К 2020 году холдинг «Вертолеты России» рассчитывает увеличить свою долю на мировом рынке вертолетной
техники в 2 раза, продавая за границу каждый 4-й произведенный вертолет. Существенная часть данных планов будет реализовываться за счет предприятия, расположенного в Ростове-на-Дону. Речь идет о заводе «Роствертол». На российском рынке основным подспорьем долгосрочного роста для данной компании стала активизация государственного оборонного заказа, в рамках которого российские вооруженные силы пополнит около 200 вертолетов Ми-28Н, выпускаемых в Ростове.
На сегодняшний день холдинг «Вертолеты России» является одним из мировых лидеров вертолетостроения и единственным
производителем и разработчиком вертолетов в нашей стране, а также одной из немногих в мире компаний, которая обладает возможностями по проектированию, испытаниям, изготовлению и техническому обслуживанию современных военных и гражданских вертолетов. Головной офис холдинга находится в Москве. В состав ОАО «Вертолеты России» входят вертолетные заводы, КБ, предприятия по выпуску, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, а также своя сервисная компания, которая занимается обеспечением послепродажного сопровождения вертолетной
техники как в РФ, так и за ее пределами. Холдинг был образован в 2007 году, однако ключевые предприятия, входящие в него, обладают более чем 60-летней историей.
В состав холдинга «Вертолеты России» входят следующие основные производственные предприятия: «Роствертол», «Казанский вертолетный завод», «Улан-Удэнский авиационный завод», «Кумертауское авиационное производственное предприятие», «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», а также
производители комплектующих «Редуктор-ПМ» и «Ступинское машиностроительное производственное предприятие».
По информации ОАО «Вертолеты России», на 2013 год в мире эксплуатируется более 8,5 тысяч вертолетов российского производства, которые используются более чем в 100 странах. На сегодняшний день «Вертолеты России» занимают 85% отечественного рынка вертолетной техники, в мировых продажах на долю холдинга приходится более 10% рынка. По состоянию на 2013 год на всех предприятиях холдинга было изготовлено 35% мирового парка боевых машин, а также 17% мирового парка сверхтяжелых вертолетов, обладающих максимальной взлетной массой более 20 тонн. Также на долю «Вертолетов России» приходится 56% мирового парка среднетяжелых вертолетов, обладающих максимальной взлетной массой на уровне от 8-15 тонн.
Предприятия, входящие в состав холдинга, являются разработчиками уникальных
технологий, которые воплотились в жизнь в мировых рекордсменах и бестселлерах. К ним без всяких сомнений можно отнести: Ми-8/17 – наиболее популярный в мире вертолет за всю историю отрасли, производится сегодня на 2-х предприятиях в разнообразных современных модификациях; Ми-26 (и его модификации) – самый грузоподъемный вертолет во всем мире, в состоянии перевозить грузы массой до 20 тонн.
В последние годы холдинг демонстрирует уверенный рост своих финансовых показателей. Так выручка предприятия по итогам 2012 года увеличилась на 21% (в сравнении с 2011) и составила 125.7 млрд. рублей, прибыль увеличилась на 35,2% и составила 9,4 млрд. рублей. В 2012 году предприятия холдинга поставили на рынок 290 вертолетов, что на 10,7% больше показателей 2011 года. В августе 2013 года было объявлено, что холдинг выпустит в 2013 году – 321 вертолет, что сразу в 2 раза больше, чем было произведено в кризисном 2009 году. А до конца десятилетия предприятия холдинга рассчитывают выпустить (согласно портфелю заказов) 870 вертолетов на общую сумму порядка 388 млрд. рублей, в том числе 232 машины на экспорт. Стратегия развития предприятия предусматривает рост ежегодных продаж до уровня 400-450 вертолетов к 2020 году с объемом продаж и послепродажного обслуживания на сумму не менее 240 млрд. рублей.
Такие прогнозы позволяют надеяться на то, что доля российских вертолетов на мировом рынке увеличится с 10,7% до 18%, а годовой объем отечественного производства вырастет до 450 машин ежегодно. Существенная часть этого заказа должна прийтись на предприятие «Роствертол», которое только в 2012 году выпустило 54 вертолета типов Ми-35М, Ми-28Н и Ми-26 для всех заказчиков. Выручка предприятия по итогам 2012 года составила 30,232 млрд. рублей, превысив аналогичный показатель 2011 года более чем в 1,5 раза.
Из России с любовьюПо информации
экспертов компании Teal Group Corp, до 2020 года во всем мире будут реализовано порядка 4667 боевых вертолетов на общую сумму в 62,3 млрд. долларов. В настоящее время на данном рынке лидирует американская компания Bell Helicopter (23%), на 2-м месте находится Eurocopter (18,75%), на 3-м Sikorsky (12,3%). Отечественная компания «Вертолеты России» расположилась на 4-м месте, занимая нишу в 10,7%. В том случае, если заложенные в стратегии развития государственного холдинга прогнозы сбудутся и финансирование отрасли будет оставаться на обещанном уровне, то уже через 7 лет российская компания сможет значительно потеснить Eurocopter и выйти на 2-е место в мире. Для Ростовского предприятия «Роствертола» это реальный шанс стать одним из ведущих мировых лидеров в сфере продаж не только боевой, но и тяжелой гражданской вертолетной техники. Особенно на фоне того, что за границей конкуренты только собираются разрабатывать собственные проекты «одноклассников», а, как известно, от стадии чертежей до стадии производства проходит не один год.
В свое время (в годы кризиса в отечественном ОПК) поставка вертолетов на экспорт стала настоящей палочкой-выручалочкой для «Роствертола». В начале 2000-х годов, когда доля военных машин в общем объеме выпуска «Роствертола» доходила до 96%, на экспорт поставлялось 66% производимой продукции. За границей охотно покупали самый тяжелый в мире серийно выпускаемый транспортный вертолет Ми-26Т, а также модернизированный боевой ударный вертолет Ми-35. Является модернизацией знаменитого Ми-24 «крокодил», вертолет оснащен тепловизорами, приборами ночного видения, спутниковой навигационной системой.
Постепенно доля государственного заказа стала расти. Решающим фактом стало обещание бывшего главнокомандующего ВВС России Владимира Михайлова начать процесс замены боевых ударных вертолетов Ми-24 на другую ростовскую машину – Ми-28Н «Ночной охотник» – с приобретения у «Роствертола» сразу 300 вертолетов. Параллельно с этим шел процесс интеграция предприятия в холдинг «Вертолеты России». При этом вхождение в состав холдинга опровергло все самые пессимистические прогнозы, предприятие в настоящее время быстро развивается, увеличивая не только внутрироссийские, но и экспортные поставки, расширяя географию продаж. До недавнего времени пропорция между вертолетами, поставленными в рамках оборонзаказа и на экспорт, составляла 50 на 50, а сейчас 65 к 35, отметил гендиректор «Роствертола» Борис Слюсарь.
Традиционным для «Вертолетов России» рынком сбыта на международной арене выступают развивающиеся государства (Китай, Индия, страны Африки и Латинской Америки). Только за 2011 год портфель заказов компании вырос в 2 раза с 429 до 859 вертолетов на сумму более 330 млрд. рублей. Отвоевывать позиции на мировой сцене компании позволяет консолидация отрасли. Так считает Сергей Ярковой, являющийся заместителем гендиректора «Вертолетов России» по финансам и развитию. По его словам, за 5 лет холдингу удалось поменять структуру затрат и капитала, превратив ОАО «Вертолеты России» в успешную, эффективную компанию. Объединив промышленный и научный потенциал, холдинг смог избавиться от многих дублирующих
функций, а в результате централизации закупок удалось добиться 4-процентного сокращения издержек (700 млн. рублей).
Если говорить конкретно об «Роствертоле» то его доля на мировом рынке вертолетостроения оценивается в 2,5%. С 2001 по 2012 год ростовчане поставили на экспорт более 150 различных вертолетов. В частности, в 2012 году на экспорт ушло 11 боевых Ми-35М (3 – в Бразилию, 8 – в Азербайджан). Всего Азербайджан должен получить 24 новых вертолета, Бразилия – 12. Одним из новых для компании рынков сбыта является Ирак. Первый за последние 10 лет контракт на поставку российского вооружения Багдаду был подписан в рамках 50-го юбилейного авиасалона Ле Бурже. Ирак приобрел несколько новых российских ударных вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник» в рамках заключенного годом ранее пакетного соглашения на общую сумму 4,2 млрд. долларов. По словам представителя Рособоронэкспорта Александра Михеева, контракт предполагает поставку Ираку «более 10 вертолетов».
По словам Михеева, данный контракт включает также
программу обучения летчиков и техников, а также поставку всего необходимого комплекта вооружения для машины. Ирак стал первым иностранным государством, которое заказало вертолеты Ми-28НЭ, отмечает Руслан Пухов, являющийся директором Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). Эта сделка имеет важное значение для продвижения машины на международном рынке. До недавнего времени вертолет приобретался только Минобороны России.
Также постоянным спросом у иностранных заказчиков пользуется российский тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т. На сегодняшний день – это единственная в мире машина, способная перевезти на внешней подвеске или в кабине груз массой до 20 тонн. Наиболее близкий американский конкурент по грузоподъемности – вертолет «Чинук» производства компании «Боинг» уже не один раз спасался с помощью российского вертолета. Ми-26 несколько раз задействовался для транспортировки сбитых в Афганистане вертолетов «Чинук». У американцев просто нет вертолета способного осуществить такую операцию. В наши дни кроме самой России и государств СНГ, вертолет Ми-26Т активно эксплуатируют Индия, Китай, Греция и Венесуэла.
Внутренний рынокВ ближайшее время у ростовских авиапроизводителей не предвидится никаких проблем со сбытом вертолетов на внутреннем рынке. В ближайшее десятилетие российские ВВС рассчитывают приобрести порядка 1000 новых вертолетов. Госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы предусматривает приобретение 200 вертолетов Ми-28Н. Именно на их выпуск сегодня и сделана основная ставка в Ростове. В 2015 году в войска должна будет поступить новая, модернизированная версия вертолета Ми-28НМ, которая окончательно избавиться от всех «детских болячек» нового вертолета. Переоснащение армейской авиации новыми вертолетами идет полным ходом.
Каждый вертолет Ми-28Н обходится заказчику в сумму порядка 245-250 млн. рублей, так что денежные средства на модернизацию производства у ростовского предприятия есть. Еще в 2010 году «Роствертол» потратил 174,3 млн. рублей на реконструкцию цехов по выпуску Ми-28Н и еще 392,3 млн. рублей на запуск в серийное производство экспортной модификации машины – Ми-28НЭ. В последние несколько лет на заводе была завершена реконструкция всех цехов, участвующих в производстве. В настоящее время темпы выпуска вертолетов Ми-8/17 в России превышают советские показатели, финансирование на приобретение Ми-28Н зарезервировано в бюджете, так что «Роствертол» может чувствовать себя достаточно спокойно.
Также на предприятии
работают над разработкой и внедрением в производство новых моделей. Уже названного Ми-28НМ и учебно-тренировочного вертолета Ми-28УБ (пойдут в серию в 2015 году). Помимо этого предприятие в кооперации работает над разработкой и производством среднего одновинтового вертолета Ка-62 и многоцелевого гражданского Ми-38.
Интересно отметить тот факт, что в настоящее время внутри «Оборонпрома» идет параллельное развитие 2-х проектов выпуска боевых ударных вертолетов, которые должны заменить старичка-долгожителя Ми-24 – подмосковный Ка-52 «Аллигатор» и ростовский Ми-28Н. Оба вертолета предлагаются ВВС России в роли основного. Аналитик считают, что преимуществом в данном внутреннем противостоянии 2-х моделей завладеет тот, кто сумеет максимально быстро наладить массовый выпуск вертолетов. Новое руководство Министерства обороны России намерено и дальше развивать конкуренцию и четко выполнять свои финансовые обязательства. При этом и сами производители должны выполнять взятые на себя обязательства. «Роствертол», похоже, с ними успешно справляется, ежегодный выпуск Ми-28Н здесь уже исчисляется десятками штук.
Источники информации:
-http://www.rostec.ru/news/2991
-http://www.russianhelicopters.aero/ru/about
-http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/06/130628_iraq_russia_helicopters.shtml