Министерство обороны России приступает к реализации масштабного проекта, который замминистра Аркадий Бахин охарактеризовал как «возвращение в Арктику».
«Мы пришли туда или, точнее, возвратились навсегда, потому что это - исконно русская земля».
На минувшей неделе Сергей Шойгу определил Аркадия Бахина как министерского чиновника, который будет непосредственно отвечать за работу по Арктике. На первом этапе заместителю министра поручено проконтролировать работы, которые военнослужащие будут проводить на Новосибирских островах, расположенных на стыке арктических морей: моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Главная цель военного ведомства на первом этапе состоит в строительстве взлётно-посадочной полосы аэродрома «Темп», созданного на островах в советские времена, но затем длительное время не эксплуатировавшегося, от чего пришедшего в полную негодность для приёма воздушных судов. Полоса будет строиться с первоначальным прицелом на взлёт и посадку таких самолётов как Ан-72 и Ан-74, которые, по словам представителей главного военного ведомства, смогут прибыть на Новосибирские острова уже в конце октября текущего года. В дальнейших планах – расширение и удлинение ВПП аэродрома «Темп» с целью получения возможности приёма большегрузных транспортных самолётов.
Напомним, что активное освоение Новосибирского архипелага, который, для сравнения, более чем в три раза по своей площади превосходит такое государство как, к примеру, Катар, началось в 70-х годах прошлого столетия. Тогда Министерством геологии Советского Союза была определена задача масштабного геологического и геофизического исследования островов. Для решения этой задачи была создана так называемая Восточно-Сибирская комплексная партия, начальником которой назначили Владимира Иванова. Работы проводились при участии опытного геофизика Алексея Пискарёва. Работы были нацелены на проведение сейсмогеологоразведки. Экспедиционный лагерь располагался в непосредственной близости от места расположения полосы аэродрома «Темп», который в то время был рассчитан на обслуживание лишь таких самолётов как Ан-2 – рабочих лошадок Арктики, как называли этот самолёт сами участники экспедиции.
Участники сейсмологической экспедиции на Новосибирские острова (1972 год)
К 1973 году на Новосибирских островах удалось развернуть несколько сейсмолабораторий, которые позволяли, по официальной версии, отслеживать природные землетрясения на территории региона внушительной площадки. По неофициальной, как говорится, догадываемся сами, что с помощью установленной на Новосибирских островах техники можно было отслеживать не только те землетрясения, которые вызваны матушкой-природой…
Сейсмологическая станция "Темп" (1973 год)
По всей видимости, стратегическая значимость Новосибирских островов была осмыслена и в новейшее время. Именно поэтому министр обороны Шойгу и отдал приказ о начале восстановления аэродрома с дальнейшим масштабным освоением архипелага.
В конце минувшей недели к островам подошли корабли Северного флота РФ, во главе которых был РК «Пётр Великий». Корабли вышли с базы в Североморске 3 сентября и были подведены к островам группой из четырёх атомных ледоколов («50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр и «Ямал») в связи со сложной ледовой обстановкой на нескольких участках маршрута. Ледоколы использовались на протяжении сложных участков маршрута протяжённостью около 400 морских миль. Общая протяжённость пути составила более 2 тысяч морских миль.
Караван кораблей Росатома и ВМФ РФ
Во время движения кораблей проводилась масштабная авиационная работа с помощью вертолётной техники (Ка-27), которые осуществляли воздушную разведку на маршруте следования, а также отрабатывали варианты посадки на атомные ледоколы. Осуществлялся комплекс учений по отработке действий корабельных команд с экипажами самолётов противолодочной морской авиации, а также учебные тренировки по оказанию помощи судам, терпящим бедствие в арктических водах.
Флотская группировка (десять судов обеспечения и боевых кораблей) и заняла места якорных стоянок в акватории залива Стахановцев, находящегося на западной оконечности острова Котельный Новосибирского архипелага. По сообщениям пресс-службы Северного флота, на остров с помощью вертолёта Ка-27 и специальных плавательных средств была высажена группа для проведения рекогносцировки. После проведения работ рекогносцировочной группой было принято решение о высадке десанта на берег острова Котельный с БДК «Кондопога» и «Оленегорский горняк».
Для начала строительных работ на Новосибирские острова было доставлено соответствующее оборудование и материалы. Команде была поставлена задача в сжатые сроки провести картографический анализ и приступить к работам по возведению взлётно-посадочной полосы аэродрома «Темп». По поводу необходимости проведения слаженных и эффективных работ весьма недвусмысленно высказался министр обороны Шойгу:
«Очень не хочется, чтобы кому-то пришлось совершать подвиги из-за чьей-то расхлябанности».
По всей видимости, министр имел в виду, в том числе, и прошлый опыт начать определённые работы на Новосибирских островах, который был откровенно неудачным. Напомним, что в сентябре 2012 года при заходе на посадку на острове Котельный потерпел аварию вертолёт Ка-27. Благо, что в той аварии никто из членов экипажа и десантной группы, находившейся в вертолёте, не пострадал. Экспертная группа установила, что авария вертолёта произошла вследствие заклинивания редуктора. При этом сообщается, что пилоты, как виделось им, вели машину на твёрдый грунт, вместо которого оказалось болото. Та авария скомкала учения, оставив явно негативный осадок.
На сей раз никаких нештатных ситуаций не зафиксировано, а это вселяет надежду на то, что работы на Новосибирских островах будут не только начаты точно в срок, но и точно в срок закончены.
Итак, для чего Министерству обороны могут быть нужны именно Новосибирские острова? Как уже говорилось, в своё время на островах работали группы сейсмического мониторинга. Очевидно, что советский опыт по установлению эпицентров землетрясений, которые вполне могли возникать и после ядерных испытаний, проводимых другими государствами, трудно в нынешней ситуации переоценить. Оставшиеся от работы Восточно-Сибирской комплексной партии Владимира Иванова материалы позволят быстро наладить работу, скажем так, в современном ключе. Кроме того, Новосибирские острова – это стратегический архипелаг Северного Ледовитого океана, на котором с 1933 года действовала полярная станция. На станции проводились систематические исследования в области метеорологии, гидрологии, геологии, геомагнетизма. Наработки советских учёных могут оказаться неоценимую пользу для тех групп, которые собираются работать на Новосибирских островах сегодня. Уникальное расположение имеет здесь и тот самый залив Стахановцев, который сегодня используется кораблями СФ РФ для выбора якорных стоянок на островах. При качественной работе залив может превратиться в важный элемент инфраструктуры Новосибирского архипелага.
Залив Стахановцев (70-е годы)
Хотелось бы, чтобы работа на Новосибирских островах была проведена ещё и так, чтобы она не разрушила по-настоящему уникальную экосистему арктических земель. Сегодня архипелаг, входящий в состав Республики Саха (Якутии), является составной частью охранной зоны «Усть-Ленского» заповедника.