Владислав Никольский, Николай Новичков, блогер Военно-промышленный курьер
Статья впервые была опубликована на Телеграфисте 24 августа 2012 года.
Флот Японии уже имеет не только эсминцы, фрегаты и подлодки, но и авианосцы.
Возрожденный флот Японии
ВМС Японии (морские «силы самообороны») являются самостоятельным видом вооруженных сил страны («сил самообороны»). На них возлагается решение следующих основных задач: ведение боевых действий против корабельных и авиационных группировок противника с целью завоевания господства в морских и океанских акваториях, прилегающих к побережью Японских островов, осуществление блокады проливных зон Охотского, Японского и Восточно-Китайского морей, проведение морских десантных операций, защита морских коммуникаций, ВМБ, портов и побережья, оказание поддержки сухопутным войскам при проведении операций на приморских направлениях.
К чему стремится Токио
В мирное время ВМС также контролируют японские территориальные воды, поддерживают благоприятный оперативный режим в тысячемильной океанской зоне и несут дозорную службу во взаимодействии с подразделениями Департамента морской охраны.
Долгосрочные перспективы строительства военно-морских сил Японии определены Программой национальной обороны, одобренной еще в 1995 году. Для выполнения требований союзников по обеспечению защиты морских коммуникаций в тысячемильной океанской зоне, а также для последующего расширения зоны действия ВМС разрабатываются планы дальнейшего наращивания их боевой мощи. При этом согласно официальным заявлениям главное внимание предполагается уделить развитию эскортных сил. Однако по мнению ряда западных экспертов, в действительности Токио начинает возрождать авианосный флот. К концу 2011 года введены в боевой состав ВМС два якобы эсминца-вертолетоносца (ЭМВН), а фактически легкие авианосцы (АВЛ) типа Hyuga, на которых предполагается базирование многоцелевых истребителей (МЦИ) вертикального взлета и посадки F-35. В том же году началось строительство еще более крупных АВЛ.
В техническом плане Япония готова к созданию полноценных АВС или даже АВТ, но все зависит от политического решения руководства страны, так как конституция запрещает это. Многие аналитики полагают, что из-за наращивания ВМС Китая основной закон Страны восходящего солнца в самое ближайшее время будет изменен. Во всяком случае из двух высоких технологий военного кораблестроения (АВ и ПЛА) Япония приступила к восстановлению первой из них.
В целом планы развития японских ВМС свидетельствуют о стремлении Токио обеспечить их качественное совершенствование, повысить боевые возможности и готовность решать комплекс задач в соответствии с новым соглашением о военном сотрудничестве с США и национальными интересами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые пока не афишируются.
Программы военного кораблестроения
Япония систематически обновляет корабельный состав ВМС за счет ритмичных программ военного кораблестроения. Причем он постоянно поддерживается на уровне 115–120 боевых единиц.
Подводные силы
НАПЛ. Ныне японский подводный флот имеет 17 боевых неатомных субмарин (три новейшего типа Souryu, 11 типа Oyashio, три типа Harushio) и одну учебно-боевую ПЛ (типа Harushio). Он исключительно молодой, поскольку из его состава выводятся относительно нестарые лодки, зачастую прослужившие менее 20 лет. Продажа их другим странам невозможна из-за того, что все они оснащались модификациями самых современных американских ГАК. Например, комплекс ZQQ-5B создан на базе технологий ГАК AN/BQQ-5, который размещен на ВМС США.
В подводном кораблестроении основное внимание после передачи флоту 11-й НАПЛ типа Oyashio переключено на строительство НАПЛ по модернизированному проекту Improved Oyashio (первая получила название Souryu). Сегодня в различной стадии постройки находится еще три НАПЛ этого типа. Они оснащаются ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга (ДС) и предназначены для замены лодок типа Harushio. В 2001 году под ВНЭУ была переоборудована в виде опыта субмарина Asashio типа Harushio.
Напомним, что первой страной, освоившей ВНЭУ на базе ДС, стала Швеция. Работы над двигателем Стирлинга в компании Kockums (фирмы-субподрядчики Volvo и FFV) начались в 60-е годы, в результате чего была создана установка мощностью 75 кВт (ДС типа V4-275R), которая использовала в качестве рабочей среды гелий, а в качестве расходных средств – дизельное топливо и жидкий кислород (удельный расход кислорода – 0,85–0,95 кг/кВт ч).
Масса одного Стирлинг-генератора – четыре тонны. Благодаря высокому давлению на выхлопе удаление продуктов сгорания осуществляется прямо из двигателя. Испытания НАПЛ типа A-14 с ВНЭУ были успешно завершены в 1989 году. После размещения новой установки продолжительность подводного плавания возросла с нескольких суток до двух недель.
Испытания также показали, что лодка может идти под двигателем Стирлинга до 90 процентов времени нахождения в море, а под дизелем – только 10 процентов, подтверждена на практике полная растворимость продуктов сгорания в воде. Пока максимальная выходная мощность каждого Стирлинг-генератора составляет только 75 кВт (номинальная 65 кВт).
Вероятно, Япония, как обычно, приобрела лицензию на производство таких установок. На НАПЛ Souryu размещается четыре ДС.
Авианосные силы
АВ. В сентябре 2007 года из дока был выведен первый со времен Второй мировой войны японский авианосец проекта 16DDH с полным водоизмещением 18 тысяч тонн. Некоторые специалисты считают, что показатель занижен: судя по опубликованным размерам, водоизмещение корабля превышает 20 тысяч тонн. Головной АВ получил имя Hyuga в честь линкора японского флота, принимавшего активное участие во Второй мировой войне. Еще один (и последний) корабль этой серии – Ise введен в состав ВМС в 2011 году.
По официальной классификации эти корабли отнесены к ЭМВН. Причина здесь чисто политическая – конституция не позволяет создавать этот вид вооружения. Но специалисты обратили внимание, что носовой МЗАК размещен не посередине, а смещен на правый борт (как на АВЛ Великобритании). Это сразу позволило использовать взлет СВВП с коротким разбегом. Кроме того, при желании стало возможным разместить и трамплин. Наконец, в 2007 году скрытные японцы сообщили, что их интересуют СВВП типа F-35B, и на одном из интернет-сайтов появились изображения 16DDH с этими МЦИ.
Судя по размерам ангара (расстояние между подъемниками более 90 м), на кораблях способны базироваться до 25 летательных аппаратов различного назначения: 8–12 F-35B, три SH-3DAEW, 4–10 MCH-101/UH-60J/K. В ударном варианте авиагруппа может включать до 18 F-35B, три SH-3DAEW, два MCH-101/UH-60J/K.
Помимо авиации АВЛ оснащены новейшими системами вооружения, в том числе УВПУ типа Mk41 Mod5, предназначенной для запуска ЗУР и ПЛУР. Однако по мнению большинства экспертов, упоминание о ПЛУР осталось от прежних маскирующих сообщений и их, конечно, на этом корабле не будет. Сомнение вызывает и применение 324-мм ТА типа 68 для борьбы с ПЛ, скорее всего они предназначены для ПТЗ. По словам заместителя директора института Оказаки Сумихико Кавамура, Hyuga – большой шаг вперед, демонстрирующий возможности Японии строить в будущем ударные авианосцы. Вот так, не много и не мало.
В общей сложности Япония намерена построить четыре АВЛ этого класса для замены стольких же ЭМВН. Таким образом, количество кораблей в программе за последние два года увеличено вдвое.
15 августа 2009 года был утвержден бюджет-2010, по которому 116,6 миллиарда иен выделялось на строительство нового авианосца проекта 22DDH с большими, нежели у Hyuga, размерениями: длина – 248 метров, ширина – 39 метров (водоизмещение стандартное/полное 19500/24000 т). Эти показатели сопоставимы с аналогичными характеристиками АВС Франции (длина меньше всего на 13 м). Наряду со сплошной полетной палубой на корабле предусмотрены надстройка «островного» типа и два подъемника (один бортовой). Заявленная численность авиакрыла в 14 вертолетов, конечно, дезинформация.
Ввод в строй китайского флота авианосца проекта 11436 и строительство АВС в Поднебесной, вероятно, приведут к тому, что третья серия «липовых» японских ЭМВН уже превратится в корабли с водоизмещением под 50 тысяч тонн и с нормальными самолетами горизонтального взлета и посадки типа F/A-18.
ЭМВН. В боевом составе ВМС Японии пока остается два таких эсминца типа Shirane, несмотря на солидный возраст (построены в 1980–1981 годах). По мнению командования японского флота, любые корабли с групповым базированием ЛАК являются ценными боевыми единицами. Замена их планируется только на новые АВЛ в период до 2015 года.
Амфибийные силы
ДК. Основу десантных сил составляют три ДВКД типа Osumi. Помимо этого в строю находятся два ТДК типа Yura и два ТДК/ДКА типа Yusoutei.
ДКА. В боевом составе ВМС – 18 ДКА (шесть типа LCAC – ДКА ВП, два типа YF2150, 10 типа YF2121 – все класса LCM). За последние четыре года построено лишь два быстроходных ДКА типа YF2150. По официальным данным, скорость полного хода составляет всего 16 узлов. Однако при заявленной мощности ГЭУ в 3000 л. с. и при полном водоизмещении около 100 тонн данный показатель не может быть меньше 25–30 узлов. Программы строительства других новых ДКА еще нет.
Планы развития ДК и ДКА пока отсутствуют. Маленький численный состав амфибийных сил в принципе подтверждает официальную версию об оборонительной концепции ВМС Японии, а проблемы «северных территорий» скорее политико-экономический фактор давления на Россию, но отнюдь не военный.
Многоцелевые силы
ЭМ. В японских ВМС насчитывается 40 эсминцев. В 2008 году завершено строительство шести самых крупных ЭМ ПВО типа Kongo с МФКC Aegis (четыре 1-й серии и два 2-й серии типа Atago). Эти корабли – японская версия ЭМ типа Arleigh Burke ВМС США. Кроме этого, в составе флота остаются эсминцы ПВО Hatakaze (2) и ЭМ ПЛО Yuugiri (6), Hatsuyuki (10). Завершено строительство ЭМ ПЛО типа Murasame (9) и Takanami (5). Все ЭМ ПЛО по размерам являются фрегатами. Продолжается перевод устаревших эсминцев типа Asagiri (2) в класс учебно-боевых.
В настоящее время сохраняется линия развития двух условных типов ЭМ: многоцелевых с сильной ПВО (условно ЭМ ПВО) и ПЛО. При этом продолжается сокращение типажа кораблей. Так, для замены эсминцев ПЛО Yuugiri и Hatsuyuki разворачивается программа строительства ЭМ пр. 19DD (строится четыре ед., планируется серия 10–16 ед.).
ФР. В составе флота остается шесть фрегатов типа Abukuma, последний из которых сдан в 1993 году. Японские ФР оснащены вполне современным вооружением, но являются скорее опытными кораблями. Их крупный недостаток – отсутствие летательных аппаратов. Планов развития кораблей данных классов пока нет.
Патрульные силы
ВМС располагают семью БКА на подводных крыльях типа Sparviero собственной постройки (1995) на базе итальянского проекта и шестью типа Hayabusa собственной разработки. Планируемая серия в девять РКА типа Hayabusa сокращена до шести единиц. Никаких новых программ развития патрульных сил пока нет.
Минно-тральные силы
Они представлены двумя кораблями управления МТС, тремя МТЩ типа Yaeyama (копия американского тральщика Avenger), 24 БТЩ (три типа Hirashima, 12 типа Sugashima, девять типа Hikoshima), двумя КУМТК (с 6 РПМЗ) шведской постройки. В настоящее время для замены устаревающих БТЩ типа Hikoshima ведется строительство БТЩ типа Hirashima (два в постройке и три запланированы). Вся серия может составить 12 единиц, однако в последние годы и в Японии заметно снижение интереса к тральщикам.
Япония способна построить любой корабль, но в основном с иностранными боевыми и техническими средствами, часть из которых изготавливается по лицензии. Так, из оружия собственной разработкой является лишь 533-миллиметровая торпеда. Полностью отсутствует и производство судовых газовых турбин, а судовые дизели давно являются копиями французских, итальянских, американских и частично немецких дизелей.
Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор Николай Новичков, кандидат технических наук Источник: telegrafist.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 303
Рейтинг поста:
--------------------