Две хорошие новости отечественного подводного флота пришли на днях почти одновременно. Третий атомный подводный ракетоносец новейшего 955-го проекта (Борей) К-551 «Владимир Мономах» впервые вышел в море на заводские ходовые испытания. А первый — К-535 «Юрий Долгорукий», — прибыл к месту постоянного базирования в Гаджиево. Эти новости могли бы вселять гордость и уверенность — ведь обновление состава носителей морских межконтинентальных баллистических ракет есть насущная необходимость. Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), построенные во времена СССР — должны уступать место в строю новым кораблям. Сроки их эксплуатации невозможно поддерживать бесконечно. И для замены лодок, несущих службу, сейчас и строится серия из десяти «Бореев».

Однако авария при запуске баллистической ракеты «Булава» с борта К-550 «Александр Невский» (вторая лодка серии) поставила под сомнение всю программу обновления морского компонента стратегических ядерных сил. Р-30 «Булава» — главное оружие «Бореев». Ради этого оружия они создавались. Но когда надёжность этого оружия не гарантирована — под сомнением оказывается и боевая ценность носителей «Булавы», подлодок типа «Борей».

Никакими другими ракетами оснастить эти лодки невозможно. Во-первых, потому что и сами ракеты, и их носители — подводные лодки — это только части сложнейшего стратегического ракетного комплекса. «Бореи» в их нынешнем виде создавались для комплекса Д-30, включающего ракеты «Булава». Во-вторых, потому что других морских комплексов у нас просто нет. Обновленный комплекс Д-9 с ракетами Р-29РМУ2 («Синева») и Р-29РМУ2.1 («Лайнер») — создавался для модернизации лодок проекта 667БДР и 667БДРМ, которые смогут оставаться в строю только до замены их «Бореями». Комплекс Д-19 с ракетами Р-39 различных модификаций, вопреки распространенному мнению, не являлся альтернативой «Булаве». Он создавался для огромных (самых больших подводных лодок в мире) РПКСН проекта 941 «Акула». А его «крайняя» версия (с ракетой Р-39УТТХ «Барк») задумывалась как временная мера для модернизации «Акул», пока не появятся новые ракеты и новые их носители. Сегодня нет ни комплекса Д-19, ни носителей ракет этого комплекса — РПКСН проекта 941 (подробнее тут). Работы по другим перспективным комплексам были свёрнуты по ещё в конце 80-х и начале 90-х годов. Таким образом, единственный комплекс, который сможет в обозримом будущем стать основой морских стратегических ядерных сил — это комплекс Д-30, включающий ракеты «Булава» и их носители, лодки 955-го проекта.

Комплекс Д-30 создавался действительно трудно. Первые эскизные варианты ракеты появились в 1992 году, когда Московский Институт Теплотехники (МИТ) в инициативном порядке продолжал проработку наиболее перспективных проектов, закрытых ещё во времена т.н. перестройки. Однако право на жизнь эти работы получили только в 1998 году. И обстоятельства, в результате которых именно МИТ занялся проектированием новой, морской МБР, и по сей день служат основанием для критики «Булавы». Все неудачные пуски (9 из 19) связывают именно с неправильным выбором разработчика, который до «Булавы» не разрабатывал баллистические ракеты для подводных лодок (далее — БРПЛ).

Однако в реальности всё было намного сложнее. В СССР БРПЛ разрабатывались ГРЦ им. академика В. П. Макеева (ранее — CКБ-385). В СССР существовала логичная и обоснованная программа, в которой был определён порядок развития морских стратегических ядерных сил и на 1990-е, и на начало 2000-х годов. Он предусматривал создание двух новых ракетных комплексов (Д-31 и Д-35) и двух их носителей — лодок проектов 955 и 935 («Борей-1» и «Борей-2», соответственно). Оба комплекса должен был разрабатывать ГРЦ им. Макеева. Но, «перестройка» внесла в эти планы свои изменения. От нового комплекса Д-35 и от «Борея-2» отказались в 1989 году. А проблемы с созданием комплекса Д-31 затянулись до середины 90-х, что привело к закрытию всех работ и к срочному перепроектированию «Борея-1» под временный, «акулий» комплекс Д-19УТТХ «Барк». Первая лодка была заложена только в 1996 году.

Но «Бореям» не суждено было нести и «Барки». Ещё постановлением Совмина СССР от 28 ноября 1988 г. был определён порядок испытаний комплекса и перевооружения на него «Акул». «Севморзаводу» (г.Севастополь) поручалось подготовить погружаемый стартовый комплекс ПС-65М для испытаний ракеты на полигоне в Балаклаве, и опытовую ПЛРБ пр.619 для испытаний. Двигатели 1-й для «Барка» должны были производиться ПО «Южное» (г.Днепропетровск). После выхода Украины из состава СССР прекратилось изготовление 1-й ступени ракет Р-39 и ряда других комплектующих. Павлоградский химический завод, выпускавший топливо для ракет, стал выпускать бытовую химию. Ракету пришлось перепроектировать. Испытательные пуски были перенесены на северодвинский полигон Ненокса и производились с наземного, а не погружаемого стенда. Все три испытательных пуска (1993, 1994 и 1997 годы) были неудачными. А последний — привел к повреждению строений полигона, поскольку ракета взорвалась на старте.

Возможно, рано или поздно «Барк» и удалось бы довести до ума. Двигатели всех трёх ступеней должны были изготавливаться в НПО «Искра» (Пермь), где сейчас делают двигатели для «Булавы». Тогда новейшие РПКСН «Борей» получили бы вместо нового комплекса хорошую, но лишь глубоко модернизированную версию старого. К тому же «чужого» и задуманного как временная мера. А в производстве ракет этого комплекса Россия была бы зависима от очень близкого, но другого государства, в котором иногда всерьёз обсуждается присоединение к НАТО. Но этого не случилось. И осенью 1998 года главкома ВМФ Владимир Куроедов предложил Совету Безопасности тему «Барк» официально закрыть, что и было сделано. А уже заложенный «Борей» остался ждать другой ракеты.

В новом конкурсе на главное оружие для лодок 955-го проекта ГРЦ им. Макеева участвовало с проектом «Булава-45» выполненным на основе «Барка», а МИТ предложил свои наработки, под обозначением «Булава-30». Оба проекта имели твердотопливные двигатели. Цифры «45» и «30» обозначали условный стартовый вес в тоннах. Проект МИТ имел многие компоненты, унифицированные с наземными комплексами, разработанными в институте (в частности с РТ-2ПМ «Тополь»). Унификация сулила сокращение расходов на производство и обслуживание комплексов РВСН и ВМФ. К тому же неудачи с комплексами Д-31 и «Барк» были ещё слишком свежи. ГРЦ проиграл в конкурсе. И «Бореи» в третий раз перепроектировали под новые ракеты.

Череда неудачных пусков уже «Булавы» имела громкий резонанс. Вопреки расхожему мнению, виной такого тяжелого испытательного цикла был не выбор разработчика, а отстранение от сопровождения работ морского 28-го ЦНИИ МО России, а также решение отказаться от традиционных испытательных пусков ракеты с погружных стендов. Тем не менее, сегодня БРПЛ Р-30 «Булава» — полностью готовое и принятое на вооружение оружие. И носитель этого оружия, отметившийся неудачным пуском ракеты — РПКСН «Александр Невский» — испытания прошел успешно. К лодке претензий нет, корабельный стартовый комплекс отработал по-штатному.

«Позвольте, так в чем же дело, если и ракеты хорошие, и подводные лодки тоже?» — таким вопросом обязан задаться любой здравомыслящий человек.

А дело в том, что промышленность оказалась не готова выдавать стабильное качество серийных изделий. Прекращение полёта ракеты произошло на участке начала работы второй ступени, что автоматически означает вопрос по качеству работы НПО «Искра». И мало того — военная приёмка умудрилась пропустить ракеты с дефектом, что свидетельствует, мягко говоря, о легкомысленном подходе к делу.

Теперь это обернется возвратом всей партии уже изготовленных ракет на Воткинский завод для полной их проверки. А также задержкой передачи флоту двух лодок типа «Борей». Ну а пять дополнительных испытательных пусков, которых потребовал Сергей Шойгу — нужны не для того, чтобы убедиться в правильности принятия на вооружение нового ракетного комплекса. В его боевых качествах сомнений нет, что доказано многократно успешными пусками. Дополнительные пуски нужны для того, чтобы граждане убедились: качество «щита Родины» снова под контролем.