Отечественная торпеда «Шквал», получившая известность как самая скоростная в мире, будет модернизирована под новые цели и задачи, сообщил генеральный конструктор профильного завода «Дагдизель» (Дагестан), первый председатель Российского научного совета по торпедостроению академик Шамиль Алиев.
«Один из незакрытых вопросов, которым я занимаюсь сейчас, – это проектирование гидродинамического облика будущей торпеды типа «Шквал», определение границы воздуха и воды в каверне. Когда мы его определим, то мы сможем ее «нагружать». Мы поймем, какой может быть полезная нагрузка. Гидродинамический облик означает основание для компоновки подводной ракеты, ее возможности», – сказал Алиев.
В качестве примера он сообщил, что когда мир понял, что эффективность «Шквала» – «кошмарная», то стали пытаться делать его управляемым, передает РИА «Новости».
«Например, американский аналог «Шквала» предполагает надевание специальной многослойной датчиковой «юбки». То есть на торпеду надевают несколько «юбок»-датчиков вдоль корпуса, которые получают сигналы от операторов, и в зависимости от команды торпеда может менять курс», – сказал академик.
Первый «Шквал» был создан в 50-е годы XX века, эти торпеды способны идти под водой в воздушной каверне со скоростью до 500 км/ч (в зависимости от плотности водной среды).
В июне Минобороны России и каспийский завод «Дагдизель» после переговоров с исполняющим обязанности главы Дагестана Рамазаном Абдулатиповым договорились о заключении контракта на 5 млрд рублей.
В марте стало известно о возбуждении уголовного дела из-за невыполнения Дагдизелем госконтракта на поставку и модернизацию боевых ракет на 2 млрд 700 млн рублей.
Дагдизель – один из старейших и крупнейших заводов в Дагестане, основанный в 1932 году. В советское время считался одним из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных заводов в СССР. С 2008 года входит в концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор».
Предприятие занимается разработкой и производством морского подводного оружия для ВМФ, созданием промышленных и судовых дизельных двигателей, дизелей-электростанций сухопутного и морского назначения, изготовлением арматуры систем вентиляции и кондиционирования воздуха кораблей, судов и плавсредств, а также различных машин сельскохозяйственного, строительного и пищевого назначения.
Первый «Шквал» появился в СССР в 60-е годы. На вооружение был принят в ноябре 1977 года в составе комплекса «Шквал». Высокая скорость достигается за счет оснащения ракеты-торпеды уникальным реактивным двигателем на жидкометаллическом топливе.
Эта многоцелевая скоростная подводная ракета предназначена для поражения надводных и подводных целей. Наведение на цель осуществляется по заранее введенным в ее систему управления координатам цели, что гарантирует ее 100-процентную помехоустойчивость. Зарубежный аналог – противолодочная торпеда «Барракуда», создана в Германии в середине 2005 года.
Ракета «Шквал» может быть использована стандартными торпедными аппаратами надводного и подводного базирования. Эффективная дальность стрельбы – 7 км, дальность хода – до 10 км. Минимально допустимая дальность стрельбы – 0,5 км. Глубина подводного старта – до 30 м. Боевая часть – фугасная, масса – не менее 210 кг.