Как уточнили в Министерстве обороны, этот аэродром существовал и раньше, но с 1991 года он был фактически заброшен. Сейчас его не только восстановят, но и будут расширять. При строительстве используют современные материалы и технологии. Первую посадку там совершат уже в конце октября. Взлетно-посадочная полоса будет способна принять самолеты Ан-72."
"Как отметил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв, под флагом которого проходит арктический поход отряда кораблей СФ, «уникальность операции состоит в том, что для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерации – тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола Госкорпорации «Росатом» - «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».
Ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота осуществлялась более 40 часов. Около 400 миль отряд кораблей Северного флота прошёл в сопровождении атомных ледоколов, надёжно обеспечивающих навигационную и ледовую безопасность, сообщает начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту капитан 1 ранга Вадим Серга.
Во время прохода районов со сложной ледовой обстановкой активно работала авиагруппа, базирующаяся на ТАРКР «Пётр Великий». Корабельные лётчики совершили четыре вылета вертолётами Ка-27 для проведения ледовой разведки по маршруту следования отряда кораблей, а также ряд посадок на палубы атомных ледоколов.
В ближайшие дни отряд кораблей Северного флота продолжит плавание в восточном направлении морем Лаптевых. Для обеспечения безопасности мореплавания корабельные вертолётчики продолжат осуществлять вылеты для проведения воздушной разведки в айсбергоопасных районах плавания и мониторинга ледовой обстановки.
Отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска 3 сентября. За время похода он совершил переход Баренцевым и Карским морями и преодолел более полутора тысяч морских миль."
Теперь от меня. Начну с некоторых комментариев к видео сюжету.
- В фильме хорошо показали и движение каравана и ледовую обстановку. Конечно не попало в кадр движение ночью в сплошном тумане, когда не видно ни впереди, ни сзади идущего.
- Сильно раздражает произношение за кадром "пролива Матисена", хотя моряки четко и правильно его произносят.
- И конечно - атомные ледоколы не присоединились к каравану, а взяли под проводку. Чувствуете разницу?
- Нас, в очередной раз, обозвали "50-ти летием Победы". Хотя именно в этот момент в кадре наш борт с названием.
- На ледоколах установлена не система отведения воздуха для разгона льдин. Система пневмообмыва (ПОУ) предназначена для уменьшения трения корпуса ледокола о лёд, когда ледокол двигается в сплоченных, тяжелых льдах. Но ледокольщики, действительно, часто применяют её не для себя, а когда в караване суда, опасающиеся соприкосновения своих корпусов со льдом. В разряженных льдах пуск ПОУ даёт замечательный результат, канал за ледоколом становится широким и чистым, что, собственно и видно в сюжете.
- И покорять Арктику не надо. Надо её знать и беречь!
Текстом я вас, пожалуй, уже утомил. Понимаю, что некоторые уже пропустили и разглядывают караван. Но еще несколько слов.
Итак, 8 сентября в районе
островов Скотт-Гансена на ледокол "Вайгач" прибыл вертолет с командующим, чтобы обсудить все детали дальнейшей нашей
совместной работы по проводке кораблей сквозь льды Карского моря:
1.
В 15.00 московского времени атомные ледоколы "50 лет Победы" и "Вайгач" подошли в район нахождения флотилии Северного флота. Она была так рассредоточена, что все разом в кадр не влазили.
2.
По подходу, начали формировать караван в ордер (порядок следования) 3-х кораблей и 7-ми судов вспомогательного флота. Конечно, капитаны ледоколов заранее обсудили схему расстановки каравана, учитывая возможности кораблей и судов, ледовую обстановку на переходе. Для упрощения и ускорения процесса создания каравана, разделили армаду на 2 группы, возглавляемые - каждая своим ледоколом. Благо до льдов было еще далеко.
До пролива Матисена оставалось 150 миль и, как потом стало ясно 16 часов ходу.
Смеркалось...
И вот построение каравана в строй кильватера:
3.
.
4.
5.
Армада выстроилась за впереди идущими ледоколами. Но два ордера еще идут сближающимися курсами.
6.
И к 19.00 оба ордера выстроились в один. Теперь весь караван идет в кильватер за первым ледоколом.
7.
Дистанции между судами (можно я всех в этом строю буду называть судами?) еще приличная, но до входа в лёд постепенно будет сокращена до 2-х кабельтов. Дабы льдины не успевали заползти в ледовый канал от впереди идущего.
А вот и первые льды на пути движения флотилии:
8.
9.
И вертолет, пришедший с ледовой разведки.
10.
При прохождении первой перемычки, выяснилось, что идущие в нашей группе БДК хуже приспособлены к хождению в таких льдах, чем танкер "Дубна". Пришлось на ходу менять порядок ордера. И "Дубна" вышла из строя, уступая дорогу за нами ТАРК "Петр Великий".
11.
Вот караван проходит танкер:
12.
И он пристраивается в кильватер:
13.
Теперь головная часть каравана выглядела вот так:
14.
15.
Да! Я совсем забыл! Еще вчера вечером (т.е. 8 сентября) в районе
островов Мона в караван вошел и возглавил ордер а/л "Ямал", который и красуется теперь у нас по носу, выбирая дорогу и разбивая крупные льдины:
16.
На входе в пролив Матисена, по тактическим соображениям, вторая часть каравана, возглавляемая а/л "Вайгач", пошла немного своей дорогой, что и позволило запечатлеть весь состав флотилии Северного флота:
17.
Что интересно - на носах военных кораблей всю дорогу стояла вахта в оранжевых спасательных жилетах
18.
Пройдя 1-й частью каравана очередную сплоченную перемычку льда в пр. Матисена, понимаем, что второй части, возглавляемой а/л "Вайгач", и состоящей из 6-ти судов вспомогательного флота, пройти её будет сложновато. Мы (а/л "50 лет Победы") оставляем головной ордер на попечение "Ямала" и возвращаемся немного назад, чтобы помочь "Вайгачу" провести своих подопечных через лёд.
И на этом маневре смогли запечатлеть с другого ракурса нашу часть каравана, которую я вам и представляю:
19. Атомный ледокол "Ямал"
20. Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
21.
22. Большой десантный корабль (БДК) "Кондопога"
23. БДК "Оленегорский горняк"
24. Ну, а танкер "Дубна" вы уже видели:
23. А вот и караван "Вайгача" подходит к перемычке.
Хорошо видно, что в ледовой перемычке сплоченного льда, за нами остается канал чистой воды, но чтобы его не затянуло в течении прохода 6 судов, а/л "Вайгач" расширяет его еще на корпус.
24.
На выходе из пролива Матисена, к нашему каравану присоединяется а/л "Таймыр". Вышел он из Мурманска 6 сентября и 9-го нас нагнал.
25.
Вот он занимает свое место в ордере, вслед за а/л "Ямал", перед ТАРК "Петр Великий". И караван следует на Северо-Восток, направляясь в пролив Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия -
мыс Челюскин.
26.
В преддверии темного времени суток, зная ледовую впереди по курсу - принимаем решение: разбить 2-ю группу на две части. Три судна пойдут вслед за "Вайгачем", потом а/л "50 лет Победы" и еще три судна.
Первую часть каравана, что на фото выше - оставляем без изменения.
Теперь мы выходим из строя в сторонку и пропускаем головную часть:
27. Атомный ледокол "Вайгач"
28.
Килекторное судно "КИЛ-31"
29.Теплоход "Печора"
30. Буксир спасатель "Памир"
И за нами теперь хвостовая часть каравана: два килекторных судна, это "КИЛ - 164" и КИЛ "Пушкин", замыкает маленький, но шустрый морской буксир "МБ - 100"
31.
32. Караван уверенно втягивается в туман и ночь.
33. Но утро в проливе Бориса Вилькицкого заставляет фотографов забить карты памяти своих фотоаппаратов напрочь!
34.
35.
36.
37. 10 сентября караван вышел на чистую воду, и мы распрощались.
А 13 сентября, ближе к ночи, мы уже ошвартовались у родного мурманского причала.
Это был наш завершающий караван в этом заплыве.
Но, как и обещал в
первом фото-отчете о рейсе - будут еще фотографии с акватории Северного Морского пути.