Авианосец для Индии достроен. Когда построим для себя?
|
Александр Горбенко |
Родился в 1977 году в семье военных. Служил срочку на Флоте. Женат, двое детей (пока). Интересы: история, военная история, военная техника.
|
В Белом море завершён первый этап ходовых испытаний авианосца «Викрамадитья». Этот корабль мы построили для Индии, которая активно развивает свой военный флот и старается сделать его полноценным по составу сил и средств.
Авианосец прошел этап ходовых испытаний, на котором проверялась работоспособность главной энергетической установки (ГЭУ). Осенью прошлого года она уже выходила на ходовые. Тогда неудовлетворительной оказалась работа некоторого оборудования иностранного производства и потрескалась теплоизоляция паровых котлов. Собственно, индийский заказчик выбирал поставщиков оборудования и отказывался использовать асбест в теплоизоляции. При этом «Викрамадитья» прошла за 108 дней испытаний более 10 тысяч миль, выдержала семибалльный шторм и полностью выполнила программу лётных испытаний (517 вылетов). Но отечественные СМИ тогда поспешили назвать испытания «позорным провалом» и обвинить нашу промышленность в неспособности построить современный корабль (подробнее мы писали об этом здесь). Тем не менее корабль требовал доработки.
И вот в день ВМФ его главная энергетическая установка была выведена на полную мощность. ГЭУ доказала свою работоспособность как на экономичном ходу, так и на полном. Проектная максимальная скорость 29 узлов была превышена (индийская газета The Hindu сообщила даже о 32 узлах). Теперь «Викрамадитье» предстоит в Баренцевом море провести цикл испытаний боевых систем и корабельной авиации. Там же индийский экипаж под руководством специалистов «Севмаша», наших лётчиков и моряков начнёт практическое освоение корабля. Отличное начало ходовых испытаний — это прекрасный подарок российской оборонной промышленности… индийских морякам.
А когда же наши моряки дождутся такого подарка? Может, нам и не надо, обойдёмся надводными кораблями и подводными лодками? Может быть, неправы те страны, которые, наращивая военно-морскую мощь, заботятся об авиационном прикрытии своих кораблей? Давайте посмотрим, кто кроме США обладает авианосцами, и кто будет обладать ими в ближайшем будущем. Зачем им авианосцы?
Франция пока заморозила программу постройки новых АВ (авианосцев) типа PA2 (Porte-Avions 2) по экономическим причинам. Она будет обходиться одним атомным АB «Шарль де Голль». Великобритания на замену лёгких АВ типа «Инвинсибл» строит два более серьёзных — «Королева Елизавета» и «Принц Уэльский». Один из них, возможно, будет продан после достройки по экономическим же причинам (тогда самым вероятным покупателем станет Индия). Италия в 2009 году ввела в строй АВ «Кавур». Испания заменяет лёгкий АВ «Принсипе де Астуриас» на «Хуан Карлос I». Последний формально считается универсальным десантным кораблём. Однако он обладает полётной палубой длиной 202 м с трамплином для взлёта реактивных самолётов. Два таких корабля также будут построены для Австралии и также в качестве лёгких авианосцев.
Примечательно, что, когда Испания объявила о продаже «Принсипе де Астуриас», который устарел морально и находится не в лучшем техническом состоянии, на его приобретение выстроилась очередь. Покупку этого авианосца серьёзно рассматривали Филиппины, Индонезия и неназванные арабские страны. Бразилия, уже имеющая опыт использования авианосца «Минас-Жерайс» (сейчас выведен из состава бразильского флота), в 2001 году купила у Франции АВ «Фош», переименованный ныне в «Сан-Паулу». Таиланд в прошлом году модернизировал свой лёгкий «Чакри Нарубет», построенный в Испании. Потенциально в авианосцах заинтересованы Аргентина, Малайзия, Вьетнам, Пакистан, монархии Персидского залива. Хотя их шансы на получение такого корабля весьма призрачны.
Индия в дополнение к «Викрамадитье» строит два собственных АВ — «Викрант» и «Вишал». В случае приобретения «Королевы Елизаветы» она станет обладательницей сразу четырёх авианосцев. Китай, который достроил наш «Варяг» (ныне «Ляонин»), построит как минимум два авианосца большого водоизмещения. На «Ляонине» нарабатывается опыт эксплуатации таких кораблей и опыт применения палубной авиации.
Практически неизбежно будет строить авианосцы Япония. Эта страна недавно переименовала свои «силы самообороны» в «армию национальной обороны». Так Япония фактически отказалась соблюдать ограничения, касающиеся японских вооружённых сил, установленные после Второй мировой войны. Япония обладала авианосцами и способна строить их сейчас. Например, Япония строит корабли со сплошной полётной палубой типа «Хюга», которые классифицирует как эскадренные миноносцы-вертолётоносцы. Между тем японцы не только имеют проекты модернизации этих кораблей для базирования реактивных истребителей, но и обладают всеми необходимыми технологиями и производственными мощностями для постройки полноценных авианосцев. Учитывая опасения нарастающим военным потенциалом Китая и фактический уведомительный отказ от послевоенных ограничений, можно не сомневаться, что Япония станет обладательницей авианосцев в обозримой перспективе.
Нетрудно заметить, что в ближайшее время мы увидим серьёзное увеличение сил палубной авиации различных стран. Особенно это касается потенциально конфликтного тихоокеанского региона. Про американцев ещё можно сказать, мол, авианосцы им нужны для бомбёжек отсталых туземцев. Если судить по художественным фильмам и теленовостям, только такой вывод и можно сделать. США действительно применяют авианосцы не в морских операциях, а в операциях против берега. Но вовсе не потому, что это и есть предназначение таких кораблей. Просто единственным достойным противником американских ВМС был советский флот, с которым США готовились бороться на море, но не столкнулись в реальных боевых действиях.
Но очевидно, что все остальные страны (исключая дряхлеющих европейских партнёров США по НАТО), которые обзаводятся или только собираются обзавестись палубной авиацией, делают это не для «бомбёжек папуасов». Палубная авиация нужна в первую очередь для операций на море, для боевой устойчивости группировок и соединений кораблей. Все страны, укрепляюще свои военно-морские силы, рано или поздно сталкиваются с необходимостью авиационного прикрытия своих кораблей и районов действия подводных лодок. Авианосцу просто не существует адекватной замены в следующих задачах: ведение авиационной тактической разведки; завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции; обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, крупных конвоев на переходе морем; блокада побережья противника. А также в нанесении ударов по объектам на морском побережье и в глубине территории противника, в оказании поддержки десантным силам.
Далеко не у всех, кто желал бы обладать полноценным авианосным флотом, есть возможность им обладать. Осилить собственную постройку могут далеко не все. А внешних источников получения целого класса сложнейшего морского вооружения вместе с опытом его применения не так много. Мы не нуждаемся во внешних источниках. Благодаря советской программе проектирования и строительства авианесущих кораблей, благодаря опыту, наработанному экипажем и лётным составом тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», мы обладаем этим классом вооружения. Благодаря постройке на Севмаше «Викрамадитьи» мы восстановили уже утраченную возможность воспроизводства этого класса вооружений. И на сегодня мы можем либо использовать то, что имеем, либо потерять это.
Да, задача строительства авианосного флота не простая и очень амбициозная. Для появления авианосцев, которые станут полноценными боевыми единицами, предстоит решить ряд важных промежуточных задач. В первую очередь это относится к созданию палубных летательных аппаратов дальнего радиолокационного дозора. Хотя построить и ввести в эксплуатацию корабль, подобный «Викрамадитье» и «Адмиралу Кузнецову», мы вполне способны уже сейчас. Остаётся вопрос выбора и целесообразности того или иного подхода. Нужен ли нам корабль, который уступает по своим боевым возможностям тому, к чему пришла советская кораблестроительная программа? Или мы хотим получить действительно качественное обновление возможностей флота?
Но никаких технических препятствий возобновления программы у нас нет. Это недавно подтвердил Дмитрий Рогозин, сказав, что «вопрос включения в новую госпрограмму вооружения 2016–2025 годов строительства авианосцев будет зависеть от решения президента». Также он высказал мнение, что для безопасности государства с морских направлений, может быть, достаточно иметь в боевом составе флота корабли другого назначения: атомные и неатомные подлодки, корабли ближней и дальней морских зон. Однако ключевыми его словами следует считать следующие: «…Это вопрос не военно-технический, а геополитический».
Это верно. Ведь будет странно, если помогая создавать авианосные силы тем странам, которые займут в будущем лидирующие мировые позиции (Китаю и Индии), мы лишим этого себя. Не хочется думать, что мы окажемся в разряде тех, кто «по бедности» или отсутствию воли готов уступить другим своё будущее. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 886
Рейтинг поста:
Колоний и "зон национальных интересов" у черта на куличиках у нас нет. Насаждать демократию по-российски мы тоже вряд ли куда попремся. Воевать со США и угрожать их побережью- ну тут , боюсь, все сразу перейдет в ядерную плоскость.
Что остается?
Да, авианосец штука статусная , но все-таки орудие агрессии.
По независимым оценкам из открытых источников стоимость авианосца типа "Нимиц" 5-7 млрд.долл., новый "Форд" уже 10-14 млрд.долл. И это без учета стоимости авиакрыла. Наша техника всегда была дешевле и допустим удастся построить современный средний авианосец за те же 5 млрд.долл. "Кузнецова" лет через 10 спишут, и нужно новых будет как минимум 2 - на СФ и ТОФ. Итого 10 млрд.
Может лучше за эти средства реконструровать несколько аэродромов на северах и на востоке, посадить туда поболе самолетов различных типов, по паре новых эсминцев с ПКР увеличенной дальности на флоты и береговых комплексов мобильных натыкать, тоже с дальностью за 1000 км.?
Хотя , лично я не против авианосцев, приятно все-таки.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 657
Рейтинг поста:
А почему автор не упоминает Мистрали? Палуба теже 200м.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 886
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 83
Рейтинг поста:
Сейчас Флот у государства появляется с момента включения в его состав авианосных группировок.Это единственное основание,позволяющее,подчеркиваю,в настоящее время именовать соединения военных кораблей ,Флотом. Без авианосцев наши подводные ракетные крейсера,а также и надводные корабли -просто мишени.
Нельзя более тянуть с началом строительства.Пора срочно закладывать первый.Это по всякому 10-15 лет.За этот срок и места базирования и ДРЛО,и самолеты ,и корабли соправождения и пр.и пр.все успеем. На все хватит и времени и воли,если есть цель и уже начато строительсто авианосца "Иосиф Сталин". А это имя,не какой-то очередной Буш,или Кеннеди,это имя генералиссимуса Победы!Нам всего то НЕОБХОДИМО 5-ть АУГ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 211
Рейтинг поста: