В продолжении темы поднятой в посте - ПАК ФА в подробностях. Предлагаю не менее подробный рассказ о его главном конкуренте среди истребителей пятого поколения – американском F-35.
Cколько они нам стоят, для чего нужны, как влияют на экономику, как они сделаны, кто получает выгоду, кто хочет взять их на вооружение и так далее. Вот вопросы и ответы по поводу военной программы, за принятие которой сегодня голосуют в камере депутатов.
Что представляет собой F35?
F-35 Lighting (Молния) - это единственный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный после окончания холодной войны. Он спроектирован так, чтобы оставаться невидимым для радаров и действовать совместно с другими системами вооружений. Его максимальная скорость примерно в 1,6 раза превышает скорость звука. Он может выдерживать нагрузки, в 9,9 раз превышающие силу земного притяжения. Все команды выполняются на цифровых экранах с помощью прикосновения.
Для чего они нужны?
Это наземный истребитель, обладающий новейшей сенсорной системой, которая должна позволить ему выполнение любых миссий. Он вооружен 25-миллиметровой пушкой и двумя трюмами для транспортировки бомб и ракет. Кроме того, ему можно придать пять пилонов для оружия и еще два для ракет на концах крыльев. Он может перевозить 8100 килограммов бомб и ракет. Самолет F-35 В сможет взлетать вертикально с палубы кораблей. Это единственный самолет с подобной характеристикой.
Кто производит F35?
Проект разработан американским колоссом по производству вооружений Lockheed Martin. Страны, присоединившиеся к программе, первоначально названной Joint Strike Fighter, участвуют в ней пропорционально сделанным инвестициям. Главным партнером является Великобритания, ее вклад в программу составляет примерно 2,5 миллиарда долларов, ключевую роль играет индустрия Bae. Италия и Голландия являются партнерами второго уровня, вклад Италии должен составить примерно один миллиард долларов, а Голландии - около 800 миллионов. Партнерами третьего уровня являются Канада, Австралия, Норвегия и Дания.
Какова стоимость программы?
Первоначально она оценивалась в 40 миллиардов долларов, основная тяжесть расходов должна была лечь на плечи США. Последний прогноз говорит о том, что расходы превысят 56 миллиардов. Соединенные Штаты собирались приобрести в будущем 2400 самолетов на сумму в 200 миллиардов долларов. Первоначальный проект предполагал строительство 3100 истребителей, которые должны были купить страны-участники программы, а также Турция, Сингапур, Израиль и Япония, но многие страны уже сократили свои планы по сравнению с первоначальными. Политика сокращения бюджетных расходов правительства Обамы может привести также и к уменьшению американского заказа.
В какой стадии находится проект?
Первый истребитель-бомбардировщик F-35 взлетел 15 декабря 2006 года. Учебные полеты начались в январе этого года. К настоящему времени американские вооруженные силы получили 69 самолетов, но все они должны подвергнуться новейшим переделкам, чтобы стать полностью оперативными.
Какие проблемы возникли?
В отличие от военных самолетов прошлого, в данном случае не было прототипов, проекты которых можно было бы усовершенствовать. Для сокращения времени и стоимости самолет испытывался в виртуальном режиме с помощью электронных приборов. Но проблемы не замедлили обнаружиться, и выполнение программы существенно задержалось. Программное обеспечение для оперативных версий, от которого зависят все характеристики, все еще находится в стадии разработки. На это уйдет еще два года. Значительные трудности возникли и при создании шлема пилота, одного из ключевых моментов системы F-35. Шлем должен позволить пилоту видеть все характеристики полета и наводить оружие на цель.
Какова критика технических сторон проекта?
Американские и британские пилоты-испытатели прежде всего критиковали низкую заднюю видимость. Сзади противника не видно. Эта проблема должна быть решена с помощью телевизионных сенсоров, которые окружат самолет в виде сферы. Подверглись критике и противопожарная система и система защиты от молний. Некоторые пилоты высказали сомнения по поводу способности выжить при ударах противовоздушных ракет. Военные из американского флота раскритиковали размеры и характеристики палубных истребителей. В сентябре 2012 года Пентагон, раздосадованный бесконечными задержками и проблемами, жестко вмешался в деятельность фирмы Lockheed, потребовав быстрых ответов и назначив "комиссаров", чтобы контролировать выполнение программы.
Сколько стоят F35?
Стоимость одного из самых первых самолетов достигала 207 миллионов долларов против 89 миллионов, предусмотренных первоначально Lockheed. В 2010 году оценочная стоимость составляла 133 миллиона. Сегодня цена должна составить примерно 120 миллионов, но Пентагон настаивает на их продаже по цене, не превышающей 100 миллионов долларов. Lockheed утверждает, что в 2018 году самолет будет стоить около 67 миллионов долларов, включая стоимость мотора. Подразумевается, что каждый час полета будет стоить примерно 25 тысяч долларов. Проблема в том, что потребуются расходы на усовершенствование. Каждый истребитель должен будет получить информационное обеспечение и различные компоненты, чтобы прийти к заключительной версии. Цена всего этого пока не была названа.
Оценка стоимости поддержания оперативности всего американского флота F-35 на ближайшие 50 лет, включающая стоимость запчастей, технического обслуживания и различных усовершенствований, выражается цифрой в 1510 миллиардов долларов, то есть составляет около 618 миллионов в расчете на каждый самолет. Другие страны, например, Норвегия, считают, что на каждый самолет будет потрачено 769 миллионов долларов. Американский военно-морской флот отказывается оплачивать эти расходы, превышающие на 442 миллиарда предварительные оценки. Пентагон пригрозил, что если эти оценочные цифры не будут снижены, то он отнимет у Lockheed контроль за поставками запасных частей.
Кто принимал решение об участии Италии в программе?
Первый меморандум был подписан министром обороны Беньямо Андреатта правительства Проди в 1998 году. Предполагались инвестиции в 10 миллионов долларов. Решение об участии Италии в программе развития с инвестициями в миллиард долларов было принято правительством Берлускони в 2002 году. Оперативный договор о строительстве итальянской фабрики по производству и сборке был подписан правительством Проди в феврале 2007 года и в апреле 2008 года.
Какое значение имеет участие Италии?
Решив участвовать в программе F-35, Италия отказалась от таких больших программ сотрудничества с европейской аэронавтикой, как Tornado, реализованной в семидесятые годы совместно с Германией и Великобританией, и Eurofighter Typhoon, реализованной в следующем десятилетии вместе с Германией, Великобританией и Испанией. Этот выбор подтверждает линию, начатую правительством Берлускони в 2002 году, когда оно отказалось от программы создания европейского военного транспортного самолета в пользу Lockheed C130J.
Почему Италия выбрала F-35?
Это решение принималось в основном военными и поддерживалось левоцентристами и правоцентристами. У нашего флота не было выбора, так как на рынке это единственный самолет с вертикальным взлетом, который можно использовать на наших небольших авианосцах "Гарибальди" и "Кавур". Аэронавтика утверждает, что это наилучший истребитель-бомбардировщик.
Была ли альтернатива F-35?
Alenia (Finmeccanica) предложила свой вариант наземного истребителя Eurofighter Typhoon, который уже состоял на службе у наших вооруженных сил. Но это предложение было отвергнуто аэронавтикой, потому что Eurofighter - это самолет старого поколения, хотя он все равно стоит дорого. Кроме того, уже сегодня первая серия самолетов Eurofighter сильно отличается от последних двух, у них мало общего. Аэронавтика предпочла не модернизировать эту модель, а постепенно избавиться от нее.
Сколько самолетов купит Италия?
В 2009 году правительство решило приобрести 131 самолет F-35 на сумму 12,9 миллиарда евро. В прошлом году было решено уменьшить их число до 90: 60 наземных истребителей версии А и 30 истребителей версии В с вертикальным взлетом (15 для аэронавтики и 15 для флота). Сборка первого самолета начнется в июле. Ввод в эксплуатацию намечен на 2015 году в 32-ой эскадрилье Amendola (Фоджа). Последний самолет должен поступить в 2027 году.
Что они заменят?
Италия заменит F-35 все истребители-бомбардировщики Tornado и Amx в военно-воздушном флоте и самолеты Harrier с вертикальным взлетом во флоте. В настоящее время речь идет примерно о 140 самолетах, находящихся на оперативной службе. Затраты на техническое обслуживание каждого из них намного превышают запланированные расходы для контроля за F-35.
Какой объем заказа подписала Италия?
Пока что Италия подписала заказ всего на три самолета из шестой партии и готовится подписать заказ еще на три самолета из седьмой партии. В ближайшем будущем предполагается заказать еще четыре истребителя из восьмой партии.
Италия может выйти из программы?
Формально наша страна не обязана делать другие приобретения. Но выход из программы означал бы потерю фондов, инвестированных в развитие программы, а главное - в строительство итальянского сборочного завода. Общая сумма потери составила бы около двух миллиардов евро. При этом пришлось бы искать замену воздушному флоту истребителей-бомбардировщиков, которые с 1991 года были задействованы в международных операциях в Ираке, Боснии, Косово, Ливии и Афганистане.
Почему Италия решила построить сборочный завод для F-35?
Италия - это единственный европейский партнер, решивший построить у себя завод по сборке F-35 с использованием деталей сборки, произведенных в других странах. Этот завод под названием Faco был построен на военной базе Камери (Новара) на деньги правительства. Журнал Aviation Week оценил его стоимость в один миллиард евро. Завод рассчитан на производство 250-ти F-35 (131 - для Италии и 85 - для Голландии). Только такой объем производства оправдает затраты на строительство. Но Италия уже решила сократить число приобретаемых истребителей до 90, а Голландия запаздывает с решением, ожидая готовых оперативных моделей и подумывая сократить до 50-ти число приобретаемых самолетов. Возможным другим покупателям, вероятно, будет выгоднее собирать F-35 на заводе в Пьемонте, а не заводах Lockheed.
Сколько рабочих мест будет создано в Италии?
Вооруженные силы считают, что будет создано десять тысяч рабочих мест, а доход для итальянских предприятий составит 18,6 миллиарда долларов. Но эта оценка основывается на том, что в Камери будет произведено 250 самолетов, а другие покупщики F-35, например, Турция и Израиль, доверят техническое обслуживание своих истребителей заводу в Пьемонте. В настоящий момент пока нет никаких подписанных договоров. Компания Lockheed предусмотрела, что Италия получит доход в девять миллиардов долларов, не принимая во внимание расчеты на техническое обслуживание, плюс четыре миллиарда долларов дотаций.
Создание рабочих мест гарантировано для Италии?
В отличие от прошлых программ, в случае F-35 нет подписанных договоров, которые гарантировали бы Италии рабочие места в обмен на покупку самолетов. Lockheed передала компании Alenia производство крыльев, но каждая поставка должна соответствовать требованиям качества и выгоды. Верхушка Министерства обороны считает, что это вынудит Alenia оставить защищенный рынок старых контрактов и сделает ее более конкурентноспособной. Риск заключается в том, что наши предприятия будут работать в ущерб себе или откажутся от контрактов из-за конкуренции с американцами и другими производителями.
Какие другие итальянские предприятия вовлечены в проект?
Помимо Alenia, Selex, Aerea, Secondo Mona и Sirio Panel производят компоненты F-35 по заказу Lockheed.
Каковы технологические выгоды для Италии?
Большая часть экспертов считает, что у нас - ограниченные возможности. Мало итальянских инженеров участвовало в разработке программы, и их роль была незначительна. Пентагон признал, что большая часть технической информации сохраняется в секрете от стран-партнеров. Деятельность завода в Камери будет в основном заключаться в сборке, самостоятельные технологические разработки не предусматриваются.
Итальянские самолеты будут на уровне американских?
Программа предусматривает разные версии программного обеспечения для американских F-35 и истребителей, предназначенных для других стран. Поскольку программное обеспечение находится в стадии разработки, трудно судить о различиях и оперативных ограничениях. Пакет, предназначенный для Италии, будет готов только в 2016 году.
На днях в сети появилось крайне интересное видео. На нём запечатлен учебный воздушный бой между французским истребителем «Рафаль» и американским истребителем 5 поколения F-22 «Рэптор». И как ни странно, в этом учебном поединке пилот американского истребителя (который считается лучшим истребителем завоевания превосходства в воздухе) – оказывается бит! Да не один раз, а со счетом 4:1 в пользу французов в серии из пяти учебно-тренировочных боев!
Учебные поединки происходили в 2009 году в небе ОАЭ в рамках учебной программы для пилотов авиации НАТО и стран-партнеров НАТО – ATLC (Advanced Tactical Leadership Course – курс передового тактического лидерства). И ролик неслучайно наделал в сети много шума. F-22 до сих пор считается непревзойденным воздушным бойцом, с которым просто бесполезно тягаться истребителям, относящимся к предыдущим поколениям. К тому же американцы до последнего времени замалчивали результаты этих боев, рассказывая о других учебных поединках в небе ОАЭ. А после появления ролика стали неуклюже оправдываться, утверждая, что на F-22 были подвесные топливные баки (ПТБ), ухудшающие маневренные характеристики самолета и его радиолокационную заметность. Но на видео, снятом из кабины французского истребителя, никаких ПТБ на «Рэпторе» не наблюдается. Понятно, почему о таком «щелчке по носу» американцы предпочитали помалкивать — и даже обманывать общественность, сохраняя «Рэптору» статус непобедимого истребителя.
Однако не следует недооценивать F-22. Ролик появился в сети не случайно, и скорее всего, является своеобразной рекламой французской машины в надежде на экспортные контракты. Да, «Рэптор» посрамлен, но совсем не в той роли, в которой его можно будет наблюдать в реальном воздушном бою. Учебные бои в небе ОАЭ происходили на короткой дистанции и по сценарию, отличному от тактики применения F-22.
Американцы не намерены пускать «Рэптор» в ближний бой, тем более «один на один». Они предпочитают использовать его как перехватчик на средних и больших дистанциях, где звенья F-22, пользуясь данными воздушной разведки от самолетов управления (E-3 «Sentry» или Boeing 737 AEW&C), должны «расстреливать» противника с большой дальности. Это связано с тем, что самолет F-22 очень дорог и олицетворяет собой престиж американских ВВС и их «непобедимый» имидж. Потеря F-22 в бою просто уничтожит представление об американской военной авиации как о лучшей и самой передовой в мире. Поэтому «Рэптор» никогда не пустят в ближний бой, где многое зависит от мастерства пилота и «военной удачи», а не от совершенства техники. В реальном бою «Рэпторы» будут работать в пассивном режиме своих БРЛС и будут уклоняться от сближения с противником на короткую дистанцию. Чтобы символ американского превосходства случайно не сбили.
Но на средних и больших дальностях – F-22 остается очень серьёзным противником. Он обладает сниженной заметностью в некоторых диапазонах радиоволн и в инфракрасной части оптического спектра. Это затрудняет не столько его обнаружение, сколько уверенный захват этой цели оружием. Он способен подходить к цели атаки на сверхзвуковой крейсерской скорости, что уменьшает время его нахождения в зоне действия наземных средств ПВО и позволяет «удрать» от вражеских истребителей. Он обладает весьма совершенными средствами связи и бортовым разведывательно-ударным комплексом, позволяющим работать по целям без собственных демаскирующих излучений (в пассивном режиме). Всё это дает F-22 преимущества, но делает его только элементом американских воздушных разведывательно-ударных комплексов. Элементом с достаточно узкой функцией, но эффективным в рамках эффективности самого комплекса. В отрыве от средств воздушной разведки и управления – «Рэптор» теряет значительную часть своих преимуществ.
Что должно быть интересно для нас в этой утечке?
Во-первых, то, что «Рэптора» можно бить даже самолетами, отстающими от него как минимум на пол-поколения. Правда, для того, чтобы уверенно его бить, требуется лишить его некоторых преимуществ. В первую очередь – остальных элементов воздушного разведывательно-ударного комплекса: самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ, часто именуемых «Аваксами»), а также средств связи и обмена данными с внешними источниками. Здесь особое значение приобретают средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и средства ПВО дальнего радиуса действия. На сегодня отечественные средства РЭБ и ПВО достаточно эффективны для противодействия американским воздушным комплексам. Необходимо только насытить ими вооруженные силы в необходимом объеме.
Кроме этого, отечественные ВВС обладают ракетами класса «воздух-воздух» большого радиуса, которые превосходят по дальности все западные аналоги: Р-37, РББ-БД, КС-172 и некоторые другие разработки. Пока сложно говорить об их эффективности на большой дистанции против F-22, имеющих сниженную радиолокационную заметность. Но самолеты управления для этих ракет – прекрасная цель, активно излучающая и отлично выделяемая на фоне помех. А без них F-22 теряет большую часть своих преимуществ.
Во-вторых, запись воздушного боя не оставляет камня на камне от заявлений американцев о «сверхманёвренности» F-22. Французский «Рафаль» в ходе боя практически приклеивается и висит на хвосте у «Рэптора». И пилот «Рэптора» ничего не может с этим сделать. Конечно, французскому пилоту приходится достаточно активно маневрировать – звуковое сопровождение дает хорошее представление о перегрузках. Тем не менее, пилотажные свойства французской машины оказываются на голову выше, чем у американского «сказочно манёвренного» F-22. Это значит, что в ближнем бою отечественные истребители, которые всегда славились непревзойденными маневренными качествами – не оставят «Рэптору» шансов. И главным для наших пилотов станет выйти на ближнюю дистанцию боя, используя средства защиты и маневр для срыва атаки F-22 с дальней дистанции. Это следует учитывать в подготовке летчиков.
В-третьих, заявления американцев о «невидимости» F-22, которые и так ставились под большое сомнение, теперь наглядно развенчаны. Французский «Рафаль» многократно и уверенно захватывает и сопровождает «Рэптор» своим бортовым прицельным комплексом. По крайней мере, на ближней дистанции. И хотя на кадрах видно, как несколько раз БРЛС французской машины теряет сопровождение F-22, но всеракурсная оптическая система помогает его отслеживать даже при выходе из передней полусферы «Рафаль». Здесь стоит заметить, что оптоэлектронные прицельные системы дополняют радиолокационные на всех отечественных истребителях, даже 4-го поколения. И если, активно маневрируя или находясь под неудобным для облучения углом, «Рэптор» может сорвать захват и сопровождение, то оптические локационные системы вполне с ним справляются.
Стоит поблагодарить французских пилотов и деятелей, продвигающих «Рафаль» на внешние рынки, за крайне интересную и поучительную утечку. Из неё надо сделать правильные выводы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+