В прошлом году корпорация «Иркут» подписала с ВВС России два контракта на поставку 60 истребителей Су-30СМ. Индия закупила 42 технологических комплекта для лицензионного производства Су-30МКИ. Растут поставки учебно-тренировочных Як-130. Ведётся активная подготовка к производству перспективного магистрального пассажирского самолёта МС-21. О будущем самой успешной российской авиапромышленной компании «Однако» рассказал её президент Олег Демченко.
— В России неплохо обстоят дела с производством военных самолётов. Но в сегменте коммерческой авиации отечественный авиапром не только отсутствует на внешнем рынке, но и фактически потерял внутренний рынок. В чем, на ваш взгляд, причина такого положения вещей?
— Советский Союз концентрировал основные усилия на поддержании паритета в военной области. До распада СССР мы создали боевые самолёты четвёртого поколения, начали создавать технику пятого.
Что касается коммерческой авиации, то в СССР такого понятия не было. У нас мало задумывались о коммерческой эффективности самолётов, важнее были надежность и низкая аварийность техники, её приспособленность к неразвитой наземной инфраструктуре.
В 90-е годы были запущены в производство новые лайнеры Ил-96 и Ту-204, но их внедрение происходило уже в условиях экономического кризиса и, к сожалению, сильно затянулось.
Мы извлекли уроки из коммерческих и технических результатов предшествующих проектов, проанализировали рынок и политику конкурентов. В программе МС-21 «Иркут» с самого начала учитывал потребности авиакомпаний и создавал самолёт, который обеспечит им эффективный бизнес. Параллельно выстраиваем логистику, отрабатываем систему обучения авиационного персонала, готовим сеть послепродажного обслуживания.
— В 2004–2006 годах интенсивно наращивалось российско-европейское сотрудничество в области авиационной промышленности, существовали обширные планы присоединения России к некоторым европейским проектам. В авангарде этих процессов находилась тогда корпорация «Иркут». Но затем наступила пауза. В чём причина?
— Наша корпорация не прерывала сотрудничества с европейскими партнёрами. В рамках международной промышленной кооперации мы расширяем производства комплектующих для самолётов серии А320. В 2012-м объём поставок увеличился на 25%. Кстати, в ходе авиасалона МАКС-2013 планируем проведение совместного мероприятия с компанией Airbus, приуроченного к поставке юбилейного 500-го комплекта ниши передней стойки шасси. У этого производства есть перспективы увеличения.
Не все проекты удалось реализовать, поскольку изменилась конъюнктура рынка. Для бизнеса это обычная ситуация. Однако о свёртывании сотрудничества я бы говорить не стал.
В рамках программы МС-21 «Иркут» расширяет взаимодействие с рядом европейских компаний, включая таких мировых грандов, как Zodiac и Thales. Причём если раньше мы были подрядчиками у зарубежных фирм, то сегодня «Иркут» выступает заказчиком и, что ещё важнее, интегратором систем и компонентов.
— Олег Фёдорович, с какими производственными результатами корпорация «Иркут» подошла к МАКС-2013? Каковы итоги прошлого и первой половины текущего года?
— Главный результат последних полутора лет — это резкое увеличение объёма производства самолётов по гособоронзаказу. В декабре 2011 года Минобороны России заказало нам крупную партию учебно-боевых самолётов Як-130 (55 единиц. — Прим. ред.), значительная часть которых уже поставлена ВВС.
В 2012 году мы заключили с Минобороны России два контракта на поставку многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ (предусматривают производство в интересах ВВС России 60 истребителей Су-30СМ. — Прим. ред.), и уже в конце года первые боевые машины были переданы российским ВВС.
В июне текущего года мы подписали с ВВС России предварительное заключение по специальным совместным лётным испытаниям Су-30СМ, что открывает дорогу его эксплуатации в строевых частях.
В этом году мы передадим ВВС России свыше 30 истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолётов Як-130.
Для корпорации «Иркут» выпуск нескольких десятков самолётов в год — обычное дело, но массовые и своевременные поставки ВВС России — это предмет нашей особой гордости.
Корпорация сохраняет значительные объёмы экспорта — 42% в общем объёме отгрузок по итогам 2012 года. В июле нынешнего года Минпромторг России по итогам конкурса на звание «Лучший российский экспортёр 2012 года» признал «Иркут» победителем в номинации «Авиастроение (самолётостроение)». Это почётное звание компания получает пятый год подряд.
За последний год мы серьёзно продвинулись в деле создания нового пассажирского самолёта МС-21, чётко придерживаясь намеченного плана программы.
— А каковы финансовые результаты деятельности компании?
— Выручка корпорации «Иркут» по МСФО в 2012 году, третий год подряд, превысила 1,5 млрд долларов США. За 10 лет она возросла более чем в три раза. Портфель заказов корпорации «Иркут» превышает сейчас 10 млрд долларов США.
— Основа бизнеса «Иркута» — производство истребителей Су-30МКИ/Су-30СМ. Программа началась в 1996 году. Как долго ещё будут продолжаться поставки этих машин в индийские ВВС, есть ли перспектива новых контрактов. Каков статус проекта по модернизации Су-30МКИ по стандарту Super 30?
— Программа Су-30МКИ — одна из самых успешных во всей новейшей истории ВТС России. Корпорация «Иркут» заключила контракты на поставку ВВС Индии, Алжира и Малайзии более 330 самолётов и самолёто-комплектов семейства Су-30МКИ. Свыше 250 из них поставлено заказчикам. Интерес к Су-30МКИ со стороны зарубежных покупателей сохраняется.
Взаимодействуя с компанией «Сухой», «Рособоронэкспортом» и корпорацией HAL, мы ведём подготовку к глубокой модернизации самолётов Су-30МКИ ВВС Индии. Однако пока не будут согласованы все вопросы, обсуждать эту программу преждевременно.
— Как возникла идея закупок для ВВС России истребителей Су-30СМ? Это была инициатива политического руководства, военных или промышленности?
— Су-30СМ — это развитие удачного и востребованного семейства Су-30МКИ. Эти машины хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Их эффективность прошла проверку в ходе международных учений, в том числе в дуэльных ситуациях с современными западными истребителями.
Крупносерийное производство самолётов семейства Су-30МКИ за 10 лет отработано практически до совершенства. Стабильно работает кооперация, опирающаяся на долгосрочные контракты на поставку компонентов и материалов. Всё это обеспечивает приемлемую и для заказчика, и для исполнителя стоимость самолётов.
Наши производственные мощности позволяют строить 35–40 самолётов «Су» в год, что позволяет нам своевременно выполнять государственные контракты.
Полагаю, что все перечисленные факторы позволили руководству Министерства обороны принять решение о закупке крупной партии самолётов.
— Как корпорация выполняет контракт на поставки ВВС России УТС Як-130? Сколько машин уже поставлено, есть ли перспективы нового заказа? Какие у этой машины экспортные перспективы?
— Поставки осуществляются чётко по плану. Из заказанных Минобороны 55 самолётов Як-130 в 2012 году нами поставлено 15 машин, в текущем году мы передадим ещё 18 самолётов.
Курсанты Борисоглебской учебной авиационной базы успешно осваивают наши самолёты и хорошо о них отзываются. В начале августа первая группа сдала выпускной экзамен по лётной подготовке на самолётах Як-130. Средний балл государственных экзаменов составил 5.0.
Что касается перспектив новых заказов, то они вполне реальны.
Имеющаяся на ИАЗ сборочная линия позволяет выпускать до трёх самолётов Як-130 в месяц, поэтому мы готовы увеличить производство этих машин как для российских ВВС, так и на экспорт.
Самолёт востребован на мировом рынке, и в ближайшее время мы планируем заключить новые экспортные контракты.
— И главный вопрос: каков статус программы МС-21? Какие этапы пройдены, что ещё предстоит сделать?
— Реализация программы МС-21 идёт по плану. Мы завершаем подготовку рабочей конструкторской документации и приступаем к производству первых четырёх самолётов для лётных и статических испытаний. Первый полёт запланирован на 2015 год, а в 2017 году — получение сертификата типа и ввод в эксплуатацию.
— На чём основано убеждение, что самолёт превзойдёт западных конкурентов по эффективности на 10–15%?
— МС-21 превзойдёт конкурентов по аэродинамическому совершенству. Основной вклад в его увеличение внесёт крыло большего удлинения, сделанное из полимерно-композиционных материалов. Отмечу, что крыло с такими параметрами построить из металла невозможно. Мы выходим на уникальный для узкофюзеляжных самолётов уровень использования композитов — свыше 30%. Они не только позволяют улучшить аэродинамику самолёта, но и существенно снижают массу конструкции.
Конкурентные преимущества, связанные с аэродинамикой, сохранятся и после ремоторизации узкофюзеляжных самолётов нынешнего поколения.
На МС-21 мы используем двигатели нового поколения — PW1400G и ПД-14, обладающие уменьшенным расходом топлива и низким уровнем эмиссии вредных веществ.
Самолёт имеет самый широкий в своём классе фюзеляж. Это обеспечивает не только повышенный комфорт, но и уменьшение времени посадки и высадки пассажиров. Для чартерных перевозчиков это обеспечивает дополнительный доход сотни тысяч долларов в год.
Увеличенный на 20% по сравнению с конкурентами, объём грузовых отсеков даст возможность авиакомпаниям генерировать дополнительный доход.
— А что получит пассажир на борту МС-21?
— Повышенный комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов. Пассажирские кресла и проход увеличенной ширины, ёмкие багажные полки новой конструкции, большие иллюминаторы, регулируемая по интенсивности и цвету подсветка салона, сниженный шум — всё это внедряется на борту МС-21 для удобного полёта пассажира.
Давление в салоне соответствует высоте 1830 м над уровнем моря, в то время как у существующих самолётов — 2440 м. Салон может быть оборудован сотовой связью и доступом в интернет по сети WiFi, а также современными мультимедийными системами.
— Часто говорят, что российская промышленность находится на низком технологическом уровне. Как «Иркут» модернизирует производство?
— Модернизация производства на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ), основной производственной площадке «Иркута», идёт постоянно. Объём инвестиций в ИАЗ в 2005–2011 годах составил порядка 12 млрд рублей.
За этот период реконструированы цеха механообработки, заготовительно-штамповочного производства, нанесения покрытий и термообработки. Мы внедрили современные международные стандарты качества, перешли на цифровые технологии, провели массовую переподготовку персонала.
В результате нам удалось существенно повысить эффективность производства. Заместитель министра обороны Юрий Борисов, проверявший в начале августа выполнение гособоронзаказа на ИАЗ, назвал нас лидером отрасли по выработке продукции на одного работника. Этот важнейший показатель достиг у нас 3,5 млн рублей.
По оценке Юрий Борисова, наш завод — один из самых передовых в отрасли по технической оснащённости, организации производственного процесса, кадровому составу и экономическим показателям.
До 2016 года на техническое перевооружение Иркутского авиационного завода планируется направить ещё свыше 20 млрд рублей.
— Что делается в рамках подготовки производства МС-21?
— Благодаря выполнению программы технического перевооружения большинство цехов ИАЗ находится в высокой степени готовности к производству МС-21.
Начинается монтаж автоматизированной линии сборки, которую мы создаём вместе с германской компанией Dürr Systems. Закончить эту работу планируется в 2014 году. С пуском линии завершится основной комплекс работ, необходимых для начала производства нового самолёта. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Су-30МК2 - не менее успешная программа!