Российский истребитель пятого поколения «Сухой Т-50» оборудовали безлимитной системой подачи кислорода в маску летчика. Он нужен для полетов на высоте свыше 4 км — без кислорода летчик начинает «засыпать» и теряет сознание. Во всех существующих строевых российских самолетах кислород подается из баллонов, которые рано или поздно заканчиваются. В Т-50 его вырабатывает из воздуха специальная система, разработанная научно-производственным предприятием «Звезда».
— Кислород здесь продуцируется из воздуха, система отбирает его из компрессора двигателя и подает в дыхательную маску пилота. Время полета больше не зависит от запаса кислорода, и пилот может летать с несколькими дозаправками топливом, в отличие от существующих самолетов, где летчику всё время нужно смотреть, не кончился ли у него кислород раньше, чем горючее, — рассказал «Известиям» главный специалист НПП «Звезда» Михаил Дудник.
По его словам, кроме неограниченного количества кислорода система позволяет экономить полезную нагрузку боевой машины — вся установка по выработке кислорода весит около 30 кг, тогда как кислородные баллоны на два часа полета — 90 кг.
— Главным образом это важно для самолетов-истребителей, где всегда дефицит места и веса и где запасать кислород в большом количестве, как на больших бомбардировщиках, невозможно, — пояснил Дудник.
По его словам, система разрабатывалась последние пять лет и сейчас установлена на четырех опытных самолетах Т-50, которые проходят испытания в Подмосковье.
— Первые опытные Т-50, которые изготавливают в Комсомольске-на-Амуре, перелетали своим ходом, и им приходилось, конечно, заправляться топливом, но пополнять запасы кислорода не требовалось, — пояснил Дудник.
Без кислорода не может обойтись ни один современный самолет — на высотах свыше 4 км дышать уже нечем. И если для пассажирского или транспортного самолета наличие громоздких баллонов на борту практически незаметно, то для истребителя, где рассчитывается каждый сантиметр и грамм, облегчение веса на 60 кг весьма существенно.
На базе БКДУ для истребителя Т-50 создана аналогичная установка для учебно-боевых самолетов ВВС России Як-130, в этом году получат кислородную систему и палубные истребители МиГ-29К. Оценив преимущества таких систем, их уже заказали для своих истребителей Су-30 армии Алжира и Малайзии.
— На первых опытных Як-130 стояла обычная воздушная установка с баллонами, — вспоминает летчик-испытатель Роман Таскаев. — В 1999 году мы перегоняли такой Як-130 в Италию на завод Aermacchi. Кислород взяли, чтобы хватило на весь перелет, но из-за частичной разгерметизации баллонов его расход увеличился, и нам пришлось садиться на аэродром в Братиславе на дозаправку. С новой системой таких проблем в принципе быть не может.
В российской армии кислород пока традиционно «добывается» на земле. Этот процесс требует подготовленного персонала и сложного специального оборудования. При нарушении технологий велика вероятность взрыва.
— Сейчас в состав батальонов аэродромно-технического обеспечения входят кислорододобывающие автомобильные станции, — рассказал «Известиям» бывший главком ВВС Анатолий Корнуков. — Для их обслуживания необходимы солдаты и сержанты, прошедшие шестимесячное обучение по этой специальности, а офицеры вообще учатся этому пять лет. Из-за высокой пожароопасности кислорода отбор на эти специальности идет очень строгий.
По словам Корнукова, новая кислородная система поможет сократить штат аэродромных служащих и увеличит эффективность применения истребителей на дальних расстояниях. Не будет проблем и на полевых аэродромах, где кислорододобывающего оборудования нет.
Система бортовой кислорододобывающей станции под обозначением OBOGS есть и в американской армии — ею оборудованы самолеты пятого поколения F-22 и палубные истребители F-18.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: Элизиум (17 июля 2013 20:39) Статус: |
Интересно, что в генераторе кислорода уникального?
В самих генераторах? Да, в общем то, ничего... А вот применяются они на наших самолетах впервые. Не, ну конечно, можно сказать, что подобные системы (OBOGS - On-board oxygen generating system)довольно давно применяются на Рапторах и не только... вот только, безпроблемной их эксплуатацию назвать пока не получается... Одно время даже пиндолетчики отказывались на них летать из-за высокой вероятности возникновения гипоксии или отравления, из-за "косяков" этой самой OBOGS... Так что слово "уникальный", ИМХО, вполне уместно...
» #2 написал: Элизиум (17 июля 2013 14:14) Статус: |
Т-50 продолжает "обрастать" разными уникальными "фенечками". Чтож из него получится, когда он встанет на вооружение и пройдет несколько модернизаций? Наверное, как сказал, про Су-35, тот француз с Ле Бурже: Это не самолет, это НЛО!
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 421
Рейтинг поста:
Т-50 не первый отечественный самолет оснащенный генератором кислорода) А проблемы бывают у всех в мире самолетов. Даже у российских)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 169
Рейтинг поста:
В самих генераторах? Да, в общем то, ничего... А вот применяются они на наших самолетах впервые.
Не, ну конечно, можно сказать, что подобные системы (OBOGS - On-board oxygen generating system)довольно давно применяются на Рапторах и не только... вот только, безпроблемной их эксплуатацию назвать пока не получается... Одно время даже пиндолетчики отказывались на них летать из-за высокой вероятности возникновения гипоксии или отравления, из-за "косяков" этой самой OBOGS...
Так что слово "уникальный", ИМХО, вполне уместно...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 421
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 169
Рейтинг поста: