Сергей Птичкин Смотреть оригинал
На VI Международном военно-морском салоне, завершившем свою работу в Санкт-Петербурге, хоть и не заключались контракты, но его экспозиция наглядно показала, что судостроительная промышленность выходит из кризиса и набирает обороты.
Корвет “Бойкий”
По словам вице-президента ОСК Игоря Пономарева, подтверждением тому, что Россия возвращает мировые позиции в судостроении, стал приезд на МВМС-2013 рекордного количества зарубежных судостроительных чиновников и технических специалистов среднего звена. Известно, именно среднее звено определяет вектор принятия высших политических решений. И нам было, что показать иноземным специалистам-практикам. Также бросалось в глаза присутствие многочисленных представителей военно-морских сил различных стран.
Игорь Пономарев подчеркнул, что МВМС-2013 входит в тройку лучших выставок, и по составу участников, и по экспозициям. Авторитет Питерского салона растет с каждым годом.
В ходе работы МВМС-2013 было озвучено немало интересных новостей и впервые показаны новейшие разработки.
В России после почти двадцатипятилетнего простоя возобновляется строительство скоростных судов на подводных крыльях. Наша страна – единственная в мире, где владеют секретами проектирования и производства таких судов. “Комета-120М”, которую на днях должны заложить в Рыбинске, относится к судам на подводных крыльях нового поколения, в которых широко использованы ноу-хау, применявшиеся раньше лишь в авиастроении.
Определен головной системный интегратор по “Мистралю” с точки зрения установки на нем российского оборудования. Это – предприятие “Агат”. Новость для специалистов важная. На “Мистрале”, вокруг которого не утихают споры о целесообразности его приобретения, установят как французские, так и российские системы управления. США категорически запретили Франции передавать России отдельные информационные технологии, которыми в НАТО особенно дорожат. Нашим специалистам предстоит решить непростую задачу адаптации друг к другу совершенно разных систем. Она, как заявил гендиректор и генконструктор корпорации “Моринформсистема-Агат” Георгий Анцев, будет решена в срок и с высоким качеством. Верить можно, так как системы информационного обеспечения отечественных боевых кораблей – одни из лучших в мире, что тоже стало открытием МВМС-2013.
Кстати, Георгий Анцев считает покупку “Мистраля” не таким уж и опрометчивым решением, так как этот корабль даст возможность хорошо познакомиться с технологиями, применяемыми в западном кораблестроении – французский универсальный десантный корабль-вертолетоносец станет своего рода лабораторией. К тому же, и это самое главное, по словам Анцева, “Мистраль” мотивирует фактическое возрождение российской морской авиации, которая находится на грани физического исчезновения.
На МВМС-2013 был представлен натуральный образец вертолета Ка-52 сухопутного базирования и макет этой машины в корабельном исполнении. По словам представителей фирмы “Камов”, сделать морской вариант вертолета – это не просто обеспечить складывание его лопастей. Во многом предстоит изменить систему управления и связи, так как полеты над морем и сушей сильно отличаются. Предстоит также усилить антикоррозионную защиту. К времени получения первого российского “Мистраля” под именем “Владивосток”, Ка-52К (корабельный) будет готов и испытан.
Морской вариант Ка-52К пока в макете, но его разработка идет очень активно
Накануне открытия МВМС-2013 состоялось два примечательных события.
Индийским ВМС передан фрегат “Триканд” (“Лук”) проекта 11256 – один из лучших в мире по своим техническим и боевым характеристикам.
В состав ВМФ России введен корвет “Бойкий” проекта 20380 – лучший в мире в своем классе боевых кораблей.
Корвет “Бойкий”
“Бойкий”, не смотря на малые размеры, имеет очень мощное вооружение: противокорабельные ракеты “Уран”, новейший торпедно-антиторпедный комплекс “Пакет”, 100-мм автоматическую пушку АК-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, зенитно-ракетный комплекс “Редут”. В специальном ангаре может размещаться вертолет типа Ка-27. Это позволяет небольшому кораблю вступать в схватку даже с фрегатами и крейсерами.
Малогабаритная тепловая торпеда МТТ системы “Пакет”.
Макеты лучших в мире корабельных автоматических артиллерийских систем калибра 100-мм и 57-мм
Однако главное ноу-хау проекта 20380 – полностью композитная надстройка, выполненная в одном коконе. Никто в мире столь смелых проектов в кораблестроении еще не реализовывал. Если учесть, что корвет покрыт толстым слоем специальной радио- и теплопоглощающей краски, то он практически не видим в радиолокационном диапазоне и системами инфракрасного наблюдения.
Надстройка корвета “Бойкий” впечатляет, а ведь она – пластмассовая.
Надстройка хоть и пластмассовая, но нельзя сказать, что ее можно прострелить обычной пулей. В Крыловском государственном научном центре разработаны различные виды, можно сказать, броневой защиты на основе тоже композитов.
Корвет “Бойкий”, которым командует капитан III ранга Алексей Суслов, стал настоящей звездой МВМС-2013. Кстати, этот уникальный корвет простоит у пирса Морского вокзала, где проходил салон, весь июль – до Дня ВМФ. Так что у жителей Санкт-Петербурга и гостей северной столицы еще есть возможность посетить этот прекрасный во всех отношениях корабль.
В центре внимания участников МВМС-2013, в том числе зарубежных специалистов, находились ракетные комплексы “Бал” и “Клаб-К”.
Мобильный береговой ракетный комплекс “Бал” предназначен для защиты проливов и территориальных вод, военно-морских баз, инфраструктуры побережья – то есть, всего, что находится в прибрежной зоне от возможной атаки с моря. Стреляет он одними из самых мощных противокорабельных ракет в мире – Х-35. Эффективность поражения военно-морских группировок противника и отдельных его кораблей достигается тем, что Х-35 имеет активную помехозащищенную головку самонаведения на конечном участке траектории, а сам комплекс “Бал” может стрелять одиночными ракетами и залпом. Дальность поражения морских целей – до 260 км, а суммарный боекомплект комплекса “Бал” – 64 ракеты, что делает залп Х-35 поистине всеуничтожающим.
Противокорабельная ракета комплекса “Бал” Х-35 – одна из самых мощных в мире
Пусковая установка ракетного комплекса “Бал”
О контейнерном ракетном комплексе “Клаб-К” мы рассказывали неоднократно и достаточно подробно. Но на МВМС-2013 состоялась презентация этого комплекса, аналогов в мире не имеющего, в новом облике.
Ракетные установки контейнерного типа “Клаб-К”. Слева – пассивная РЛС – ноу-хау комплекса
Впервые были представлены: беспилотный вертолет “Радар”, который значительно повышает боевые возможности комплекса, и выдвижная РЛС кругового обзора, построенная с использованием фазированных антенных решеток. РЛС интересна тем, что работает в пассивном режиме, то есть никаких излучений, зато сама радиолокационная станция видит в радиусе 450 километров все морские и воздушные цели. Координаты обнаруженных кораблей и летательных аппаратов передаются на командный пункт, где обрабатываются и выдаются либо управляющим блокам противокорабельных ракет, либо комплексам ПВО, прикрывающим “Клаб-К”.
Беспилотный вертолет БПВ-500 – тоже войдет в обновленный комплекс “Клаб-К”
На МВМС-2013 была представлена мощная универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГТС калибра 533-мм. Скорость хода – 50 узлов, глубина хода – до 500 метров. Масса ВВ – 300 кг. УГТС может наводиться сама по акустическому контуру корабля или подводной лодки противника, а может по проводам телеуправления, длина которых – 25 км.
Классические мощные торпеды типа УГСТ
УГТС – классическая, так сказать, торпеда. А вот комплекс “Пакет” – это ноу-хау, аналогов которому на Западе пока нет. “Пакет” включает в себя малогабаритную тепловую торпеду МТТ калибра 320-мм и антиторпеду того же калибра. МТТ предназначена для гарантированного поражения современных и перспективных подводных лодок в ближней зоне самообороны. Может эффективно поражать и небольшие корабли типа корветов. Отличительная особенность – модульность конструкции, что дает возможность оперативного комплектования под конкретные особенности применения.
Одна из сенсаций салона – антиторпеда комплекса “Пакет”
Скорость хода МТТ – до 50 узлов, дальность хода – до 20 км, глубина – до 600 метров. Масса ВВ – 60 кг. Антиторпеда внешне похожа на МТТ. Отличается тем, что имеет более мощную боевую часть с массой ВВ – до 80 кг, меньшую дальность хода – до 1,4 км. Скорость тоже около 50 узлов.
Применение “Пакета” на боевых кораблях позволяет им практически не опасаться атак подводных лодок. Вражеские субмарины обнаруживаются на предельной дистанции и уничтожаются в радиусе 20 км от корабля. Если же лодке удалось прорваться и произвести залп, то выстреливаются антиторпеды, которые подобно ракетам ПВО, перехватывают и поражают чужие торпеды. Стоит повторить: аналогичных комплексов в мире нет. И напомнить: все современные корветы и фрегаты, вступающие в строй ВМФ, несут на борту “Пакеты”, что на МВМС-2013 демонстрировал “Бойкий”.
В США и Западной Европе при строительстве новых подводных лодок устанавливают не чисто оптические перископы, а оптико-электронные. Визуальная информация переводится в цифровой формат и передается на большие экраны командного пункта. Так что видеть и оценивать надводную и воздушную обстановку может не только один командир, но и, в случае необходимости, другие специалисты. Кроме того идет автоматическая видеозапись. Такие перископы отличаются еще и тем, что они короче классических, их можно размещать в рубочном ограждении вне прочного корпуса.
Теперь и в России есть перископы нового поколения. Один из них – “Парус-98″ был представлен на МВМС-2013 концерном “ЦНИИ “Электроприбор”. Он имеет телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения, лазерный дальномер, систему гироскопической стабилизации линии визирования, систему обнаружения излучения радиотехнических средств противника, также обеспечивает прием сигналов ГЛОНАСС и GPS.
Оптико-электронный перископ “Парус-98″
На зарубежных морских салонах любят показывать различные гребные винты, часто замысловатой формы. Может сложиться впечатление, что на Западе технология изготовления винтов продвинута, а мы отстаем. Это не так. Мощные гребные валы и небольшие скоростные винты традиционно очень хорошо рассчитывали и производили в СССР. При этом в отличие от иностранных фирм, у нас винты всегда просчитывались под конкретные корабли и суда, что повышало эффективность их работы. Не утратили научного и промышленного мастерства в России. Наши винты по-прежнему по своему качеству считаются лучшими в мире. Их охотно покупают судостроители разных стран, но никогда это не афишируют.
Как ни странно, но Россия лидирует и в обучающих комплексах, предназначенных как для гражданского судовождения и портового хозяйства, так и в интересах ВМФ. Мимо тренажеров “ОСК-Транзас”, представленных на стенде Объединенной судостроительной корпорации, не прошел, наверное, ни один зарубежный морской специалист.
Комплексные тренажеры и обучающие центры отечественного производства изготовлены с применением самых современных технологий
Стоит отметить, что за двенадцать лет работы МВМС качество представления экспозиций на нем заметно повысилось. Прошедший салон был самым эффектным с точки зрения показа и эффективным с точки зрения организации деловой работы. Из всех стендов вне конкуренции находилась экспозиция концерна “Моринформсистема-Агат”. На открытой центральной площадке экспозиции справки давали очаровательные молоденькие девушки в стилизованной морской форме. Постоянно присутствовала живая музыка – негромкая, но очень качественная. Такой подход в организации экспозиций привычен для автомобильных и авиационных салонов, на МВМС же применен впервые. И оказался выигрышным!
Рассказать все о VI Международном военно-морском салоне невозможно. Но можно уверенно заявить: отечественной промышленности по силам собирать корабли любого класса – от легких катеров до авианосцев. А научно-производственным корпорациям насыщать их самым современным оборудованием и вооружением. Россия уверенно возрождается как полноценная морская держава.
Российско-индийский “БраМос” стал символом и МВМС-2013 и успешного военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами
Источник: telegrafist.org.
Рейтинг публикации:
|