Кто служил, тот понимает: скромные радости солдата, проходящего «срочку» - весточки из дома, нечастые увольнительные, команда «отбой» и, конечно же, приём пищи. Правда, проблема в том, что далеко не все могут с гордостью заявить: кормили нас в армии хорошо. Сегодня же военные чиновники делают многое для того, чтобы современный российский солдат был доволен своим рационом. Нужно признать, что недовольных армейскими завтраками, обедами и ужинами среди солдат, проходящих службу по призыву, становится всё меньше.
Однодневный рацион российского солдата
Главная причина заключается в том, что армейский рацион за последние 2-3 года претерпел существенные изменения, причём изменения явно в лучшую сторону. В сотнях солдатских столовых войсковых частей солдатам предлагается не просто качественная пища, но также и возможность выбора. Старшее и среднее поколения, рассуждая о своём «выборе», могут, вздохнув, припомнить лишь выбор в формате: есть или не есть… Сегодня же повара предлагают целый ассортимент блюд, выбор каждого из которых – право солдата. Кроме того, в целом ряде войсковых частей солдатам предоставляется возможность анонимно заполнить анкету, в которой боец вправе не только оценить качество и полноту рациона в столовой, но и внести свои предложения. Очевидно, что предложения дополнить солдатские обеды трюфелями или чёрной икрой превращаются в хохму, но в целом такая практика (причём массовая) для отечественной армии – что-то беспрецедентное.
Пока вариант «шведского стола» реализован не во всех солдатских столовых, однако количество таких столовых ежегодно растёт. Российский военнослужащий-«срочник» получает возможность выбора из пары первых блюд, двух или трёх вторых, а также из 4-5 салатов и других «закусок». Помимо всего прочего – чай, кофейный напиток, сок или компот со сдобной булочкой или другим кондитерским изделием. Общая энергетическая ценность суточного рациона российского солдата сегодня составляет 4300 ккал. Представители Министерства обороны заявляют, что по этому показателю российская армия сегодня впереди планеты всей. В большинстве армий мира суточный рацион солдата составляет не более 3700 ккал.
Расчёты специалистов по здоровому питанию, как и мнения высоких военных чинов, говорят о том, что такое количество калорий может идеально подойти для солдата только в том случае, если солдат будет полученную с пищей энергию эффективно расходовать. Если же солдат, получающий в день большое число калорий, будет систематически прозябать в казарме или неспешным ходом перемещаться от одного объекта к другому, не участвуя в реальной военной подготовке, учениях и прочих отнимающих должное количество калорий занятиях, то можно ожидать, что из армии выйдет человек с лишними подбородками…
Для расчёта суточного рациона современного солдата сегодня используется формула Харриса-Бенедикта. Вывели её в США, и в оборот взяли в 2005-м году. В России она стала использоваться совсем недавно. Результаты расчёта требуемой суточной энергии, получаемой с пищей, по этой формуле для 18-летнего солдата ростом 175 см и массой тела в 70 кг выглядят следующим образом:
при учёте ежедневных физических нагрузок и интенсивных занятий по различным видам армейской подготовки солдат должен получать в сутки около 3400-3500 ккал. Эта энергия будет расходоваться на поддержание веса бойца и на то, чтобы физическое утомление не сказалось на его здоровье.
Если возвращаться к тем 4300 ккал, которые, по словам, представителей Минобороны, получает солдат РА, то выходит, что 900 ккал остаются лишними и идут на увеличение массы тела. Это замечательно для солдат с низкой массой тела при высоком росте, но для других…
Калории не будут лишними только в тех случаях, когда солдаты в буквальном смысле не сидят на месте, и когда интенсивность занятий доведена до предела. 4300 ккал в сутки расходует 18-летний молодой человек, занимающийся интенсивной физической деятельностью в течение рабочего дня, при этом его рост и масса тела этого солдата должны составлять 195 см и 95 кг соответственно… Более пяти тысяч калорий в сутки расходуется в случае многокилометровых маршей в полном снаряжении с форсированием всевозможных преград, стрельбами и прочими соответствующими атрибутами. Но не каждый же день бойцов отправляют на эти марши и учения.
Да и не все бойцы, проходящие службу по призыву в РА, могут похвастать богатырскими параметрами. Это приводит к серьёзным опасениям: не ударились ли наши высокие военные чины в очередную крайность – то солдаты мечтали о куске мягкого хлеба, теперь – командиры мечтают о том, как бы заставить солдат сжигать накапливаемые калории. Золотую середину снова проскочили?
Итак, если вернуться к результатам использования механизма расчётов Харриса-Бенедикта, то получается, что даже при чрезмерно интенсивных армейских занятиях подавляющее большинство солдат будут набирать вес.
Но, рассматривая этот вопрос, всё же не нужно сгущать краски. Дело в том, что 4300 ккал – это максимальная пищевая энергия, которую может получить современный российский солдат. Далеко не каждый боец будет, что называется, упираться за столом до последнего с целью проглотить всё то, что находится в его тарелке. Уже через несколько приёмов пищи, по словам самих солдат, они понимают, готовы ли они осилить предлагаемые порции целиком или нет. То есть солдат, имеющий голову на плечах и в этой голове – мысли по оценке объёмов принимаемой пищи, способен сам выбрать от вариант, который ему подходит. Правда, здесь тоже не обходится без дополнительных подводных камней: во-первых, не все солдаты готовы разумно оценить потребности своего организма, а потому не все готовы себя в пище ограничивать (как говорится, дают – бери); во-вторых, массовое ограничение приводит к появлению массовых остатков, а ведь это – бюджетные средства.
В общем, пока следует констатировать, что система питания в российской армии всё ещё находится в режиме подхода к оптимальным вариантам. ...