативного реагирования государств – членов ОДКБ «Взаимодействие-2013». Шесть бывших советских республик во главе с Россией организовали совместные воинские соединения, которые сейчас включают в себя более 26 тыс. военнослужащих.
Но это не единственные общие силы шести стран – участниц ОДКБ – есть еще и миротворческий контингент. Решение о его создании было принято шесть лет назад, и до последнего времени о нем мало что было слышно (его единственные учения с участием тысячи миротворцев прошли в свое время в Казахстане). Но в пятницу заместитель генерального секретаря ОДКБ Геннадий Невыглас заявил в Минске агентству «Белта», что в ближайшее время контингенты организации получат новые возможности для своих действий.
«Наш миротворческий контингент сформирован и обучен, буквально в октябре пройдет большое учение, – заявил Невыглас. – Миротворческие силы будут сдавать экзамен на зрелость представителям соответствующего комитета ООН, после чего мы получим право участвовать в миротворческих операциях вне зоны нашей ответственности».
Действительно, с 7-го по 11 октября на полигоне «Чебаркуль» пройдут совместные учения миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство – 2013», в которых примут участие контингенты и оперативные группы от всех стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Как сообщил газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов, в этот раз в учениях будут задействованы вдвое большие силы, чем в прошлый раз: более 2 тыс. человек.
Общий состав миротворческих сил ОДКБ составляет 4,5 тыс. человек, из которых около 1 тыс. составляют представители правоохранительных органов. Основу миротворцев составляет российская 15-я мотострелковая бригада из Самары.
Неудивительно, что численность миротворцев почти в шесть раз меньше, чем у Коллективных сил быстрого реагирования, – КСБР создавались для борьбы с незаконными вооруженными формированиями, теми, кто нарушает суверенитет государств ОДКБ или ведет деятельность по силовому захвату власти. А у миротворцев и задачи небоевые, да и вооружение совсем другое. Сфер применения «голубых касок» три: внутри одной из стран ОДКБ, в регионе ответственности ОДКБ или вне его – уже по мандату ООН. До сегодняшнего дня возможности использования постсоветских миротворцев за пределами территории ОДКБ не было – ООН могла привлекать солдат из России или Казахстана только в качестве национальных военнослужащих.
Российские миротворцы сейчас не участвуют в операциях ООН – остались лишь наши военные наблюдатели, в основном в странах Африки. Но в прошлые годы у нас был большой опыт миротворческой деятельности. Как в странах бывшей Югославии и Африки, так и на постсоветском пространстве (сейчас наши миротворцы остались только в Приднестровье).
«В свое время СНГ проводил ряд миротворческих операций, в которых участвовали в основном страны ОДКБ, – говорит президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. – Была операция в Таджикистане (она вообще стала самой успешной из всех проводившихся в мире подобных операций), были операции в Приднестровье, грузино-абхазском и грузино-осетинских конфликтах, были наблюдатели в Нагорном Карабахе. И все они были признаны ООН – официального мандата этой организации не было, но они были признаны правомерными».
Сейчас дело идет к тому, что ОДКБ станет первой структурой на постсоветском пространстве, которая получит официальный статус региональной организации, способной проводить миротворческие операции, причем не только на своей территории.
После того как в начале октября наблюдатели от ООН убедятся в эффективности работы миротворческого контингента ОДКБ, они получат право на участие в операциях по поддержанию мира в любой точке планеты – естественно, по мандату и просьбе ООН.
ОДКБ долго шла к этому моменту – статус наблюдателя при ООН она получила еще в 2004 году, а ровно год назад был подписан меморандум между секретариатом ОДКБ и департаментом по поддержанию мира ООН, к котором говорилось о необходимости «содействовать расширенному и активному сотрудничеству в деятельности по поддержанию мира, в том числе и поощряя государства – члены ОДКБ к выполнению миротворческих миссий ООН».
О заинтересованности в использовании миротворческого потенциала ОДКБ говорил и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, а генсек ОДКБ Николай Бордюжа на днях назвал миротворческие соединения «абсолютно дееспособными, реальными формированиями, которые обучены проведению миротворческих операций», которые «готовы к применению».#{ussr}
Бордюжа сказал, что хотя миротворческие силы ОДКБ в боевой обстановке еще не применялись, «но вся логика развития последних событий в мире говорит о том, что нам когда-либо придется их применить, во всяком случае, мы к такому повороту событий готовы». Эти слова Бордюжи вроде бы противоречат его же заявлению о том, что ОДКБ не позиционирует себя, «как НАТО, глобальной организацией» и является региональной структурой, «которая обеспечивает исключительно безопасность наших государств и не планирует направлять наши контингенты в Сирию, Ирак, Ливию». «Мы все будем делать для того, чтобы наши контингенты в боевой обстановке были не использованы, – сказал Бордюжа. – Наша главная задача – разрешение любой конфликтной ситуации прежде всего политическими средствами». Но по сути речь просто идет о разных контингентах ОДКБ – генерал действительно считает неправильным участие боевых соединений своей организации в «заграничных походах», но вовсе не отрицает возможности использования ее миротворческих частей.
«ОДКБ получит право – по согласованию с военно-штабным комитетом ООН, другими ее структурами – направлять свои силы в другие регионы, – говорит Леонид Ивашов. – Раньше ни у одной из региональных организаций по безопасности, в которую мы входим (ОДКБ, ШОС), такого права не было – и теперь, когда оно появится, это, конечно, поднимет статус России и самой ОДКБ».
Для России и ОДКБ наиболее болезненными сейчас являются афганский и сирийский вопросы. Афганистан вообще граничит с ОДКБ и является главной головной болью этой организации в краткосрочный период – после того, как оттуда уйдут международные, а по сути, американские войска. Если в стране начнется новая гражданская война, то не понадобится ли в скором времени новая миротворческая операция – могут ли миротворцы ОДКБ оказаться в Кабуле?
«России и ОДКБ нежелательно влезать в Афганистан, да и вообще миротворческие войска туда никто уже не захочет посылать – кого с кем там разделять? – считает Леонид Ивашов. – Но все равно нужно продвигать создание миротворческих сил в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Потому что ситуация в Афганистане касается всех стран, входящих в ШОС и при этом не числящихся в ОДКБ: Китая, Индии, Ирана, Пакистана. Все эти страны заинтересованы в урегулировании ситуации в Афганистане. Нужна не столько миротворческая операция, сколько комплексный проект по урегулированию и стабилизации ситуации, иначе он все время будет беспокоить соседей. Американцы не справились с этим. А ШОС может обсудить ситуацию в Афганистане и предложить решение проблемы, может быть, подключив и Организацию исламской конференции».
Что касается возможности участия миротворцев ОДКБ в урегулировании сирийского конфликта, то сейчас еще сложно сказать даже о том, какие формы в итоге примет урегулирование ситуации как вокруг, так и внутри Сирии. Пока что речь идет о химическом разоружении.
«Если будет проводиться международная операция по обеспечению безопасности захоронения или вывоза химического оружия в Сирии, то ООН может привлечь и российских миротворцев, и миротворцев ОДКБ к ее осуществлению, – говорит Леонид Ивашов. – Кстати, Россия может и в двухстороннем порядке договориться с Сирией, подписать соглашение и взять на себя функции охраны химоружия, оказания помощи Дамаску в этом деле. Сейчас это нецелесообразно делать, потому что нам удалось подключить к решению проблемы США, мы пытаемся сделать все под международным контролем. Если начнется международная операция, то уже ее штаб будет решать, кого он пригласит. И здесь нам нужно будет или конкурировать с НАТО, которое сразу полезет в Сирию, или высказаться за то, что в операции должны участвовать только страны, не вовлеченные в конфликт, – это принципиальное положение Устава ООН. То есть ни американцы, ни Лига арабских государств не могут участвовать в миротворческой операции. Здесь будет торговля, и вполне вероятно, что в итоге ни наши, ни американцы не отправят свои контингенты, а отправит, например, Сенегал».
Политика России по укреплению ОДКБ и ШОС, развитию их миротворческих сил – абсолютно правильная, считает генерал Ивашов: мир сегодня меняется, и нам нужно активней участвовать в этом, перестраивать мир под свои интересы. Тем более что наши интересы, по сути, отвечают интересам абсолютного большинства стран мира. Источник: Взгляд.
Рейтинг публикации:
|