Фрегаты для русского флота. Класс кораблей с нелёгкой судьбой.
|
Александр Горбенко |
Родился в 1977 году в семье военных. Служил срочку на Флоте. Женат, двое детей (пока). Интересы: история, военная история, военная техника.
|
На торжественной церемонии в Калининграде 29 июня Индии передан фрегат Trikand проекта 11356. Это шестой корабль этого проекта, построенный для Индии. Все корабли этого типа строились в максимально короткие сроки. Первая серия (Talwar, Trishul и Tabar) была передана заказчику в период с июня 2003 года по апрель 2004. Вторая (Teg, Tarkash и Trikand) с апреля 2012 года по июнь 2013. Кроме этого, директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин сказал, что Россия готова оперативно построить для Индии еще 3–4 фрегата проекта 11356 с улучшенными характеристиками.
Также для нашего флота завод «Янтарь» строит ещё шесть сторожевых кораблей (фрегатов) почти идентичного проекта. Головной корабль для российского флота «Адмирал Григорович», был заложен в декабре 2010 года и готовится к спуску на воду в этом месяце. А 12 июля на «Янтаре» будет заложен четвёртый сторожевой корабль этой серии «Адмирал Бутаков». Таким образом, сторожевые корабли проекта 11356 — практически единственные отечественные серийные надводные корабли. Они строятся не просто большой серией, но и весьма быстро.
Существует ошибочное мнение, что отечественное кораблестроение просто неспособно создать по-настоящему новый корабль. Поэтому, мол, мы и схватились за развитие старого советского корабля (номер проекта как бы говорит о том, что это всего лишь модернизация СКР проекта 1135, разработанного в середине 60-х годов прошлого века), как за единственную возможность обновить состав флота. Это неверно. Так же как неверно утверждение, что проект 11356 устарел и не отвечает современным требованиям. Конечно, изначально этот проект был экспортным. Поэтому верно, что освоить их серийную постройку и ввод в эксплуатацию помогли индийские контракты. Отчасти можно согласиться с тем, что закупка этих кораблей вызвана задержками и сложностями по полностью новым кораблям (фрегатам пр. 22350 и корветам пр. 20380). Но согласиться с тем, что корабль устарел, никак нельзя.
Проект этого корабля был разработан Северным ПКБ как сугубо экспортный. Формально он является развитием сторожевых кораблей (СКР) проекта 1135 («Буревестник») и проекта 11351 («Нерей») — строились для морских частей пограничных войск КГБ СССР. Однако фактически он имеет очень мало общего с этими кораблями. Предшественники не имели ударного вооружения — противокорабельных ракет. Правда, на модернизированном СКР проекта 1135М комплекс противолодочных ракет «Метель» был заменен на комплекс «Раструб-Б», который мог вести огонь и по надводным кораблям. Но боезапас остался прежним — 4 ракето-торпеды, что было недостаточно для преодоления противоракетной обороны противника. Также они обладали слабым зенитным вооружением. Оно ограничивалось ракетным комплексом «Оса», который уже к началу 80-х годов не мог эффективно бороться со средствами воздушного нападения противника. По воздушным целям могла вести огонь корабельная артиллерия (две 76-мм установки АК-726 на пр. 1135, две 100-мм установки АК-100 на пр. 1135М). Однако расположение этих установок (обе в корме) позволяло вести огонь только в ограниченном секторе
Фактически это были противолодочные корабли дальней морской зоны. При этом полноценными противолодочными кораблями (каковыми они и планировались изначально) они тоже не стали. На СКР пр. 1135/1135М отсутствовал противолодочный вертолёт, а дальность действия гидроакустических станций позволяла использовать их в противолодочной борьбе только парами: один как поисковый, другой как ударный. Поэтому они и стали классифицироваться как сторожевые, а не противолодочные. А на СКР пр. 11351 (уже настоящем сторожевом корабле) хотя и появился вертолёт, но исчез противолодочный ракетный комплекс — для пограничного корабля борьба с подводными лодками была далеко не главной задачей.
Между тем советскому флоту требовался действительно универсальный корабль среднего водоизмещения, обладающий возможностью бороться с кораблями и подводными лодками и способный эффективно защититься от воздушного нападения. И такой корабль у нас появился. Но уже не как развитие прежних сторожевых кораблей, а как отдельный проект нового поколения. Он был создан с нуля в Зеленодольском ПКБ, которое прежде специализировалось на малых кораблях и катерах.
Это был сторожевой корабль проекта 11540 («Ястреб»). Корабль оказался очень удачным. При полном водоизмещении всего 4000 т он нёс мощное и универсальное вооружение. Противолодочный комплекс превосходил по своим возможностям вооружение прежних СКР. Он состоял из ГАК «Звезда-1», компактного и мощного ракето-торпедного комплекса «Водопад-НК», реактивно-бомбовой установки РБУ-6000 («Смерч-2») и противолодочного вертолёта Ка-27, который имел на борту постоянное базирование. Комплекс противовоздушной обороны состоял из многоканального ЗРК самообороны «Кинжал» (морской аналог сухопутного комплекса «Тор») и двух установок ракетно-пушечного комплекса «Кортик». Ударное вооружение состояло из 16 противокорабельных ракет «Уран». Дополняла вооружение корабля 100-мм универсальная артустановка АК-100. По своим боевым возможностям этот корабль превосходил все зарубежные аналоги (по западной классификации — фрегаты) и был одним из самых передовых кораблей своего времени. К сожалению, из-за катастрофы, постигшей СССР, удалось достроить только два корабля этого проекта: «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Сегодня они — одни из самых современных кораблей нашего флота. И именно идеи универсального корабля, заложенные в проект «Ястреба» легли в основу проекта 11356. Но изначально он предназначался не для нашего флота.
Почему проект был сугубо экспортным? Это связано с ситуацией, сложившейся в программе военного кораблестроения в 80-х годах. Как ни парадоксально, но в ней отсутствовало дальнейшее развитие сторожевых кораблей водоизмещением 3–4 тыс. тонн. Тогда военная наука существовала в основном для обоснования правильности «мудрых вышестоящих указаний». И только благодаря личному активному участию подвижника русского флота, главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова наш флот получил новый класс кораблей. Правда, Сергей Георгиевич воспротивился классификации этих кораблей как фрегатов — на западный манер. Хотя фактически это фрегаты. Но Сергей Георгиевич следовал своему принципу: «У нас свой самобытный национальный путь. Мы иностранцев не копируем!» Ему удалось убедить руководство страны в необходимости кораблей проекта 11540. Однако это был проект Зеленодольского ПКБ. А Северное ПКБ, к сожалению, создавало свой проект фрегата уже после крушения Советского Союза и в интересах иностранного заказчика.
Немного отвлекаясь, хочется посвятить несколько слов и самому Сергею Георгиевичу Горшкову. Его фигура была неоднозначна и противоречива в истории отечественного флота. Он возглавлял ВМФ рекордные 30 лет. Быть может, он излишне вторгался во все сферы жизни и строительства флота. Это всегда свойственно государственным деятелям большого масштаба. А Сергей Георгиевич, безусловно, был именно государственным деятелем. Его книга «Морская мощь государства» стала признанным во всем мире геополитическим трудом, который показывает место России в мире как великой державы. В ней обосновывается необходимость сильного флота. И созданию такого флота Сергей Георгиевич посвятил свою жизнь. Без сомнения, ему мы обязаны возрождением могучего флота, которого до него наша страна не имела очень долго. Вот небольшая цитата, раскрывающая необходимость для России сильного флота:
«История со всей очевидностью подтвердила, что без сильного флота Россия не могла бы быть в числе великих держав. Это хорошо понимал Петр I, который по праву считается основателем Российского регулярного флота. Именно с помощью этого флота была блестяще завершена трудная, многовековая борьба русского народа за возвращение отнятых у него выходов к Балтийскому морю. Однако уроки этой борьбы с иноземными захватчиками не всегда правильно понимались русским самодержавием, зачастую недооценивавшим возможностей, заключенных в мощи флота, из-за чего Россия во многих случаях несла урон. Этому способствовала и постоянная, многовековая пропаганда враждебными России государствами во главе с Англией идеи о бесполезности для крупной континентальной державы иметь интересы на море. Чтобы придать убедительность такой пропаганде, широко использовалась клевета, будто русские не морская, а сухопутная нация, что им чуждо море и они не способны к мореплаванию. Это психологическое, а порой, и физическое воздействие усилилось после того, как флот Петра I уравнял свою мощь с английским флотом, в чем английская буржуазия усмотрела покушение на её самозваное право быть «владычицей морей»... Нужно признать, что длительная враждебная для России пропаганда находила поддержку среди влиятельных сатрапов русского царизма, которые всячески препятствовали строительству флота и добивались сокращения расходов на поддержание его в необходимой готовности. Узость мышления высокопоставленных царских прислужников не прошла бесследно. Их реакционные идеи противопоставления флота армии и непонимание, что мощь вооружённых сил страны зависит от согласованного развития обоих компонентов единого организма, наносили на протяжении значительного времени существенный ущерб обороноспособности страны».
Впрочем, после ухода Горшкова печальная судьба ждала и программу строительства «Ястребов». По различным причинам, не исключая и «человеческий фактор», серия этих кораблей была серьёзно сокращена. А закладка головного СКР «Неустрашимый» пришлась уже на эпоху «перестройки» и «ускорения». Возможно, поэтому он был передан флоту только спустя 6 лет с момента закладки. А уж его собрат — «Ярослав Мудрый», заложенный в 1988 году, побил все рекорды долгостроя — был передан флоту только в 2009 году. Третий корпус, заложенный в 1993 году, вероятно, всё же будет достраиваться. Но уже по изменённому проекту, поскольку к 2000-м годам было утрачено производство многих систем проекта 11540.
Тем не менее отечественный флот спустя более чем два десятилетия будет получать универсальные корабли среднего класса — фрегаты. Нам очень повезло, что благодаря индийским заказам удалось не только довести, но и освоить в серии корабли проекта 11356. Освоение в серии нового корабля проекта 22350 (который тоже классифицируется как фрегат, хотя его боевые возможности будут существенно превосходить проекты предыдущих поколений) потребует времени. Прежде всего, на доведение новых систем вооружения. А обновлять состав флота нужно. И фрегат проекта 11356 как нельзя лучше подходит для усиления боевого состава. На текущий момент это вполне современный и качественный корабль. Он займёт в составе флота свою нишу, которая была не заполнена более двух десятилетий.
фото: ИТАР-ТАСС
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|