Появление в 60-70-е годы нового поколения высокоточных средств воздушного нападения (СВН) противокорабельных ракет (ПКР), запускаемых с самолетов, подводных лодок, надводных кораблей и береговых ракетных комплексов, летящих над гребнем морской волны и используемых по принципу «волчьей стаи», несло смертельную угрозу кораблям ВМФ.
Наиболее массовыми являлись ПКР типов «Гарпун», «Экзосет» и «Томагавк». Трудности борьбы с ними связаны с их малыми размерами отражения (на порядок ниже, чем у самолетов и вертолетов), большой скоростью (до 600 м/с), сверхнизкой высотой полета (до 5 м), когда резко проявляются помехи от морской поверхности, а также массированностью их применения.
Это потребовало разработки нового вида корабельного оружия – зенитных комплексов ближнего рубежа самообороны (ЗКБРС), предназначенных для уничтожения с высокой вероятностью ПКР, прорвавшихся через дальние и средние рубежи ПВО корабельных соединений, или для автономной защиты малых кораблей от широкого класса СВН.
Эту задачу удалось решить коллективу КБ приборостроения под руководствомГенерального конструктора А. Г. Шипунова, создавшему в кооперации с рядом оборонных институтов и КБ автономный мало-габаритный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ЗРАК «Каштан».
Существовавшие отечественные (ЗАК АК 630, ЗРК «ОСА-М») и зарубежные (ЗАК Вулкан- «Фаланкс», ЗРК «Си Вульф») корабельные средства ПВО не решили задачи эффективной защиты от ПКР, так как не обеспечивали требуемые зоны их обнаружения и надежного сопровождения, огневую производительность и вероятность поражения, а так же имели недостаточный боекомплект, готовый к применению, и большое время его перезарядки.
К этому времени в КБ приборостроения был накоплен опыт по созданию и постановке на вооружение ракетно-пушечного комплекса «Тунгуска» для сухопутных войск (серийное производство с 1982 года), обеспечивающий задачи ближней ПВО от появляющихся самолетов (на высотах до 15 м) и боевых вертолетов.
Разрабатываемый комплекс должен был превосходить существующие по огневой производительности (в 3-4 раза) высокой точности и малому времени реакции (в 2 раза) системы управления огнем, обеспечивающей полную автоматизацию процесса боевой работы и гарантированное уничтожение ПКР в условиях их массированного применения.
Для этого потребовалось совершенствование ракетно-пушечного вооружения, проведение фундаментальных исследований по созданию радиолокационных и телевизионно-оптических средств автоматического сопровождения цели и наведения ЗУР и интегрированной системы управления огнем на их базе.
Комплекс выполнен в модульном исполнении и состоит из 1-2 командных (КМ) и 1-6 боевых (БМ) модулей на базе многорежимной системы уп-равления огнем, что позволило создать комплекс с высокой огневой мощью, способный в автоматическом режиме поражать цели в любых метеоусловиях в сплошной зоне до 8000 м по дальности и до 4000 м по высоте с вероятностью, близкой к 1, недостижимой в комплексах с раздельными ракетным и артиллерийским вооружением.
За счет наращивания числа БМ, управляемых от единого КМ, достигается многоканальная, круговая оборона корабля.
Так, использование комплекса с 6 БМ на большом надводном корабле позволяет за 30 с отразить групповой налет до 18 ПКР и повысить выживаемость корабля в 5 раз.
Воплощение задуманных смелых решений в комплексе «Каштан» позволило обеспечить качественно новый уровень решения задач ближней самообороны кораблей ВМФ всех классов и занять лидирующие позиции в мире в данном классе вооружения.
Начатая в 1980 году, ОКР была завершена в 1986 году. С 1987 года комплекс размещается на кораблях ВМФ, в 1988 году был принят на вооружение.
Практически каждая из его основных систем имеет новое качество по сравнению с отечественными и зарубежными комплексами. Источник: sdelanounas.ru.
Рейтинг публикации:
|