«Петр Великий» ложится на Севморпуть
В борьбе за Арктику Россия первой ударила в боевые барабаны
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев заявил, что «в достаточно близкой перспективе планируется направить отряд боевых кораблей во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» в восточные районы Северного Ледовитого океана». По словам адмирала, одновременно еще один отряд судов Северного флота осуществит поход к островам Земли Франца-Иосифа».
Осуществление этих планов будет означать, что Россия налаживает постоянно патрулирование Северного морского пути там, где его на регулярной основе никогда не было. Ведь в прошлом году «Петр Великий» во главе отряда в составе больших противолодочных кораблей «Вице-адмирал Кулаков» и «Адмирал Чабаненко», большого десантного корабля «Александр Отраковский», морского тральщика «Владимир Гуманенко», гидрографического судна «Сенеж», спасательно-буксирных судов «Алтай» и Памир» уже побывал в Карском море.
Корабли совершили переход через пролив Карские Ворота между Новой Землёй и островом Вайгач в Карское море. Затем через пролив Вилькицкого, отделяющий полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля, вышли в море Лаптевых. Там «Петр Великий» успешно провёл стрельбы комплексами зенитного и артиллерийского вооружения. А затем отряд впервые в истории нашего ВМФ высаживал морской десант на необорудованное побережье острова Котельный, входящий в архипелаг Новосибирских островов, расположенный между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем.
Было это в августе 2012 года. Можно не сомневаться, что и нынешний поход тоже начнется не позднее начала сентября. Потому что именно в это время льды в Арктике тают до минимальной толщины и несут наименьшую опасность для кораблей, большинство которых не относится к усиленному ледовому классу. Появляться в тех широтах позднее для них – неоправданный риск.
Но как бы там ни было - еще несколько лет назад и такое было немыслимым. Зоной ответственности надводных кораблей североморцев многие десятилетия было Баренцево и Норвежское моря. На боевую службу они ходили «за уголок». То есть – вокруг Скандинавии, в Атлантику и в Средиземное море. Одним словом, курсы прокладывали почти исключительно к западу от Кольского полуострова, на котором находятся все основные наши военно-морские базы в тех краях. Все, что к востоку от Мурманска, считалось практически внутренними водами России, поскольку арктические льды фактически исключали появление там надводных боевых кораблей вероятного противника.
Все стало круто меняться в последние годы. Процесс таяния льдов с каждым годом делает доступными для плавания все более обширные районы Арктики. По расчетам ученых Национального центра данных о снегах и льдах США, через 90 лет без ледоколов можно будет свободно добираться по морю даже до Северного полюса. Мгновенно возник ожесточенный политический торг о том, кому будет принадлежать никак юридически не поделенный освобождающийся пирог морского шельфа Арктики, необычайно богатый углеводородами. О своих претензиях заявили даже страны, географически никакого отношения к Северному Ледовитому океану не имеющие. Например, Китай, Япония, Великобритания.
Но арктический шельф - это лишь часть проблемы. Другая часть связана с американской системой противоракетной обороны. Потому что даже если Пентагону удастся разместить свои противоракеты «Стандарт» в Восточной Европе нашим «Тополям» и «Ярсам» они реальной опасности пока нести не будут. Слишком велико расстояние. Сбить российские межконтинентальные баллистические ракеты на разгонном участке траектории американские «Стандарты», стартующие откуда-нибудь из Польши или Румынии, попросту не успеют. А потом будет поздно.
Иное дело, если противоракеты Соединенным Штатам удастся перетащить к арктическому побережью России. Например, на эсминцах ПРО, оснащенных системой «Иджис». А ведь именно через Северный полюс лежит кратчайшее расстояние между наше страной и США. И именно стрельба через полюс заложена в полетные задания российских межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования. Получается, прямо над мачтами тех эсминцев ракеты и должны будут пролетать. И их уничтожение тогда уже не будет выглядеть очень уж фантастической задачей.
Что такому обороту дела можем противопоставить мы? Один из вариантов наверняка отрабатывал в 2012 году отряд боевых кораблей Северного флота во главе с «Петром Великим». Потому что – обратите внимание! – участвовал он в Восточной Арктике в командно-штабных учениях совместно с боевой авиацией 1-го командования ВВС и ПВО и отдельной арктической мотострелковой бригадой Западного военного округа. Не полярных куропаток же они считали на Новосибирских островах? Официально было объявлено, что «в ходе КШУ отрабатываются совместные действия сухопутных, морских и авиационных группировок сил (войск) по защите национальных интересов России в Арктике, в том числе в районах Северного морского пути».
Естественно, с освоением Восточной Арктики нашим Военно-Морским флотом появляется масса проблем. Начать с того, что карты этих районов плавания с огромным количеством «белых пятен». Зачастую неизвестны даже глубины – их просто невозможно было промерять, когда водную поверхность сковывал многометровой толщины лед.
Реальна даже минная опасность. В годы второй мировой войны гитлеровские самолеты активно ставили мины в этих краях, пытаясь сорвать проводки наших транспортов. С той поры мины там никто не искал. Поэтому в ходе первого похода в Восточную Арктику в 2012 году в акватории Обской губы Карского моря действовал оперативный морской отряд разминирования Северного флота. Моряки уничтожили 12 взрывоопасных объектов, сняв минную опасность с участка общей площадью более 160 квадратных миль.
Наконец, у нас просто нет достаточного количества кораблей и судов усиленного ледового класса, которых остро необходимы в этих районах. Пока лишь ФСБ в прошлом году заложила в Зеленодольске первый пограничный сторожевой корабль первого ранга «Океан». Запланировано, что в море он выйдет в 2015 году. Военно-Морской флот на сегодня ограничился строительством транспорта усиленного ледового класса «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ. Судно предназначено для перевозки вооружений и грузов. В строй войдет в 2014 году.
– Что касается сохранения контроля над Арктикой, то мы должны понимать, что если США решат присвоить себе значительную часть акватории, которая раньше контролировалась Россией, то наша страна не сможет дать адекватный ответ, - считает первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков: - Совсем необязательно будет военное столкновение США и РФ. Америка просто явочным порядком объявит акваторию зоной своих исключительных экономических прав, введет туда свои боевые корабли. Россия не решится применить силу. Советский Союз это мог сделать. Да при нем США никогда бы и не решились на подобный шаг.
Важно еще учитывать фактор других стран. Китай сейчас тоже хочет иметь своё влияние в Арктике. В настоящее время Пекин настроен дружественно к нашей стране. Но это во многом обусловлено тем, что пока он не обладает большим военно-морским флотом и достаточным ядерным потенциалом. Но сложно предсказать поведение Китая, когда он вырастет в мощное в военном плане государство, способное на равных с США вести борьбу на морских и океанских пространствах и парировать американский ядерный потенциал. Тем более, учитывая нынешнее состояние Российской Федерации.
Сегодня зона влияния российского государства находится под большой угрозой.
«СП»: – Изменит ли баланс сил в регионе присутствие там кораблей ВМФ России?
– Мы можем отправить туда отряд кораблей. Но это не будет демонстрацией силы. Только демонстрацией флага.
«СП»: – Если американцы захотят в Арктике разместить свои корабли с системами ПРО, то сможем ли мы эффективно ответить?
– Необходимо помнить, что все международные зоны ответственности в Арктике пока носят чисто экономический характер. А большая часть экономической зоны - нейтральные воды. США имеют полное право разместить там свои боевые корабли.
Защитить себя в этой ситуации Россия не сможет. Потенциал Военно-морского флота сейчас невелик. Силы Северного флота вкупе с Тихоокеанским могут решить задачу разгрома всего одной авианосной группы США. Тогда как Америка способна ввести в район до четырех авианосных групп.
Наша страна из передовой в индустриальном отношении державы превратилась в развивающуюся. Мы утратили значительную долю промышленного потенциала, растеряли влияние в мире ради того, чтобы небольшая кучка негодяев могла стать олигархами.
«СП»: – Минобороны говорит о строительстве новых кораблей специально для региона Арктики. Насколько реальны такие планы?
– Технологии для этого есть. С советского времени остался хороший задел. На его основе можно делать многое. Но нужны вложения государства в развитие флота.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов:
– В перспективе Арктика станет одним из главных регионов мира, где будет вестись конкуренция за ресурсы. Это хорошо понимают специалисты. Сейчас во многих странах есть планы строительства военных кораблей для этих районов. Но это пока - преддверие схватки. Страны только готовятся к конкуренции в Арктике. Но сомнений нет, что это будет очень серьезная и длительная конкуренция. Главный фактор успеха в ней - не наличие мощного военно-морского флота и военных баз, а геополитическое могущество государства. Россия должна обрести союзников, восстановить экономическую и технологическую мощь. Успеха одними военными кораблями мы не добьемся.
«СП»: – Кто будет основным конкурентом России?
– Помимо северных стран, другие государства тоже интересуются Арктикой. Они уже пытаются заключить определенные политические договоренности. Это делает Китай. Известно об активности и других стран, вплоть до Сингапура. В ближайшее время они будут искать союзников среди арктических держав.
«СП»: – Что может предложить Россия в качестве союзника?
– На мой взгляд, необходимо начинать не с экономических интересов, а с формирования идеологии сотрудничества. Нужна цивилизационная культура. Дело в том, что сейчас идет борьба за будущее устройство мира. В сценарии господствующих ныне в мире сил будущее выглядит печально. Планы запечатлены на знаменитых Скрижалях Джорджии*. Согласно им, население планеты не должно превышать 500 миллионов человек. То есть, хотят радикально сократить численность населения Земли. Человечество будет делиться на прислугу и небольшое ядро, состоящее из представителей мировой элиты. На них и должны будут работать все ресурсы планеты.
Россия обретет союзников, если предложит более справедливое мироустройство, основанное на коллективной созидательной деятельности. При коллективном производстве и коллективном потреблении радикально снизятся военные расходы, расходы на конкуренцию. Россия должна объяснить миру, что большинство народов обречены на уничтожение. Тогда наша страна станет центром мира и сможет организовать жизнь планеты на справедливых началах. Это альтернатива тому, что предлагают США.
«СП»: – И кто в ближайшее время может стать нашим «арктическим» союзником?
– Конечно, это страны СНГ, исторически связанные с Россией. Союзниками могут стать и государства БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Эти страны объединились не просто в некое содружество. Они действительно начинают перестраивать систему международных отношений. Они начинают выпадать из навязанных Штатами систем. В том числе, валютно-финансовых. Битву за Арктику необходимо рассматривать не только с точки зрения борьбы за ресурсы. Многие страны обладают достаточными запасами. Но борьба идет за новое мироустройство. И борьба за Арктику – принципиальная вещь для всего блока БРИКС.
* - Скрижали Джорджии - памятник, стоящий на территории США в штате Джорджия. Монумент представляет собой пять двадцатитонных гранитных плит более пяти метров в высоту. Четыре плиты выполнены в виде табличек с надписями, ориентированными по сторонам света. Таблички содержат одну и ту же надпись на восьми языках (английский, испанский, суахили, хинди, иврит, арабский, китайский и русский). Надпись состоит из десяти принципов для тех, кто выживет после глобального катаклизма. Первый пункт звучит так: «Пусть земное население никогда не превышает 500.000.000, пребывая в постоянном равновесии с природой». Памятник был установлен в 1979 году. До сих пор никто не знает имени автора монумента, как и того человека, который выкупил землю под памятник. Источник: svpressa.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 412
Рейтинг поста:
Интересно мнение Специалистов, может Редактор Князь разложит "по полочкам" - насколько я читал, так американские авианосцы с паровыми катапультами не способны эффективно работать в арктических широтах... Насколько это "вяжется" с мИслями "стратегов", типа амеры способны загнать на арктический ТВД все свои авианосные группировки??? Китайцы??? Если "нашлепают" клонов нашего "Варяга" с трамплинами для взлета - вполне возможно, не так ли??? А вот надо ли китайцам лезть в Арктику, если сейчас Россия им готова поставлять нефть напрямую, минуя "существующие "бутылочные горлышка" Ормузского и других проливов на пути танкеров из Персидского залива и индийского океана??? Какой смысл подвергать свои нефтяные поставки такому-же риску блокирования судоходных путей в том-же Беринговом проливе и вблизи Аляски??? Не для того ли Россия подписала малодоходный контракт с китайцами, чтобы нивелировать их интерес в Арктике???
А так, вообще, по сути - еще один тревожный звоночек, чтобы форсировать вывод капиталов, тех-же Резервных Фондов и прочих "чужих кормушек" из западных банков и вкладывать их в СВОИ экономические проекты под малый банковский процент и в "длинные кредиты" с государственным контролем!