"Таллинское руководство по ведению кибервойн" носит не случайно такое название. В 2008 году в столице Эстонии появился центр CCD COE, открытый вскоре после скандала с Бронзовым солдатом и последовавших вслед за этим хакерских атак на эстонские сайты. Тогда Таллин обвинил Россию в кибернападении, но доказать этого не смог. Напомним, что основной целью центра является помощь НАТО в решении технических, юридических и политических вопросов, связанных с ведением электронных войн.

 

 Что касается самого документа, то он состоит из 95 правил, относящихся к урегулированию конфликтов в киберпространстве. Так, по мнению авторов проекта, ответить на атаку государство может, привлекая агрессора к ответственности "пропорциональными контрмерами". Такие атаки предлагается считать "вооруженным нападением", в связи с чем правомерна самооборона пострадавшего государства, в том числе и с использованием традиционного оружия. В то время как вооруженным нападением не могут быть признаны кибершпионаж, компьютерные кражи и атаки на сайты, не несущие ущерба в государственном масштабе. При этом государство-агрессор должно нести ответственность, даже если оно атакует при помощи посредников из других стран. Разработчики документа считают, что кибератаки по силе воздействия следует приравнять к химическому, биологическому и радиологическому оружию.

 

 Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в случае кибератаки на одну из стран НАТО может быть применен принцип коллективной защиты, считает начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований Российского Института стратегических исследований Сергей Ермаков.

 

 "Есть такая опасность, что любая киберугроза будет рассматриваться в рамках пятой статьи Североатлантического договора, что естественно влечет за собой коллективную реакцию, в том числе и с использованием военной силы. Однако следует оговориться, что пока это черновой вариант, то есть нельзя говорить, что это принятая уже, сложившаяся натовская стратегия, а лишь первое приближение в рамках подготовленного "Таллинского руководства". Но тем не менее такая опасность сохраняется".

  

 

// Скачать аудио файл

 

 Как отмечает журнал "Коммерсант-Власть", в "Таллинском руководстве" представлены алгоритмы действий государств и военных альянсов на случай масштабных кибератак. Авторы документа дают понять, что при ведении кибервойн нет необходимости в формировании новых законов, достаточно пользоваться существующими международными правовыми нормами. Что в корне противоречит не только позиции России, но и ряда других государств. По мнению экспертов, таким образом НАТО стремится "развязать себе руки" в этом вопросе, укрепить свои полномочия и в значительной степени ограничить полномочия других стран, не входящих в состав военно-политического блока. В данной повестке России предлагают заниматься важными вопросами в этой сфере, но имеющими второстепенное значение: защита от хакеров, нарушение авторских прав и так далее. Хотя при этом наша страна рассматривает переговоры по данной проблеме именно в контексте предотвращения наступательных киберопераций.

 

 Новый документ НАТО по ведению кибервойн уже привлек внимание целого ряда российских ведомств – от МИДа и Минобороны до спецслужб. Ведь, как утверждают специалисты, "Таллиннское руководство" открывает возможности для ведения кибервойн странами НАТО. О том, какие цели могут быть выбраны в качестве мишеней, прогнозирует Евгения Войко, доцент кафедры прикладной политологии Финансового университета при правительстве России.

 

 "Открытых войн, кибервойн, безусловно, не будет, то есть все это будет принимать латентные формы. Первая параллель, которая здесь у меня возникает, – это, конечно же, параллель с арабскими революциями. То есть здесь безусловно о прямой войне, о прямом вмешательстве речи не идет. Тем не менее внешний фактор здесь и в случае с Ливией, а теперь и в случае с Сирией, просматривается весьма и весьма ярко и очевидно. И, собственно говоря, мало у кого возникает сомнение в том, какую роль играли, например, те же страны НАТО, США, Великобритания или Франция в процессе регулирования внутренних проблем в ближневосточных странах. Исходя из логики процессов, из логики взаимоотношений стран НАТО и контрагентов, можно предсказать и предположить, что действительно подобного рода попытки будут".

  

 

// Скачать аудио файл

 

 По мнению эксперта, эти попытки не будут носить открытого характера и будут направлены, прежде всего, на страны, которые являются потенциальными противниками НАТО на международной арене. Речь идет о Иране, странах Азии, Китае, Пакистане и некоторых странах Латинской Америки.

 

 В то же время аналитики считают, что вряд ли представители стран НАТО будут сразу действовать согласно "Таллинскому руководству". Во всяком случае именно о поиске компромисса в этой сфере свидетельствует намерение президентов РФ и США Владимира Путина и Барака Обамы в ходе июньской встречи подписать несколько межправительственных соглашений о мерах доверия в киберпространстве.

 

 

Любовь Курьянова