Развитие артиллерии, а затем и бомбардировочной авиации заставило военных прятать важные объекты не только за толстыми стенами, но и под слоем земли. Подземные сооружения в течение нескольких десятилетий оставались «крепким орешком», но желание уничтожать объекты противника и побеждать со временем привело к появлению новых идей. В ходе Второй Мировой войны британская авиация неоднократно применяла специальные боеприпасы, предназначенные для уничтожения железнодорожных тоннелей, подземных бункеров и заводов. Из-за своего принципа действия они получили название «сейсмические бомбы».
«Верзила» инженера УоллесаВ самом конце тридцатых годов английский авиаконструктор и сотрудник компании Vickers-Armstrong Ltd. Барнс Уоллес, уверенный в необходимости массовых стратегических бомбардировок Германии, прорабатывал варианты перспективных авиационных боеприпасов. Его внимания, среди прочего, удостоились и подземные бетонные бункеры. По расчетам Уоллеса, ни одна из существовавших тогда авиабомб не могла уничтожить или хотя бы нанести ощутимый ущерб подземному сооружению с хорошей защитой. Однако конструктору удалось установить, что для поражения цели бомба при падении должна углубиться в грунт. В таком случае взрыв создавал бы настоящую сейсмическую волну, которая и обеспечила бы уничтожение цели. Этот принцип получил название «сейсмическая бомба».
Расчеты того же времени позволили установить оптимальный облик такого боеприпаса: тяжелая бомба обтекаемой формы, предназначенная для сброса с высот не менее 10-11 километров. В таком случае бомба могла бы разогнаться в падении до очень большой скорости и благодаря ей углубиться в грунт. Взрыватель предполагалось настроить на подрыв после проникновения в землю. Получившееся небольшое землетрясение, в зависимости от мощности бомбы, могло бы уничтожать наземные и подземные сооружения в радиусе, как минимум, нескольких десятков метров.
К сожалению, идея сейсмической бомбы не заинтересовала британское военное ведомство и ее положили под сукно. Немного позже, в 1941 году, Б. Уоллес предложил новую концепцию оригинального авиационного боеприпаса – т.н. прыгающей бомбы для уничтожения плотин. В мае 43-го при помощи подобных бомб английская авиация уничтожила две немецкие плотины и повредила еще одну. Несмотря на сравнительно большие потери во время боевого вылета, командование Королевских ВВС признало эффективность предложение Уоллеса. По этой причине командование обратилось к нему с просьбой продолжить изыскания по теме сейсмических противобункерных бомб.
К началу 1944 года Уоллес закончил проектирование первой сейсмической бомбы, получившей название Tallboy («Верзила»). Получившийся боеприпас полностью оправдывал свое название: каплевидный корпус длиной в 6,35 метра и диаметром в 95 сантиметров. Общий вес бомбы превысил 5400 килограмм. Стоит отметить, первоначально планировалось делать исходный вариант бомбы весом в десять тонн, но у Великобритании не было самолета, который справился бы с такой нагрузкой. Поскольку бомба должна была пробивать грунт и попадать в цель с минимальным отклонением, конструктор применил несколько интересных решений. Во-первых, корпус бомбы имел достаточно толстые стенки, выполненные из легированной стали. Эта особенность «Верзилы» позволила в будущем входить в грунт без заметных деформаций и повреждений. Второе техническое решение коснулось точности бомбометания. Чтобы боеприпас не отклонялся от расчетной траектории, его оснастили четырьмя небольшими стабилизаторами, установленными под углом. В результате бомба, набрав скорость, раскручивалась вокруг своей оси и вела себя подобно артиллерийскому снаряду.
Сейсмическую волну в грунте создавал заряд бомбы: 5200 фунтов (около 2360 кг) торпекса ¬– смеси из тротила, гексогена и алюминиевого порошка. Эта взрывчатка ранее прекрасно зарекомендовала себя в торпедах. Подрыв заряда предлагалось производить при помощи взрывателя, тип которого подходил для конкретной задачи. Основным считался взрыватель №47 с замедлителем, но при необходимости можно было использовать и контактный взрыватель №58. Интересна технология изготовления бомбы: внутрь литого корпуса, установленного вертикально, заливался расплавленный торпекс, после чего он застывал. Ввиду огромного количества взрывчатки на это уходило несколько недель.
Для применения бомб «Толлбой» пришлось доработать самолет-носитель. Бомбардировщики Avro Lancaster, которые должны были нести бомбу, лишились почти всех бронеплит и большей части вооружений. Также значительной переделке подвергся грузоотсек самолета, который оснастили новыми створками бомболюка и усиленными подвесными устройствами. Однако даже и в облегченном варианте «Ланкастер» не мог поднять Tallboy на расчетную высоту в 40 тыс. футов (12,2 км). Поэтому в ходе пробных бомбометаний выяснили, что бомбардировщику достаточно лететь на высоте в 25 тыс. футов (около 7,7 км) и этого будет достаточно для того, чтобы бомба в падении набрала необходимую скорость. Наконец, для обеспечения нужной точности был разработан специальный прицел SABS.
В ходе испытаний удалось выяснить следующую особенность боеприпаса. Бомба Tallboy в падении с расчетной высоты могла разгоняться до скорости около 1200 километров в час, что превышало скорость звука. Такая сверхзвуковая бомба пробивала до 30 метров плотного грунта или до пяти метров бетона. Дальнейший взрыв гарантировано уничтожал окружающие постройки на поверхности и – главное – под землей.
Впервые бомбы Tallboy были применены в ночь на 9 июня 1944 года – в первую же ночь после открытия Второго фронта. Летчики 617-й эскадрильи Королевских ВВС, к тому времени уже носившей имя «Разрушители дамб» (именно это подразделение год назад атаковало немецкие плотины при помощи «прыгающих бомб») получили задание уничтожить железнодорожный тоннель недалеко от города Сомюр. Всего 19 бомб полностью разбили своды тоннеля. Примечательно, что для успешного выполнения операции было достаточно всего одного попадания: одна из бомб попала точно в тоннель, на расстоянии около 60 метров от въезда. «Толлбой» пробил породу и свод, а взрыв произошел в самом тоннеле. В результате этого попадания внутрь сооружения упало около 10 тыс. кубометров породы.
За оставшиеся месяцы войны в Европе летчики из 617-й эскадрильи сбросили 854 бомбы Tallboy. Атакам подвергались различные немецкие укрепления и корабли. Отдельно стоит отметить налеты на немецкий линкор «Тирпиц». Во время первого из них, 15 сентября 1944 года, в корабль попала лишь одна бомба. Боеприпас попал в нос «Тирпица» и лишил его хода. 28 октября бомба не попала в корабль, но ее взрыв все же повредил вал гребного винта. Наконец, 12 ноября летчики попали в корабль трижды. Одна из бомб срикошетила от бронированной башни и ушла в воду, а две другие пробили палубу и спровоцировали пожар в трюмах. В результате возгорания одного из пороховых погребов взрывом оторвало орудийную башню. Вскоре линкор затонул. В ходе последнего налета на «Тирпиц» англичане потеряли лишь один самолет, который совершил жесткую посадку в нейтральной Швеции.
«Большой хлопок»В конце июня 44-го года Королевские ВВС предприняли попытку налета на немецкий подземный завод, находившийся в бункере «Купол Визерне» (также известен под названием «Купол Эльфо»). Сброшенные бомбы Tallboy смогли повредить некоторые части конструкции купола бункера, но ни одна из них не справилась с самим куполом. В связи с этим инцидентом на фирме «Виккерс» под руководством Уоллеса возобновились работы по тематике десятитонной сейсмической бомбы.
Конструктивно новый боеприпас с названием Grand Slam («Большой хлопок») представлял собой увеличенный вариант «Верзилы». Корпус бомбы удлинили до 7,7 метра, а диаметр увеличился до 1,17 м. Масса выросла соответствующе – почти до десяти тонн, из которых 9140 фунтов (около 4500 кг) приходилось на торпекс. Такое количество взрывчатого вещества после заливки остывало почти месяц. Во время испытаний бомба Grand Slam показала примерно такие же скоростные показатели, что и предыдущая Tallboy. Она тоже разгонялась до сверхзвуковых скоростей, однако продемонстрировала лучшие показатели пробиваемости. «Грэнд слэм» заглублялся в грунт на 35-40 метров и при этом гораздо лучше чем «Толлбой» пробивал бетонные преграды. Часть испытательных бомбометаний с использованием боеприпаса Grand Slam производились на захваченном бункере «Купол Визерне». Купол сооружения был серьезно поврежден, но все же устоял. Тем не менее, характеристики новой бомбы сочли достаточными для практического применения.
Впервые «Большой хлопок» прозвучал 14 марта 1945 года, рядом с городом Билефельд. В ходе налета на железнодорожный виадук летчики 617-й эскадрильи сбросили одну новую бомбу и несколько боеприпасов типа Tallboy. Взрывами было уничтожено около 30-35 метров сооружения. На следующий день аналогичному удару подвергся виадук в Арнсберге. Однако в этот раз две бомбы Grand Slam и 14 Tallboy не дали ощутимых результатов: конструкция виадука была повреждена, но эти повреждения оказались недостаточными для ее разрушения.
Активные действия английской авиации с применением сейсмических бомб обоих типов продолжались до середины апреля. За это время пилоты 617-й эскадрильи сбросили 42 бомбы «Большой хлопок» и уничтожили большое количество целей. Особо удачным посчитали налет на бункер Valentin. В этом сооружении планировалось сделать новый завод для строительства подводных лодок. Крыша бункера в некоторых местах имела толщину до семи метров. В ходе налета 27 марта 45-го две бомбы Grand Slam застряли в крыше сооружения на участке толщиной около 4,5 метра и взорвались внутри бетонной конструкции. Часть крыши обрушилась, а оставшиеся перекрытия растрескались и не подлежали восстановлению.
Американский рекордУвидев эффективность английских противобункерных бомб, Соединенные Штаты также начали подобный проект. Однако с учетом опыта применения Tallboy и Grand Slam американцы изменили облик перспективной бомбы. Прежде всего коррективам подверглись масса и, как следствие, габариты боеприпаса. Расчеты показали, что для гарантированного поражения существовавших тогда и перспективных бункеров требовалась бомба общим весом порядка 18-19 тонн. Проект получил индекс T-12 и кодовое имя Cloudmaker («Создающий облака»).
Американская бомба представляла собой увеличенный вариант английских боеприпасов. В ходе разработки, однако, пришлось учесть некоторые технологические нюансы, из-за которых вес готовой бомбы вышел за предполагавшиеся рамки. Готовый «Клаудмейкер» весил 20 тонн и был примерно в два раза больше чем Tallboy. Заряд взрывчатого вещества торпекс – около восьми тонн. Вес и габариты новой сейсмической бомбы были таковы, что ее мог нести только один самолет – бомбардировщик Convair B-36 Peacemaker.
Однако «Писмейкер» не сразу стал носителем бомбы T-12. Сначала произвели несколько пробных сбросов с менее крупного самолета, Boeing B-29 Superfortress. Для испытаний специально переделали серийный бомбардировщик. Его максимально облегчили, сняв все ненужные детали (броню и оружие), переделали грузоотсек для размещения крупного боеприпаса, а также соответствующим образом рассчитали количество заливаемого топлива. До самого сброса первой тестовой бомбы все причастные к проекту очень сильно нервничали: ничто не мог сказать, как поведет себя бомбардировщик, максимальная взлетная масса которого была всего в три раза больше массы бомбы. Конструкторы опасались, что освободившийся от нагрузки самолет подбросит, а возникшая перегрузка повредит его конструкцию. К счастью, пилоты-испытатели справились с резко возникшим кабрированием и B-29 благополучно вернулся на свой аэродром.
Согласно некоторым данным, в ходе испытаний сброшенная с высоты в десять километров бомба T-12 пробивала до 50-55 метров грунта или до 8-10 метров бетона. Таким образом, возможности нового американского боеприпаса были значительно выше чем у любой другой бомбы этого класса. Кроме того, благодаря принципу своего действия, заглубляющаяся сейсмическая бомба в ряде случаев могла быть эффективнее ядерных боеприпасов, взрывающихся в воздухе или на поверхности земли.
Вскоре после начала испытаний на B-29 состоялся первый сброс Cloudmaker с самолета B-36. Для тяжелого стратегического бомбардировщика такая процедура оказалась совершенно безопасной, хотя и Peacemaker пришлось соответствующим образом переделать. В январе 1949 года в порядке эксперимента один B-36 взлетел сразу с двумя бомбами T-12. Полет прошел без происшествий, хотя бомбовая нагрузка в 43 тонны (две бомбы и подвесные устройства для них) превысила максимально разрешенную.
В том же 1949 году бомбу T-12 Cloudmaker приняли на вооружение. Примерно в это же время начальники Пентагона окончательно определились с приоритетами развития своих военно-воздушных сил. Теперь стратегические бомбардировщики B-36 рассматривались исключительно как носители ядерного оружия. Бомбы Cloudmaker, имеющие специфическую тактическую нишу, потеряли свой приоритет. Наконец, в середине пятидесятых годов американские инженеры-ядерщики создали несколько новых ядерных бомб, которые действовали подобно имеющимся сейсмическим: «втыкались» в грунт и там взрывались. Эти боеприпасы получились гораздо меньше и легче «Клаудмейкера», из-за чего их могли перевозить не только B-36, но и другие американские бомбардировщики того времени.
Сейсмическая бомба T-12 Cloudmaker стояла на вооружении ВВС США до конца пятидесятых годов. 12 февраля 1959 года командование приказало снять с вооружения бомбардировщики B-36. Поскольку ни один другой самолет не мог применять сверхтяжелую бомбу T-12, ее также исключили из списка вооружений американских военно-воздушных сил. В дальнейшем США не занимались тематикой противобункерных бомб сверхбольшого калибра. Эту нишу прочно заняли менее тяжелые боеприпасы с достаточными характеристиками. Кроме того, в течение последних десятилетий разгон бомбы до нужной скорости осуществляется не в свободном падении, а при помощи твердотопливного ускорителя. Время огромных сейсмических бомб весом в несколько тонн прошло.
По материалам сайтов:
http://barneswallistrust.org/
http://sirbarneswallis.com/
http://bismarck-class.dk/
http://airpower.maxwell.af.mil/
http://defenseindustrydaily.com/