Спустя два с половиной года может возобновиться военно-техническое сотрудничество России и Ливии. Такое решение может быть принято по результатам прошедших во вторник переговоров министров иностранных дел двух государств. После окончания гражданской войны и смены власти африканская страна снова готова приобретать российское вооружение и военную технику.
Поставки российской продукции военного назначения в Ливию прекратились в самом начале 2011 года: в феврале в связи с соответствующим эмбарго Совета безопасности ООН был заморожен ряд крупных контрактов. Согласно выполнявшимся в то время договорам, Россия должна была поставить ливийским вооруженным силам стрелковое оружие, бронетехнику и самолеты общей стоимостью около 1,8 миллиарда американских долларов. Из-за начавшейся в Ливии гражданской войны и последовавших за ней событиями на международной арене выполнение контрактов было сорвано и наша страна не получила причитающиеся ей деньги. В дальнейшем, по вполне понятным причинам, старые и новые ливийские власти не могли уделять достаточное внимание вопросам восстановления и обновления вооруженных сил.
Во вторник 10 сентября вопрос возможного возобновления военно-технического сотрудничества России и Ливии был рассмотрен главами министерств иностранных дел двух стран. После переговоров российский министр С. Лавров объявил, что подобное сотрудничество имеет хорошие перспективы. Возможны как поставки вооружения и техники, так и помощь в подготовке кадров. По словам Лаврова, в ходе переговоров обсуждались некоторые возможные совместные проекты. Тем не менее, министр не рассказал, какие именно планы существуют на данный момент.
Наиболее вероятным вариантом развития дальнейшего сотрудничества на данный момент выглядит возобновление контрактов, подписанных во времена Джамахирии. В планах ливийского военного ведомства были закупки стрелкового оружия различных типов, зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ2 и «Тор-М1», танков Т-90С, реактивных систем залпового огня, истребителей Су-30МК и Су-35, а также, как минимум, одной подлодки проекта 636. Тем не менее, вооруженный мятеж и последовавшая за ним гражданская война сперва заставила официальный Триполи отсрочить выполнение своих планов, а затем Совбез ООН ввел эмбарго на поставку вооружений и военной техники, что поставило крест на поставках. Смена власти и отмена эмбарго позволяют новым руководителям Ливии вновь поднять вопрос обновления материальной части вооруженных сил.
Следует отметить, что в ходе переговоров министры обсудили не только возможное военно-техническое сотрудничество. За последний год Россия и Ливия значительно увеличили товарооборот. В 2012 году общий объем поставок различных товаров дошел до 250 миллионов долларов. Несмотря на сравнительно небольшие финансовые показатели, 2012 год оказался самым плодотворным в российско-ливийской торговле за последние 12 лет. В будущем страны намерены развивать сотрудничество и увеличивать объемы товарооборота.
Во вторник министры договорились возобновить работу межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Это позволит ускорить работы по старым проектам и стимулировать появление новых. По словам С. Лаврова, российские компании уже готовы вернуться в Ливию и работать там. Скорейшему возобновлению сотрудничества поспособствуют длительные дружественные отношения между Россией и Ливией.
К сожалению, пока министры иностранных дел России и Ливии ограничились лишь самыми общими заявлениями и не стали оглашать конкретные детали международного сотрудничества в той или иной сфере. В связи с этим пока остается лишь строить догадки, как именно будут выглядеть дальнейшие отношения двух стран. После длительной гражданской войны и операции НАТО состояние вооруженных сил Ливии оставляет желать лучшего. Если до войны главной проблемой ливийской армии были сравнительно старые техника и вооружение, то сейчас к ним добавилось малое количество сохранившейся техники.
По этой причине последующие российско-ливийские контракты могут касаться абсолютно любой сферы военно-технического сотрудничества. Триполи может заказать как модернизацию оставшейся старой техники, так и купить новую. В контексте возможных контрактов отдельно стоит отметить тот факт, что подавляющее большинство техники и вооружений, использовавшихся ливийскими военными до смены власти, было произведено в СССР или России. Это можно считать косвенным подтверждением версии о заказах на модернизацию имеющейся техники. Версия о закупках новой техники также может иметь подтверждение. Вооруженные силы НАТО наносили удары по аэродромам и базам разных родов войск ливийской армии, из-за чего Ливия потеряла множество самолетов, боевых машин и кораблей различных классов. Поэтому африканскому государству придется не только обновлять оставшуюся технику, но и покупать новую.
Вполне возможно, что, обновляя и модернизируя материальную часть своих вооруженных сил, Ливия признает старые контракты, подписанные предыдущей властью. Таким способом удастся в короткие сроки приобрести вооружения и технику для разных родов войск и частично восстановить боеспособность армии. Однако, вне зависимости от конкретных планов нового ливийского руководства, закупки вооружений и техники могут быть сокращены или вовсе отменены ввиду экономической ситуации в стране. Гражданская война и удары зарубежных армий привели к уничтожению или серьезному повреждению массы предприятий, что крайне плохо сказалось на экономике страны. Но если новое руководство Ливии найдет возможность оплатить все контракты, то в сравнительно небольшие сроки получится вывести обороноспособность страны, как минимум, на довоенный уровень.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://itar-tass.com/
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 70
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментария 1863
Рейтинг поста: