Сверхтяжёлый вертолёт, возможно, будет разработан совместными усилиями конструкторов России и Китая. Об этом сообщил сегодня вице-премьер Дмитрий Рогозин. По своим характеристикам новый вертолёт будет превосходить Ми-26.
«Если китайская сторона запрашивает технические характеристики, настолько отличающиеся от Ми-26, то, видимо, это должен быть не Ми-26, а речь должна идти о создании сверхтяжёлого вертолёта», — рассказал чиновник по итогам рабочей встречи с сопредседателем Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, вице-премьером Госсовета КНР Ван Яном.
Рогозин считает, что такой вертолёт будет востребован на рынке. Китайские специалисты готовы к активному сотрудничеству, консультативной и иной помощи в процессе разработки.
Напомним: Ми-26 является самым крупным серийным транспортным вертолётом, грузоподъёмность которого — 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может использоваться как в военной, так и гражданской сферах. Также его зачастую применяют при поисково-спасательных операциях.
Стоит отметить, что в последние годы сотрудничество России и КНР в стратегических областях стало более тесным. В том числе такого рода значимыми проектами являются создание широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта и совместное строительство верфи в Приморье, о чём также рассказал Рогозин. По словам вице-премьера КНР Ван Яна, страны должны сделать всё возможное для развития сотрудничества в торгово-экономической области.
Тем не менее мнение аналитиков расходится с заявлениями чиновников. Например, как рассказал «Однако» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, вертолёт грузоподъёмностью более 20 тонн никому не нужен, а Китай не готов ни с кем работать в сотрудничестве:
— Рогозин часто принимает желаемое за действительное или просто фантазирует. Разговоры такие идут, но опыт показывает, что пока, во всяком случае, китайцы ни на какие совместные проекты ни с кем не идут. Слухи по поводу самолёта — из той же серии. Эти разговоры ведутся с 2005–2006 года, однако воз и ныне там.
Кроме того, сильно сомневаюсь, что такой более грузоподъёмный вертолёт целесообразно делать, потому что даже Ми-26 уже за пределами потребностей рынка. Кроме военных он по большому счёту никому не нужен, и даже военным он далеко не всем нужен. То есть вертолёт грузоподъёмностью 20 тонн — это уже абсолютный максимум, который занимает очень специфическую нишу.
Вообще Ми-26 разрабатывался для снабжения советских войск, которые должны были прорываться к Ла-Маншу. Там потребности были такими высокими, а дороги подверглись таким разрушениям, что снабжать войска надо было с вертолёта, и Ми-26 для этого делался. Я думаю, что таких задач уже больше нет.