Чем ответит Сирия на удар США Ярослав Вяткин 29 августа 2013 Очередной виток напряжённости вокруг Сирии, связанный с якобы произведённой правительственной армией химической атакой, вполне может привести к попытке США нанести удар по объектам в стране. Что же там на самом деле произошло и чем будет отбиваться Дамаск? Есть ли у него чем ответить? Обычная провокация Сама по себе провокация с якобы использованием армией Сирии нервно-паралитического отравляющего вещества (ОВ) зарина против мирного населения в Восточной Гуте под Дамаском не выдерживает никакой критики. Никаких доказательств этому просто нет. Цифры жертв химической атаки взяты с потолка.
Ролики, которые выкладывали в Интернет бандиты, могут убедить разве что фермера из Айдахо или полоумного сенатора США, вроде Маккейна, который два раза катапультировался, но парашют, видно, оба раза подводил.
В это же время «жертвы зарина» явно липовые – все погибшие чистенькие, аки младенцы после купели. А между тем клиническая картина отравления этим боевым ОВ (да и большого числа других фосфорорганических нервно-паралитических ОВ) обязательно включает в себя сильную рвоту с последующей утратой контроля над основными функциями организма: опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Картина должна быть, мягко говоря, неприглядной. Но её нет. Тем более что боевики уже не раз выдавали за «жертвы режима» собственные злодеяния. Для них – пара пустяков перебить несколько десятков или даже сотен мирных жителей. Логика в применении ОВ сирийской армией тоже отсутствует – войска успешно развивают наступление, зачем им использовать газы? Тем более свои же части никаких противогазов в боях в том районе не использовали и были бы при атаке поражены сами. Этому есть масса доказательств в виде телерепортажей. Тем паче что для защиты противогазов мало. Нужны ещё и общевойсковые защитные комплекты (ОЗК) – зарин убивает и через кожу. Но никогда и нигде не было фото или видеоматериалов с бойцами сирийской армии, воюющими в ОЗК и противогазах.
Да и сама сказка об открытом ещё до войны в Германии зарине вброшена именно потому, что западный обыватель других боевых газов просто не знает.
Между тем сирийская армия имеет современные ОВ, такие как VR (он же – «русский VX», или Р-33). Это бинарное вещество 3-го поколения, удобное и в хранении, и в применении, и в тысячу раз сильнее зарина. Но сирийцы если и будут применять всё это, то лишь в крайнем случае – против внешнего врага. В общем налицо самая обычная, шитая белыми нитками провокация, коих в западной и особенно американской политической истории хватало. Если уж кому и выгодно применять «химию» – то только боевикам. Они всё равно проигрывают, им терять нечего. Но бандиты, скорее всего, использовали обычный хлор. Его достать несложно.
Масштабной войны не будет
На момент написания статьи заявления американских политиков выглядят противоречиво и невнятно. Это даёт почву для любых спекуляций. Ясно одно – американцы хотят что-то предпринять, но понимают, что серьёзную войну они сейчас не потянут. Прежде всего по финансовым причинам. К тому же сирийская армия отмобилизована, имеет большой боевой опыт, высокий боевой дух и вряд ли разбежится. Даже длительными бомбёжками тут ничего не добьёшься. Кроме высоких потерь – сирийская ПВО сильна. К тому же в случае серьёзной агрессии, ставящей целью смену режима, весьма вероятно вмешательство в войну Ирана, который уже заявил, что не останется в стороне. И России, имеющей договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Сирией. Понятно, что никто не собирается устраивать войну между сверхдержавами, но вариант введения, скажем, «миротворческого контингента по просьбе законного правительства» сразу исключает возможность внешней агрессии. Правда, такое решение тоже имеет различные сложные последствия.
Возможный сценарий атаки
А вот разовая акция из серии «на удар непонятно кого по непонятно кому ответим ударом куда попало» – вполне вероятна. Серьёзных сил в регионе у американцев нет – сосредоточение потребует денег и времени. Поэтому они могут выпустить несколько десятков крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Томахок» по целям, поражение которых, по мнению умников из Пентагона, чем-то поможет «поедателям печени под зелёным знаменем». Благо 4 корабля, в том числе пара эсминцев, всё же имеются в Средиземноморье. Авианосцы, расположенные в Персидском заливе, в акции вряд ли удастся задействовать – Ирак уже заявил, что он не разрешит использовать своё воздушное пространство. Да и через Саудовскую Аравию и Иорданию тоже не получится – Амман также отказался участвовать в любых атаках. Да и Иран рядом – мало ли что. Однако толку и от сотни «Томахоков» не будет, даже если они все пройдут сирийскую ПВО. Сирия слишком сильная страна, чтобы нанести ей неприемлемый ущерб таким путём. Не удастся и проложить дорогу оппозиции к победе. А вот политические и иные последствия будут ужасны. Не говоря уже о том, что Сирия может нанести и ответный удар, если сочтёт, что «разовая акция» слишком её задела. И вот тогда может начаться что угодно.
Чем отбиваться?
Сирийская армия плотно прикрывает войска и территорию страны средствами ПВО. Хотя и хуже, чем было до войны. Небольшая часть устаревших ЗРК и РЛС была уничтожена в ходе боёв, что-то с удалённых «точек» перевели в более безопасные районы. С другой стороны, в ходе войны армия продолжает получать современные вооружения для ПВО, и это их усиливает качественно. Территориальная ПВО Сирии состоит из 25 бригад. Большей частью это старые ЗРК С‑200ВЭ (модернизированные нашими специалистами), «Квадрат», С‑125М «Нева-М», «Оса-АКМ», «Стрела-1». Но есть и современные комплексы, и их уже немало. Это десятки ЗРК «Бук‑М1‑2Э» и «Бук-М2Э», до полусотни новейших ЗРПК «Панцирь-С1», модернизированные «Печоры-2М», «Стрела-10М». Вероятно, в Сирии уже находятся два из заказанных дивизионов ЗРК большой дальности С-300ПМУ-2. Ещё весной они были отгружены производителем для отправки «заказчику 760», то есть Сирии. Для борьбы с крылатыми ракетами (КР) лучше всего подходит «Панцирь» – он предназначен для защиты больших ЗРК и важных объектов от средств воздушного нападения, в том числе ракет и бомб. «Панцирь» способен поражать ракетами на дальности до 20 км и высоте до 15 км до двух целей одновременно, причём атакующих с разных направлений. Общая огневая производительность его составляет до 10–12 целей за минуту, высокая скорость реакции и скоростные гиперзвуковые ракеты это позволяют. А что не добили ракеты – добьют два скорострельных двуствольных 30‑мм автомата. Впрочем, во время войны в Югославии основным средством поражения КР были переносные ЗРК и малокалиберная зенитная артиллерия. Этого добра у сирийцев тоже хватает, причём вполне современного. Сирия активно обновляет средства обнаружения ПВО. Закупаются современные РЛС «Небо-СВУ» и ряд других. Серьёзным минусом ВВС САР является отсутствие самолётов радиолокационного дозора и наведения. Но над морем эту функцию вполне способны взять на себя корабли постоянного соединения флота России на Средиземноморье. Цели они обнаруживать всё равно будут, и поделиться информацией с сирийскими друзьями могут вполне. Решать задачи ПВО по уничтожению крылатых ракет могут и сирийские истребители. Наиболее современные (и недавно модернизированные) МиГ-29 и основные истребители ПВО МиГ-23МЛД в боевых действиях не участвовали, и с ресурсом и исправностью у них всё в порядке. Правда, даже МиГ-29, как и большинство истребителей мира, задачи поражения маловысотных крылатых ракет решают не слишком хорошо. Тут бы хорошо иметь МиГ‑31, но его у Сирии нет. К тому же американцы сильно стеснены в вариантах действий. Например, приблизиться к берегам Сирии их корабли явно опасаются – дивизионы мобильных противокорабельных комплексов «Бастион» с ракетами «Яхонт» способны потопить что угодно в радиусе до 300 км. То есть порты, например, на Кипре – в зоне поражения.
Будет ли ответный удар?
Средства, чтобы нанести серьёзный ответный удар, конечно, не по США, а по их союзникам в регионе, у Сирии имеются. Это сотни тактических, оперативно-тактических ракет и ракет меньшей дальности. Это мобильные комплексы, которые, как показала практика войны в Заливе, будет крайне сложно уничтожить. Разумеется, есть и химические боевые части. Есть у Сирии и ударные самолёты, способные применять, например, противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, такие как Х-31, закупленные сирийцами. Речь идёт о бомбардировщиках Су-24МК. Они прошли недавно модернизацию в России. Эти самолёты способны наносить удары различным высокоточным оружием в любую погоду и время суток, в условиях помех и сильной ПВО, летая на сверхмалых высотах в автоматизированном режиме. И до того же Кипра и расположенной там английской авиабазы им лететь недалеко, вполне могут и ударить. Но тут стоит задать себе вопрос – а стоит ли отвечать, если акция действительно будет разовой? Серьёзный ответный удар может вызвать серьёзную эскалацию с втягиванием в конфликт и других стран. Так что если американцы на что-то и решатся и их не удастся удержать от этой ошибки нашим дипломатам, то ответит Сирия лишь в случае действительно серьёзной воздушной атаки. В этом случае Дамаску уже нечего будет терять. Источник
Вторжение в Сирию обернётся этноконфессиональной мясорубкой Никакого решения о вторжении в Сирию пока не принято. Об этом ИА REGNUM заявил эксперт-востоковед российского Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко, комментируя поднявшуюся в СМИ информационную бурю о скором начале международной военной операции против сирийского правительства. Эксперт призвал не торопиться с выводами и всесторонне проанализировал ситуацию, а также возможные сценарии ее развития. "Я бы не торопился с критическими оценками, тем более, что никакого информационного повода для этого нет. Впрочем, он есть - Башара Асада обвиняют в серьезных преступлениях - массовом убийстве населения, применении химоружия и так далее. Мировые СМИ подхватили этот тренд, нынче звучит так называемый "белый шум". Но для начала нужно понять, что же все-таки произошло, кто использовал химическое оружие. С другой стороны, слова и заявления - одно, а президент США очень не хочет ввязываться в сирийский конфликт не на словах, а на деле. После того, как американский лидер заявил о "красной черте" для Асада - применении оружия массового поражения, - в СМИ всплывали несколько сообщений на эту тему, которые администрация президента США просто пропустила мимо ушей. Вдобавок, еще в прошлую пятницу Обама дал интервью CNN, где вполне однозначно сказал следующее: без международных санкций США не пойдут на интервенцию в Сирию. Одновременно на администрацию президента США по инициативе саудовско-катарского лобби оказывается давление, в том числе через Конгресс, причем серьезное давление. Но пока оно далеко от желаемого эффекта", - заметил Демиденко. Востоковед напомнил, что вся информация, касающаяся якобы существующих намерений США вторгнуться в Сирию, взята из анонимных источников. "Все, что мы знаем о намерениях американцев, дается со ссылкой на непонятные, неназванные источники в лучшем случае в администрации президента США. Еще у нас есть публичное заявление министра обороны Соединенных Штатов Америки Чака Хейгла, но что он сказал-то? Если вчитаться в этот посыл, глава Пентагона сказал следующее: если последует приказ верховного главнокомандующего, мы готовы. Ничего сенсационного", - отметил он. При этом Сергей Демиденко повторил, что США не заинтересованы в своем участии в полномасштабной операции, вводе в Сирию наземных войск, массированных бомбардировках и пр. "Я не исключаю, что если американцев, так сказать, "достанут", они могут решиться на отдельные точечные удары по объектам на территории Сирии. В этом могут участвовать некоторые европейские партнеры США, такое тоже возможно. Но это ничего не решит, общей картины не поменяет, а следовательно бессмысленно. Что касается масштабного вторжения - стратегическая война, свержение Башара Асада, контроль за страной, - то США оно не нужно. Это слишком дорого, неудобно и бесперспективно. В Сирии даже поживиться нечем", - сказал Демиденко, в этом контексте добавив, что периодически всплывающие в СМИ данные и невообразимых запасах нефти и газа не подтверждены и часто оказываются "уткой". Никакой серьезной геолого-разведывательной работой эти данные не подтверждаются, отметил он. По мнению сотрудника Института стратегических оценок и анализа, без участия Вашингтона такую кампанию провернуть никому не под силу. "Разговоры о том, что Франция и Великобритания могут начать такую кампанию самостоятельно, не серьезны. Гипотетически они, конечно, могут совершить несколько боевых вылетов, поразить несколько целей, но долго и нудно бомбить Сирию по примеру Ливии обойдется слишком дорого. В условиях ограниченных ресурсов и на фоне весьма сложной финансово-экономической ситуации у себя, Париж и Лондон вряд ли решатся на такие затраты", - отметил он. Что касается сирийских соседей, с которыми у Башара Асада весьма неоднозначные отношения, - Израиля и Турции, то на их счет беспокоиться, по его словам, нечего. "Израиль занял принципиальную позицию - жесточайший нейтралитет. Даже во время атак по целям на сирийской территории, Израиль не трогал правительственные войска, выбирая себе в цели исключительно склады с оружием, боеприпасами. В Тель-Авиве под шумок стараются решить свои проблемы с "Хизбаллой", не более того. Дело дошло до того, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху вполне официально запретил членам кабинета министров вслух употреблять слово "Сирия" в официальных выступлениях. В Израиле Асада не скажу, что любят, но отчетливо понимают: пади режим Башара Асада, там такой исламистский разгул начнется... Сегодня Асад - единственная заслонка от суннитского разгула на границе с Израилем. Не будем забывать, что по определению нет такого исламиста, который любил бы Израиль. В Израиле их тоже не любят", - напомнил эксперт. По части Турции Сергей Демиденко отметил, что Анкаре вмешательство просто не нужно. "Туркам к курдам внутри страны не хватало только сирийских. Последние, между тем, открыто выступили в поддержку сирийского президента. Конечно, Турция может вздумать воспользоваться суматохой, взять да ввести войска, аннексировать пол-Сирии, присоединить к себе. А удерживать ее потом как? Кроме того, ввод войск в Сирию для Турции означает пустить под откос все экономические достижения последних лет. Взять несколько миллиардов из бюджета и бросить их в сирийский котел - вряд ли в Анкаре решат, что это им нужно. Тем более что компенсировать им никто ничего не будет", - подчеркнул Демиденко. Что же касается прогноза о последствиях вторжения, если оно все-таки состоится вопреки здравому смыслу, Демиденко охарактеризовал их как "очень печальные". "Начнем с того, что Сирия перестанет существовать. Она превратится в территорию хаоса, где возникнет невообразимый бурлящий котел из алавитов, шиитов, суннитов, ваххабитов, христиан - это по религиозно-конфессиональному признаку. А еще есть этнический - арабы, друзы, армяне, курды... Причем Сирия - не Ирак, где наблюдалась определенная этноконфессиональная компактность. Здесь все перемешано, особенно на западе страны. Такое положение дел говорит о том, что в случае развала Сирии в регионе возникнет мясорубка", - уверен Демиденко. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок в беседе с ИА REGNUM тоже оценил вероятность начала наземной операции против Сирии малой. "Сирия - это не Ирак и не Ливия, здесь есть регулярная, вооруженная армия, которая вот уже 2,5 года ведет активные боевые действия, то есть не находится в состоянии застоя. Если Запад все-таки решится на такой необдуманный шаг, ему придется повторять югославский сценарий, потому что добиться международной санкции в Совбезе ООН не получится из-за жесткой позиции России и Китая. Вдобавок, в элитах стран Запада царит разлад по сирийской проблематике. Такое ощущение, что правая рука не знает, чем занята левая. Кроме того, если западная коалиция вмешается в сирийский конфликт, то здесь нужно говорить прямо: она поддерживает терроризм. Если раньше Запад обвиняли в этом косвенно ввиду поддержки им Саудовской Аравии и Пакистана, которые финансировали терроризм чуть ли не по всему миру, то после вторжения в Сирию всякая косвенность будет неуместна. Это будет значить одно - прямую, открытую и однозначную поддержку международного терроризма", - подчеркнул он. Цыганок отводит одну из ключевых ролей в развитии сценария Ирану. Эксперт напомнил о заявлении замначальника штаба Вооруженных сил Ирана Масуда Джазаери о том, что вторжение в Сирию не пройдет бесследно для США. "Соединенные Штаты знают, где проходит красная черта в отношении Сирии. Пересечение этой черты обернется самыми серьезными последствиями для Белого дома", - заявил Джазаери. "Здесь разночтений быть не должно: в случае военной операции против Сирии, Иран введет свои войска в Сирию. Это станет возможным благодаря поддержке иракского руководства. Иран также предпримет максимум усилий, чтобы перекрыть Ормузский пролив. Кроме того, иранский фактор потенциально способен сыграть сдерживающую роль для соседей Сирии - Турции и Израиля, которые, если вдруг решат вмешаться, столкнутся с необходимостью воевать на два фронта. В случае с Турцией нельзя также сбрасывать со счетов курдов, причем как в самой Турции, так и в Сирии. Не будем забывать о ливанской "Хизбалле", поддерживающей Асада и уже доказавшей свою готовность прийти на помощь союзнику делом", - заметил Цыганок. Что касается формальной причины обострения конфликта, а именно - сообщений о якобы имевшем место применении химического оружия правительственными силами против боевиков, Цыганок подверг сомнению эту информацию. "Власти Сирии долгое время вели переговоры с экспертами ООН, приглашали их провести инспекцию на предмет применения химоружия в Алеппо. Ооновцы хотели изучить не только случай в Алеппо, но и "пройтись" по всей стране, стратегически важным пунктам и объектам. Во время иракской кампании они поступили также, и это было ширмой для сбора разведданных прямо с места. Но компромисс между ООН и Асадом в итоге был найден, инспекторы прибыли в Сирию, и в такой ситуации президенту страны вообще было незачем использовать химическое оружие. Это провокация так называемой "оппозиции", приуроченная как раз к визиту представителей ООН", - выразил уверенность собеседник. В целом эксперт охарактеризовал ситуацию в Сирии как "игру на грани фола", которую ведет Запад. При этом он менее скептически оценил сообщения о наличии в Сирии крупных запасов нефти и газа. "Сирийский конфликт - война за нефть. Весной этого года стало известно, что небольшая геологоразведочная компания из Норвегии обнаружила в маленькой Сирии огромные запасы энергоносителей - нефти и газа. Разведка и добыча этих ресурсов позволила бы Сирии выйти на первые места в списке мировых экспортеров нефти и газа. Это лакомый кусочек, до которого Запад хочет дорваться", - резюмировал эксперт. Источник
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 17
Рейтинг поста: