Министерство обороны Турции подвело предварительные итоги тендера на поставку зенитных ракетных комплексов большой дальности. По неофициальным данным, военные намерены приобрести китайские комплексы HQ-9, представляющие собой измененную копию российских С-300В. Примечательно, что в этом конкурсе участвуют и оригинальные С-300, не устраивающие турецкое министерство обороны по причинам, о которых пока можно только догадываться. Между тем закупка китайских зенитных комплексов не позволит Турции интегрировать их в единую систему воздушного контроля НАТО и, по сути, превратит турецкую систему противовоздушной обороны в лоскутное одеяло.
О том, что Турция всерьез рассматривает возможность покупки китайских комплексов HQ-9, сообщило агентство Defense News со ссылкой на собственные источники в турецком военном ведомстве и войсках противовоздушной обороны. Предварительный выбор в пользу китайского предложения военное ведомство сделало якобы потому, что оно оказалось технически адекватным и самым дешевым. Кроме того, заявил источник, Пекин не возражает против передачи турецкой стороне ряда технологий HQ-9, адаптации комплексов под требования Анкары и создания на территории Турции совместного производства зенитных систем.
Выбор министерства обороны Турции должен быть одобрен главой военного ведомства Исметом Йылмазом и премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Окончательное решение, как ожидается, будет объявлено на заседании Совета оборонной промышленности (DIEC) Турции, дата которого пока не назначена. Закупка и адаптация зенитных комплексов будут произведены по итогам масштабного тендера T-Loramids, объявленного Турцией в 2009 году. На покупку систем противовоздушной и противоракетной обороны планируется потратить не менее четырех миллиардов долларов, однако с учетом доработки комплексов под турецкие требования эта сумма может оказаться выше.
Участие в турецком конкурсе принимают консорциум американских компаний Raytheon и Lockheed Martin, «Рособоронэкспорт», китайская компания China Precision Machinery Import-Export Corporation (CPMIEC) и европейский консорциум EuroSam. Они предлагают военным зенитные комплексы Patriot PAC-3, С-300, HQ-9 и SAMP/T Aster 30 соответственно. В январе 2013 года сообщалось, что министерство обороны Турции отменило тендер, решив разработать собственный зенитный ракетный комплекс при поддержке иностранного партнера. Фактически же об отмене конкурса речи не шло. Все заявки, поданные иностранными участниками, были признаны действительными, а условия тендера дополнены лишь требованием адаптации техники и передачи технологий производства.
Сравнение зенитных комплексов |
|
Patriot PAC-3 |
SAMP/T |
С-300 |
HQ-9 |
Дальность поражения, километров |
до 80 |
до 120 |
до 200 |
до 200 |
Высота поражения, километров |
24 |
20 |
до 27 |
до 30 |
Дальность обнаружения целей, километров |
до 180 |
до 80 |
до 300 |
до 120 |
Одновременное сопровождение целей |
до 125 |
до 130 |
до 200 |
100 |
Максимальная скорость цели, метров в секунду |
до 2200 |
~2300 |
до 2800 |
~2000 |
Возможность перехвата ракет |
есть |
есть |
есть со спецрадаром |
есть со спецрадаром |
Количество ракет на пусковой установке |
до 16 |
8 |
4 |
4 |
Собственный радар |
есть |
есть |
есть |
есть |
До последнего времени казалось, что Анкара предпочтет либо европейское, либо американское предложение. В пользу этого прогноза говорил тот факт, что Турция является членом НАТО с февраля 1952 года и старается придерживаться военных стандартов Североатлантического альянса. В частности, основу турецкой системы противовоздушной обороны составляют американские зенитные ракетные комплексы MIM-14 Nike-Hercules, MIM-23 Hawk XXI, британо-турецкие Rapier, американо-турецкие FIM-92 Stinger и национальные Atilgan PMADS. За информационное обеспечение ПВО отвечает сеть радиолокационных станций американского производства, включая мощный AN/TPY-2 в Малатье. Кроме того, данные ПВО Турция получает и от европейской автоматизированной системы управления силами и средствами ПВО НАТО.
Наконец, в разгар гражданской войны на территории Сирии Турция попросила США, Германию и Нидерланды на время развернуть на своей территории шесть батарей именно комплексов Patriot. В настоящее время они прикрывают турецко-сирийскую границу в районах таких городов, как Адана, Кахраманмараш и Газиантеп.
Тем не менее участие российского и китайского комплексов в турецком тендере вызывает у НАТО беспокойство. В частности, в августе 2011 года руководство Североатлантического альянса впервые открыто вмешалось в конкурс, попросив Анкару воздержаться от покупки С-300 или HQ-9. Свою просьбу официальные представители Брюсселя обосновали невозможностью подключения российских или китайских комплексов к единой системе контроля воздушного пространства НАТО. Позднее Анкара получила еще несколько подобных предостережений, одно из которых прозвучало из Вашингтона. Таким образом, информация о том, что Турция склоняется в пользу HQ-9, хотя официально и не подтверждалась, похоже, все-таки имеет под собой какие-то основания.
Если все эти предположения верны, то ситуация, сложившаяся вокруг закупки зенитных ракетных комплексов Анкарой, выглядит, с одной стороны, комично, а с другой ─ непрактично. Комизм заключается в том, что Турция намерена купить китайские копии С-300В вместо оригинальных, пусть и несколько более дорогих С-300. При этом сам Пекин, активно поставляющий HQ-9 своим войскам, предпочитает прикрывать крупнейшие китайские города именно российскими комплексами, а не собственными доработанными копиями. В частности, в 2010 году Россия завершила поставку в КНР 15 дивизионов комплексов С-300ПМУ-2, которые встали на защиту Пекина и Шанхая. Этот факт является своего рода комплиментом российским производителям, и он же вызывает недоумение по поводу предварительного выбора Анкары.
Турецкая непрактичность заключается в том, что покупка китайских (равно как и российских) комплексов повлечет за собой целую цепочку трудноразрешимых задач. В частности, Турции будет сложно (а без согласия США и НАТО и вовсе невозможно) интегрировать комплексы HQ-9 в единую систему противовоздушной обороны. Дело в том, что для этого Турции придется заказать у китайского поставщика доработку ряда систем для обеспечения совместимости с оборудованием стандарта НАТО. При этом придется запросить у альянса технические сведения о работе их аппаратуры, а передача такой информации Китаю чревата утечкой секретной информации.
Patriot PAC-3
Фото: ВВС США
Ранее представители НАТО уже заявляли, что подключение российских или китайских комплексов к системе ПВО НАТО позволит Москве или Пекину получить доступ к важным разведданным, причем обратного эффекта у такой интеграции не будет ─ альянс не получит доступа к секретной информации России и Китая. Впрочем, и без интеграции HQ-9 могут быть использованы для эффективного прикрытия важных объектов, поскольку комплексы имеют собственные радары и способны работать независимо от единой системы ПВО. Однако и в этом случае Турция столкнется с определенными сложностями. Речь идет об обмене кодами по системе «свой-чужой».
По данным Flightglobal MiliCAS, ВВС Турции выполняют полеты на 227 истребителях F-16C/D Fighting Falcon, 152 F/RF-4E Phantom II и F/NF-5A/B Freedom Fighter американского производства. Ответчики системы «свой-чужой» этих самолетов настроены на стандартную систему распознавания НАТО, и их сопряжение с системами опроса комплексов HQ-9 будет невозможным. Прежде всего потому, что НАТО не согласится раскрывать сведения о своей кодовой системе и обмене информацией, а без этого не получится настроить китайские комплексы распознавания «свой-чужой». Теоретически возможно дооборудование истребителей ответчиками, совместимыми с комплексами HQ-9, но такое решение выглядит крайне сомнительным. В частности, сложно будет обеспечить совместимость двух систем опознавания разного типа на одном самолете.
Турецкий тендер становится все более непредсказуемым, поскольку мотивы министерства обороны по-прежнему остаются неясными. С одной стороны, если Анкаре необходимо усилить существующую систему противовоздушной обороны, то очевидно, что американские или европейские зенитные комплексы подходят для этого наилучшим образом. С другой же стороны, с учетом нарастания вооруженного конфликта на территории Сирии Турция может испытывать острую потребность в срочном прикрытии государственной границы с этой страной, а значит дешевизна комплексов и скорость их поставки играют немаловажную роль. В любом случае, что именно выберет Анкара, будет известно уже в ближайшие месяцы, а пока можно делать ставки.