20 сентября начались крупномасштабные совместные российско-белорусские учения «Запад-2013». Одновременно с ними проходят крупномасштабные учения Северного флота.

Учения связаны между собой. Во-первых, и Краснознаменный Северный флот, и Региональная группировка войск Союзного государства подчинены единому командованию на стратегическом западном направлении. Во-вторых, в случае военного конфликта на западных рубежах боевые действия вряд ли будут локализованы в бассейне Балтийского моря и на территории Беларуси. На западе мы непосредственно граничим с НАТО, и то, что происходит в ходе учений — надо сразу понимать, — это отработка ответных действий в случае агрессии со стороны НАТО. Никакого другого противника на западном направлении у нас нет. И любая провокация со стороны стран, бывших ранее членами Варшавского договора, а ныне ставших передовым рубежом Североатлантического альянса, — автоматически будет поддержана всем альянсом. Вот поэтому отрабатывать ответ на подобный военный сценарий надо не на каком-то одном полигоне, а практически на всей Европейской части России, включая Калининградскую область и Республику Беларусь.

В ходе учений отрабатываются вопросы общего управления войсками на широком пространстве. В Калининградской области учения проходят на полигонах «Хмелевка» и «Правдинский». В Беларуси задействованы полигоны «Брестский», «Гожский» и «Обуз-Лесновский». Подразделения гвардейской Таманской мотострелковой дивизии 20-й общевойсковой армии переброшены на прикрытие участков государственной границы Союзного государства. А белорусские десантники (350-й гвардейский отдельный батальон сил специальных операций ВС Республики Беларусь) в порту Ломоносов (Финский залив) погрузились на десантный корабль «Калининград», чтобы отработать морской десант. Корабли Балтийского флота отрабатывают недопущение морской блокады Калининградской области и обеспечение переброски войск морем. Корабли Северного флота (СФ) ведут учебную борьбу с подводными лодками и отражают высадку морского десанта противника. Береговые войска СФ, усиленные подразделениями ВДВ и морской пехоты, также учатся бороться с морскими и воздушными десантами противника.

Особое внимание уделено так называемой «борьбе с терроризмом». Не секрет, что в современной войне особую роль приобретают всевозможные силы специальных операций, диверсионно-разведывательные и аэромобильные подразделения, рейдовые боевые группы, способные действовать в отрыве от основных сил. Именно они подразумеваются под «террористами». И в ходе учений российские и белорусские военные тренируются вести борьбу с такими подразделениями: отрабатывают поддержание режима военного положения в заданном районе, ведут контрдиверсионную борьбу, осуществляют контроль радиоэфира, выявляют и подавляют сигналы связи, ведут поиск и блокирование вооружённых групп. В случае настоящего военного конфликта такая работа должна будет вестись на огромных пространствах, поскольку действия именно сил специальных операций рассматриваются нашим вероятным противником как главный залог военного успеха. Для эффективного противодействия такому противнику в военное время должны привлекаться подразделения МВД, МЧС, войск гражданской обороны и военной полиции. Пока в нынешних учениях принимают участие подразделения Внутренних войск МВД. В их задачу входит как раз контрдиверсионная работа в тыловых районах, выявление воздушных десантов и блокирование высадившихся групп.

Главным же в нынешних учениях является отработка взаимодействия разнородных и разновидовых сил России и Беларуси под единым командованием и на широком театре военных действий. Региональная группировка войск должна научиться действовать как единый организм. Тем более что Вооружённые силы России, Беларуси и других стран — членов ОДКБ — это Советская армия.