Традиционно власти КНР очень жестко подвергают цензуре информацию касающуюся своих вооруженных сил. Несанкционированные утечки в этой области пресекается самыми жесткими методами. Например, несколько лет назад был осуждён китайский блогер, выложивший в сети фото нового китайского истребителя J-10. Притом, что сам факт массового производства и поступления самолётов на вооружение легко фиксируется средствами космической разведки. Cовсем недавно эти самолёты участвовали в демонстрационных полётах на МАКС-2013 в Жуковском.
В настоящее время Китай – единственная из пяти великих держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН и признанных пяти ядерных держав, которая не предоставляет никакой официальной информации о своих вооруженных силах, включая ядерные средства.
Официальное обоснование такой секретности состоит в том, что китайские ядерные силы малочисленны и технически несопоставимы с ядерными средствами других держав «пятерки», и потому для поддержания своего потенциала ядерного сдерживания Китай нуждается в сохранении неопределенности в отношении его СЯС.
В то же время Китай – единственная из великих держав, которая на официальном уровне приняла обязательство о неприменении ЯО первой, причем без всяких оговорок. Это обязательство сопровождается некоторыми расплывчатыми неофициальными разъяснениями (вероятно, санкционированными властью) о том, что в мирное время китайские ядерные боеголовки хранятся отдельно от ракет. Также указывается, что в случае ядерного удара ставится задача в течение двух недель доставить боеголовки к носителям и нанести ответный удар по агрессору.
Ввиду полной закрытости официальных данных все оценки ядерных средств КНР основываются на информации зарубежных правительственных и частных источников. Так, по некоторым из них Китай имеет около 130 стратегических баллистических ракет с ядерными боеголовками. В их составе есть 35 старых МБР стационарного базирования типа «Дунфан-4/5А» и 15 старых стационарных баллистических ракет средней дальности (БРСД) типа «Дунфан-3А». Также развернуто около 25 новых грунтово-мобильных МБР типа «Дунфан-31А» (китайский аналог российской ракеты «Тополь») и 60 новых грунтово-мобильных БРСД «Дунфан-21». Ракеты средней дальности нацелены в основном на Россию, по отношению к которой они являются стратегическими, а также на американские базы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Развертывание новейших DF-31A началось в 2007 году, в 2010 году на вооружении находились около 10 ракет и столько же пусковых установок. По оценкам разведки США, в настоящее время Китай, с учетом 20 ракет шахтного базирования DF-5A, имеет «менее 50 ракет», которые могут достичь территории континентальной части США. Американская разведка полагает, что в настоящее время развернуты менее 25 ракет DF-31A.
В рамках модернизации своих стратегических сил Китай осуществляет переход от устаревших жидкостных ракет к новым твердотопливным. Новые системы более мобильны и следовательно менее уязвимы для атак противника.
Но по всем признакам китайские мобильные комплексы более уязвимы, чем российские. Центральные районы КНР, в отличие от России не имеют крупных лесных массивов, где ракетные комплексы могли бы укрыться в дневное время. Мобильная пусковая установка имеет большие размеры. Её обслуживание требует значительных людских ресурсов и большого количества вспомогательного оборудования. Это делает её быстрое передвижение ограниченным и относительно легко обнаруживается средствами космической разведки.
Мобильные пусковые комплексы, конечно, будут рассредоточены в случае войны. Но, несмотря на то, что они имеют некоторые внедорожные возможности, требуются твердые ровные поверхности для запуска ракет. В результате пусковые комплексы должны будут остаться на дорогах или использоваться с готовых стартовых площадок, которые явно выделяются на спутниковых изображениях высокого разрешения. Кроме того, пусковая установка не может быть просто отогнана и произвести запуск сама по себе, всё это должно произойти при поддержке т средств ориентации, ремонта и связи.
Спутниковые снимки показывают, что Китай создает стартовые позиционные районы для своих новых дорожно-мобильных межконтинентальных баллистических ракет DF-31/31A в центральной части страны. Несколько пусковых установок новых МБР DF-31/31A появились в двух районах восточной части провинции Цинхай (Qinghai) в июне 2011 года.
В течение следующего десятилетия старые ракеты с меньшей дальностью будут списаны и заменены на DF-31/31A. С поступлением новых МБР большая часть китайских ракетных сил сможет нацелиться на континентальную часть США и, возможно, к 2025 году их количество увеличится в два раза. Но даже и к тому времени китайский ракетно-ядерный потенциал будет значительно уступать потенциалу России и США.
Воздушная составляющая СЯС КНР представлена самолётами Н-6, которые являются китайской версией бомбардировщика Ту-16, созданного в СССР в середине 50-х.
В настоящее время несколько десятков самолётов этого типа модернизированы, путём установки современного БРЭО и турбовентиляторными двигателей Д-30КП-2. Боевая нагрузка составляет 12 000 кг. Бомбардировщик способен нести 6 крылатых ракет CJ-10A (копия Х-55). Но даже модернизированный вариант с крылатыми ракетами и современными экономичными двигателями не может считаться стратегическим бомбардировщиком. В зоне его достигаемости: Восточная Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. По состоянию на начало 2013 года, на вооружении находилось около 120 самолётов Н-6 различных модификаций.
Модернизация Н-6 ведётся на авиазаводе в Сиане.
Морская составляющая только начинает формироваться и состоит из одной построенной в 80-е ПЛАРБ тип 092 «Ся» (Xia), которая ни разу не выходила в море для боевого патрулирования.
Недавно построены и вводятся в эксплуатацию четыре ПЛАРБ пр. 094 «Цзинь».
В общей сложности ядерный арсенал Китая оценивается примерно в 180–240 боеголовок, что делает его 4-й или 3-й ядерной державой после США и РФ (и, возможно, Франции), в зависимости от точности имеющихся неофициальных оценок. Китайские ядерные боезаряды относят в основном к термоядерному классу с диапазоном мощности 200 кт – 3,3 Мт. Несомненно, что экономический и технический потенциал КНР позволяет осуществить быстрое наращивание ракетно-ядерных вооружений по всему диапазону их классов.
На вооружении ВВС КНР около 4 тыс. боевых самолетов (до 500-600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), из них более 3 тыс. истребителей, около 200 бомбардировщиков.
Самолетный и вертолетный парк оснащен машинами преимущественно российских (советских) производителей - МиГ-21, Су-27,Су-30МКК, Су-30МК2, Ил-76, Ан-12, Ми-8. Имеются однако и самолёты собственной разработки - ударные Q-5 и JH-7, лёгкий истребитель J-10.
Массовое производство наиболее современных и боеспособных J-11В ( Су-30МК) ведётся на авиазаводе в Шеньяне.
Масштабы производства намного больше чем на авиастроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. При этом китайцы совершенно не заморачиваются отсутствием лицензии.
На базе израильского истребителя «Лави» создан и производится на авиазаводе в Ченду легкий истребитель J-10 в нём используется российский двигатель АЛ-31Ф.
Там же ведутся активные работы по созданию собственного истребителя 5-го поколения.
На базе транспортных Ил-76, Y-7(АН-24), Y-8(АН-12) созданы и производятся самолёты ДРЛО.
На спутниковых снимках видно, что в последние годы современные самолёты практически вытеснили с аэродромов КНР J-6(МиГ-19) и J-7(МиГ-21).
В то же время в составе морской авиации, до сих пор сохраняются бомбардировщики Н-5(Ил-28).
Возможно, эти самолёты используются в качестве учебных или патрульных.
В КНР имеется очень развитая аэродромная сеть, особенно на востоке страны. По количеству аэродромов с твёрдым покрытием Китай превосходит Россию. На вооружении зенитных ракетных войск НОАК КНР находится 110—120 зенитных ракетных комплексов (дивизионов) HQ-2, HQ-61, HQ-7, HQ-9, HQ-12, HQ-16, С-300ПМУ, С-300ПМУ-1 и 2, в общей сложности около 700 ПУ.
ЗРК С-300 в районе Циндао
По этому показателю Китай уступает только нашей стране (около 1500 ПУ).
ЗРК НQ-6D в районе Чэнджу
Ещё год назад не менее трети от этого количества китайских ЗРК приходилось на устаревшие HQ-2 (аналог ЗРК С-75), сейчас их осталось не более 10 % от общего количества.
Позиции ЗРК НQ-2(С-75)
Устаревшие ЗРК активно выводятся из эксплуатации и на их позициях разворачиваются современные комплексы.
В Китае имеется четыре космодрома (один в стадии строительства). В 1967 году Мао Цзэдун принял решение начать разработку собственной пилотируемой космической программы. Первый китайский космический корабль «Шугуан-1» должен был отправить на орбиту двух космонавтов уже в 1973 году. Специально для него в провинции Сычуань, близ города Сичан, было начато строительство космодрома.
Местоположение стартовой площадки выбиралось по принципу максимальной удаленности от советской границы. После того как в 1972 году финансирование проекта было сокращено, а нескольких ведущих ученых репрессированы в ходе культурной революции проект был закрыт. Строительство космодрома возобновилось спустя десятилетие, закончившись в 1984 году.
Космодром Тайюа́нь — расположен в северной провинции Шаньси, близ города Тайюань.
Действует с 1988 года. Площадь его территории составляет 375 кв.км. На космодроме расположены пусковая установка, башня технического обслуживания и два хранилища жидкого топлива. Космодром Цзюцюань - действует с 1958 года. Расположен на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ в провинции Ганьсу, назван по расположенному в 100 километрах от космодрома городу Цзюцюань.
Является самым крупным космодромом Китая (до 1984 года — единственный) и единственным, используемым в национальной пилотируемой программе.
Также выполняет запуски военных ракет. Полигон при космодроме имеет площадь 2800 км²
Там же в Бадань-Цзилиньской пустыне расположены крупные авиационные полигоны и испытательные центр ПВО.
В составе ВМС КНР на сегодняшний день находится более 200 крупных подводных и надводных боевых кораблей.
Самым крупным является авианосец «Ляонин», бывший «Варяг» - проданный Украиной по цене металлолома в апреле 1998 года .
В 2005 году корабль был поставлен в сухой док в Даляне и подвергался интенсивной модернизации и достройке в течение 6 лет.
10 августа 2011 года, корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня.
25 сентября авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и бортовым номером 16.
До этого у китайских специалистов уже была возможность ознакомиться с бывшими советскими авианесущими кораблями.
Авианесущий крейсер "Киев" превращённый в плавучее казино
В середине 90-х в России были куплены, так же по цене металлолома «Минск» и «Киев».
Для отработки взлёта и посадки на палубу авианосца, в одном из центральных районов КНР была построена бетонная модель авианосца в натуральную величину.
Численность морской авиации превышает 400 вертолётов и самолётов.
Истребители-бомбардировщики морской авиации JH-7
Флотские J-8 и J-7, при почти одинаковом треугольном крыле, заметна разница в геометрических размерах
В их состав авиации флота, помимо истребителей и ударных машин, входят гидросамолеты-амфибии собственного производства SH-5, использующиеся как патрульные и поисково-спасательные.
Возможности Google Earth позволяют наглядно оценить темпы развития вооруженных сил КНР. Особенно это заметно в таких областях как: ПВО, ВВС и ВМФ.