В Вооруженных Силах начиная со второй половины 90-х проходит череда организационных мероприятий по реформированию систем противовоздушной и ракетно-космической обороны, предпринимаются попытки создания системы ВКО. Однако к этим процессам реальные специалисты в области противовоздушной и воздушно-космической обороны не привлекались или их мнения не учитывались. Поэтому, как показывает анализ, единое централизованное управление войсками и силами ПВО и ВКО было потеряно. Каждое очередное мероприятие, как правило, эффективность управления войсками по отражению агрессии из воздушно-космической сферы не повышало.
Последнее организационное изменение в декабре 2011 года, заключающееся в создании Войск ВКО, успехом также не увенчалось. Образованная при этом система, в которую входят войска и силы ПВО и РКО видов и родов войск ВС РФ, осталась слабоструктурированной. Между ее элементами нет необходимых связей. На стратегическом уровне очередным преобразованием не были восстановлены единые руководство и ответственность за организацию и ведение вооруженной борьбы со всеми силами и средствами воздушно-космического нападения (ВКН) противника над всей территорией России и ее союзников. В связи с этим принцип сосредоточения основных усилий на угрожающих воздушно-космических направлениях не может выполняться с необходимой оперативностью.
На оперативном и тактическом уровнях управление формированиями противовоздушной обороны объединений ВВС и ПВО, истребительной авиации, войсковой ПВО и сил ПВО флота остается практически автономным. Такое же автономное управление формированиями ПВО и РКО, то есть воздушно-космической обороной, ввиду отсутствия общей автоматизированной системы остается в созданных Войсках ВКО. В этих условиях невозможно реализовать комплексное применение различных сил и средств как ПВО, так и ВКО и принцип сосредоточения основных усилий на защите важнейших объектов России, а также на прикрытии основных группировок войск и объектов Вооруженных Сил.
“ Для обеспечения единства управления войсками и силами ПВО (ВКО) на оперативном уровне необходим возврат к зонам противовоздушной обороны, а на перспективу – к зонам ВКО ”
К настоящему времени перечисленные недостатки в области воздушно-космической обороны руководством ВС РФ в основном осознаны. В связи с этим готовятся очередные организационные мероприятия. Чтобы не повторять уже имевших место ошибок, необходимо обратиться к наработанным российской и мировой наукой принципам организации систем ПВО и ВКО, положениям по управлению их войсками и силами.
К основным принципам организации противовоздушной (воздушно-космической) обороны, реализованным во многих государствах, относятся территориальное построение систем ПВО; сосредоточение основных усилий на наиболее опасных направлениях и обороне наиболее важных объектов страны и ВС, группировок войск и сил флота; эшелонированное построение; комплексное использование всех сил, решающих задачу борьбы с воздушно-космическим противником (ВКП); объединение усилий министерств и ведомств государства, располагающих силами и средствами борьбы с ВКП; решение задач совместно с войсками и силами ПВО союзных государств; единое руководство и ответственность за борьбу со всеми средствами ВКН противника во всем диапазоне высот и скоростей над всей территорией государства (коалиции государств).
К сожалению, с началом проведения и при подготовке очередных организационных мероприятий в этой сфере некоторые из перечисленных положений не были приняты к руководству. Прежде всего проигнорировали первый принцип – территориального построения системы ПВО, который в полном объеме распространяется и на систему ВКО. Основными причинами отказа от данного принципа являются сложившиеся стереотипы мышления, оставшиеся от длительного существования в СССР и России ведомственной системы ПВО, а также амбиции некоторых должностных лиц, не желающих считаться с задачами и действиями войск и сил, которые не принадлежат к их виду или роду войск.
Ведомственная и территориальная системы
В настоящее время в России реально имеют место ведомственная система ПВО и автономная система РКО. В ведомственной войска и силы ПВО разделены по видам и родам войск Вооруженных Сил и выполняют свои особые задачи. В каждом из них создается противовоздушная оборона своих специфических объектов. Командования Войск ВКО и объединений ВВС и ПВО организуют в границах своей ответственности оборону объектов страны (высших органов государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, энергетики, инфраструктуры, военной промышленности, экологически потенциально опасных и других объектов). Командования войсковой ПВО выполняют такие же задачи в рамках общевойсковых операций по обороне группировок Сухопутных войск, а командования флотов – сил флота.
|
Фото: Леонид Якутин |
Несмотря на то, что формирования ПВО и РКО видов и родов войск ВС действуют, как правило, в одних и тех же районах, взаимодействие между ними слабое. При этом образуется большое количество ступеней управления с узкими рамками прав и обязанностей и неопределенными взаимоотношениями между ними. Общая система ВКО государства и Вооруженных Сил при таком построении в большей степени только декларируется, но не формируется.
Ранее недостатки в согласованности действий войск и сил ПВО разных видов ВС компенсировались их достаточно большим количеством. В условиях резкого уменьшения состава сил и средств ПВО их несогласованность резко уменьшает общую эффективность противовоздушной и воздушно-космической обороны. Поиск альтернатив привел к территориальному принципу построения системы ПВО РФ, который был официально закреплен руководящими документами в начале двухтысячных годов.
Территориальной становится такая система ПВО (ВКО), при которой создается общая система обороны страны и ВС от воздушного (воздушно-космического) противника, а не отдельных ее элементов. Основным системообразующим средством данной схемы является единая система управления войсками и силами ПВО (ВКО) всех видов и родов войск ВС, других ведомств при соблюдении принципа единого руководства и ответственности за организацию и ведение вооруженной борьбы со всеми силами и средствами ВКН противника во всем диапазоне высот и скоростей над всей территорией государства (коалиции государств).
Для восстановления территориального принципа построения системы ВКО в ВС РФ на стратегическом уровне необходимо создать не командование рода войск, а стратегический орган управления (воздушно-космическое командование) с обязанностями и правами по управлению применением войск (сил), решающих задачи ВКО, вне зависимости от принадлежности их к виду или роду ВС РФ. Данный орган сможет оперативно, не только заблаговременно, а и в ходе военных действий управлять сосредоточением усилий на необходимых направлениях (ТВД).
Для обеспечения единства управления войсками и силами ПВО (ВКО) на оперативном уровне необходим возврат к зонам противовоздушной обороны, а на перспективу – к зонам ВКО. Зоны в свою очередь разделяются на районы ПВО (ПВО-ПРО), а последние могут делиться на тактические территориальные формирования, например сектора или локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО). Такую структуру имеют системы ПВО Североамериканского континента, НАТО в Европе, Японии, Южной Кореи и ряда других государств.
Зоны ПВО (ВКО), районы и локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО) должны иметь единые органы управления. При делегировании им прав по управлению всеми войсками и силами ПВО (ВКО), находящимися в границах ответственности, независимо от их принадлежности к различным видам ВС, родам войск или ведомствам появляется возможность при недостатке войск, сил и средств в объединениях, соединениях, частях видов ВС сосредоточивать их усилия по единому замыслу и плану для решения общих задач. При централизованном управлении, как показывают исследования, общая эффективность действий может повышаться за счет комплексирования и согласования действий разновидовых и разнородных войск и сил ПВО (ВКО) в 1,4–1,6 раза.
При исключении части войск и сил из централизованного управления в зонах, районах и локальных группировках ПВО (ПВО-ПРО) эффективность действий падает, увеличиваются расходы боевых и материальных средств, уменьшается безопасность авиации. Например, если в одном и том же районе будут вести боевые действия две зенитные ракетные группировки, то даже при наличии в них самых совершенных, но автономных автоматизированных систем управления (АСУ) сложится такая же ситуация, как при отсутствии управления. Это подтверждают результаты моделирования и следующие логические рассуждения.
При плотности удара аэродинамических и (или) баллистических средств нападения противника меньшей, чем плотность огня каждой из зенитных ракетных группировок, они в силу общих принципов целераспределения будут обстреливать одни и те же цели и израсходуют ракет в полтора-два раза больше, чем в случае, если бы они управлялись с одного КП с помощью общей АСУ. При плотности удара аэродинамических и (или) баллистических средств нападения противника, превышающей плотность огня зенитных ракетных группировок, раздельное управление ими приведет к сосредоточению усилий по одним и тем же целям, а остальные смогут прорваться к обороняемым объектам.
Роль истребительной авиации
Также падает общая эффективность действий при отсутствии общего централизованного управления группировками истребительной авиации (ИА) и формированиями зенитных ракетных (зенитных артиллерийских) сил и средств. Главная задача ИА в общей системе ПВО – уничтожать средства воздушного нападения на дальних подступах к обороняемым объектам, рассеивать их боевые порядки для создания благоприятных условий для действий наземных зенитных сил и средств, а также прикрывать объекты, не имеющие зенитного прикрытия.
Если ИА будет находиться в подчинении командования, отвечающего за оборону только части объектов в зоне или районе ПВО (например в подчинении командования бригады ВКО), то из-за субъективного фактора оно вряд ли будет заинтересовано применять ИА на подступах к объектам обороны другой группировки наземных сил и средств ПВО (например группировки войсковой ПВО).
Командование группировкой войск и сил ПВО для формирования эффективных способов борьбы со средствами воздушного нападения различных типов должно полностью распоряжаться силами ИА, выделенными для решения задач ПВО. Это необходимо для заблаговременного определения вариантов применения истребителей и вариантов их боевой загрузки, своевременного приведения сил ИА в готовность, подъема истребителей в воздух, вывода их на рубежи, в зоны дежурства, полуавтономных и автономных действий.
Если ждать милости от другого начальника по выделению сил ИА, у истребителей появится ненужная или нерациональная боевая загрузка и они могут не успеть своевременно выйти на необходимые рубежи, в зоны и районы. Кроме того, нахождение ИА в формированиях ПВО (ВКО) позволит эффективно отрабатывать задачи ее самостоятельного и совместного с ЗРВ применения по решению задач ПВО.
Еще более катастрофичны последствия отсутствия общего централизованного управления группировками авиации и зенитных средств при решении задачи обеспечения безопасности авиации. В таких условиях в результате несогласованности действий и низкой эффективности системы опознавания в сложной воздушной и помеховой обстановке часть самолетов может быть обстреляна своими зенитными средствами. Это сложнейшая проблема, что подтверждает опыт локальных войн и оперативной подготовки. В некоторых эпизодах арабо-израильских войн потери авиации от огня своих же средств ПВО достигали 60 процентов. Практически такие же результаты имели место в ходе проводимых учений в ВС Советского Союза, когда они еще были масштабными.
Приоритетность объектов обороны
Важной составной частью проблемы правильного понимания вопросов применения разновидовых и разнородных войск и сил в зонах ПВО (ВКО) и районах ПВО (ПВО-ПРО) является вопрос приоритетности прикрытия объектов обороны. Должностные лица каждого органа управления чисто из субъективного фактора считают и всегда будут считать, что объекты обороны формирований своего вида, рода войск – наиболее важные, и стремятся их прикрывать вне зависимости от изменения обстановки. Однако в зонах и районах степень угрозы объектам и их важность не являются постоянными, они изменяются во времени в зависимости от военно-политической обстановки и развития военных действий.
При централизованном управлении силами и средствами ПВО в зоне (районе) на каждый момент ведения военных действий можно определять приоритетность обороны объектов в общей иерархии степеней угроз и важности и сосредоточивать усилия сил и средств ПВО-ПРО для их обороны. Например, в начале своей первой воздушной операции нападающая сторона, наиболее вероятно, будет стремиться уничтожить аэродромную сеть, основные силы ответного удара и пункты управления, а также мешающие средства ПВО.
Исследования показали, что агрессор обладает возможностями уже в первом массированном авиационно-ракетном ударе вывести из строя более 80–90 процентов аэродромов обороняющейся стороны и завоевать превосходство в воздухе. Виртуальные маневры зенитными соединениями, частями и подразделениями Сухопутных войск для прикрытия ближайших аэродромов снижали их потери более чем на 50–60 процентов. Такие действия вполне логичны, так как войска не являются объектами удара в начале первой воздушной операции.
Показанный маневренный подход к обороне необходим, потому что обеспечить одновременную защиту всех объектов в зонах и районах при имеющейся численности войск и сил ПВО-ПРО невозможно. Ограниченное количество сил и средств требует организации прикрытия только наиболее важных в каждый момент развития военных действий в оперативно-стратегическом (оперативно-тактическом) плане объектов. Это обеспечивает наименьший ущерб объектам страны и группировкам войск (сил) в районе ведения военных действий и государства в целом.
Организация и порядок управления
При территориальном построении системы ПВО (ВКО) необходимо, чтобы единое централизованное управление организовывалось на всех уровнях и для всех войск, сил и средств ПВО (ВКО) без всякого исключения. Именно это положение не всеми должностными лицами воспринимается правильным образом. Многие из них считают, что на оперативном и тактическом уровнях оно не распространяется на штатные подразделения и части ПВО частей и соединений Сухопутных войск и зенитные огневые средства флота. Они непосредственно подчиняются своим командирам, действуют в боевых порядках своих войск (сил), и боевое управление ими при отражении ударов СВН должно осуществляться со своих командных пунктов.
Однако исследования показывают, что централизованно управлять всеми войсками и силами возможно. Для этого необходимо сформировать зоны ПВО (ВКО), районы и локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО) и создать в них соответствующие системы управления и разведки. Зоны ПВО (ВКО) целесообразно формировать в границах ответственности военных округов, районы ПВО (ПВО-ПРО) – в границах ответственности бригад ПВО (ВКО) и так называемого головного участка системы ВКО.
Зоны ПВО (ВКО) и районы ПВО (ПВО-ПРО) должны быть не территориями, а оперативными и тактическими объединениями войск и сил ПВО разных видов и родов войск ВС и других ведомств, дислоцируемых или временно расположенных в общих границах. На приморских направлениях для решения задач по прикрытию сил флота могут формироваться морские районы ПВО (в пределах досягаемости сил и средств ПВО объединения ВВС и ПВО).
В каждой зоне ПВО (ВКО) и районе ПВО (ПВО-ПРО) должны быть созданы постоянные системы управления и разведки воздушного и ракетного противника, обеспечивающие управление всеми силами и средствами поражения и подавления, которые могут быть направлены в зону (район) при варианте самых активных действий. Остальные компоненты общей системы ПВО (ПВО-ПРО) в зонах и районах – системы зенитного ракетного огня, истребительного авиационного прикрытия и РЭБ формируются исходя из состава обороняемых объектов и группировок войск, а также сил и средств поражения и подавления, которые определяются вышестоящим командованием.
С теоретической точки зрения несущественно, кто будет командовать войсками и силами зоны или района. Главное, чтобы был выполнен принцип единых руководства и ответственности за борьбу со всеми средствами воздушно-космического нападения противника над всей территорией зоны и района, а также обеспечена необходимая компетентность органа управления. С практической точки зрения целесообразно командования зон ПВО (ВКО) образовать из управлений объединений ВВС и ПВО, а командования районов ПВО (ПВО-ПРО) – из управлений бригад ВКО (ПВО).
Командующий объединением ВВС и ПВО должен стать командующим зоной ПВО (ВКО) – заместителем командующего войсками военного округа. В командования зон ПВО (ВКО) целесообразно переместить из управлений военных округов должностных лиц войсковой ПВО. Этой мерой будет ликвидировано двоевластие в управлении войсками (силами) ПВО в границах военного округа.
Командующий объединением ВВС и ПВО – зоной ПВО (ВКО) со своим управлением будет организовывать применение авиации, а также оборону от авиаударов и ракет противника объектов и группировок войск (сил) на основе решения командующего войсками военного округа (объединенного стратегического командования), в котором в свою очередь должны быть учтены задачи по обороне объектов, поставленные вышестоящим воздушно-космическим командованием.
Командир бригады ПВО (ВКО) становится командиром района ПВО (ПВО-ПРО). Для увеличения компетентности командований районов ПВО (ПВО-ПРО) желательно в их состав включить специалистов войсковой ПВО и (или) сил ПВО флота (исходя из необходимости).
Распределение сил и средств
Эффективность системы управления войсками (силами) ВКО будет в значительной степени зависеть от правильности определения задач управления в каждой командной инстанции и обеспечения их решения с помощью комплексов средств автоматизации (КСА). Наибольшее влияние на эту эффективность оказывают задачи управления в системе поражения и подавления ВКО. Основными из них являются:
- на всех уровнях – своевременное приведение сил и средств поражения и подавления в готовность к применению;
- на стратегическом и оперативном уровнях – распределение сил и ресурса ВКО по направлениям (районам) и задачам борьбы с силами ВКН противника;
- на тактическом уровне – целераспределение и выдача целеуказаний средствам поражения и подавления.
Решение этих задач в системе управления силами и средствами ВКО должно осуществляться последовательно от стратегического до тактического уровня.
Для формирования стратегических способов действий необходимо определение направлений (районов) решения задач ВКО, распределение войск (сил) и ресурса средств ВКО по направлениям – зонам ВКО (в зависимости от количества, состава и важности объектов обороны и ожидаемого количества действующих СВКН), а также установление времени действий. На оперативном уровне силы и средства ВКО зоны распределяются по районам ПВО (ПВО-ПРО).
Итогом распределения сил и ресурса средств будут сформированные варианты стратегических и оперативных способов их действий для решения задач ВКО. Рациональность этих способов в значительной степени зависит от применения математических методов и моделирования. В частности, при распределении сил и средств ВКО необходимо решение оптимизационных задач, которые обеспечивают максимально возможный предотвращенный ущерб объектам обороны на выделенных направлениях (районах) действий. Для более точного прогноза эффективности разработанных вариантов действий сил ВКО комплексы средств автоматизации должны обеспечивать их моделирование.
После распределения сил и средств ВКО на оперативном уровне формируются тактические способы действий сил и средств в районах ПВО (ПВО-ПРО) путем осуществления целераспределения, целеуказаний формированиям ПВО (ПРО) и наведения самолетов ИА и (или) вывода их в районы автономных и полуавтономных действий.
В головном участке ВКО при объединении систем ПВО и РКО в общую систему, как показали исследования, необходимо перейти на принципы полностью автоматического управления всеми зенитными средствами. Это обусловлено тем, что с появлением гиперзвуковых летательных аппаратов скоротечность и сложность обстановки на пунктах управления тактического звена многократно возрастет. В дальнейшем по мере развития и поступления на вооружение новых средств ВКО перейти на автоматическое управление зенитными силами и средствами ПВО и ПРО в остальных районах ПВО-ПРО.
В районах ПВО (ПВО-ПРО) управление нештатными формированиями имеет ряд особенностей. При усилении системы ПВО района его командование располагает воинское формирование усиления на обороне объектов исходя из указаний командования зоны ПВО (ВКО) или самостоятельно на основе определения их важности. Части и подразделения истребительной авиации направляются на рубежи, в районы поиска и уничтожения воздушного противника для создания в них необходимого соотношения сил.
Мелкие штатные формирования ПВО из боевых порядков соединений, частей Сухопутных и береговых войск и, естественно, кораблей не выводятся. То есть командование района ПВО не вмешивается в определение мест их применения, а только учитывает в общей системе противовоздушной обороны.
Например, если в районе ПВО развертывается мотострелковая бригада, то ее комплект войск вносится в общий план ПВО, его пространственные и огневые возможности просчитываются и учитываются в общей системе, а также исходя из построения общей системы противовоздушной обороны устанавливаются ограничения по обстрелу целей. В выделенном пространстве формирования ПВО самостоятельно с учетом установленных ограничений обстреливают все влетающие в него средства воздушного нападения. В этом пространстве, как правило, вводится запрет на полеты своей авиации.
Таким образом, при территориальной системе противовоздушной обороны любые соединения, части или подразделения, попадающие в район ПВО (ПВО-ПРО), должны подключаться к информационной системе и системе управления района, как это делается в объединенной системе ПВО НАТО в Европе. Из информационной системы они получают данные о воздушной обстановке в районе и выдают в нее сведения, получаемые своими средствами разведки, которые обобщаются в общей системе района. В системе управления командование района учитывает в своем общем плане новые формирования (средства) ПВО и перестраивает при необходимости общую систему противовоздушной обороны. При этом если зоны огня формирований (средств) ПВО в значительной степени пересекаются, то создаются локальные группировки ПВО, которые являются объектом управления КП района ПВО. В них назначаются старшие зенитные ракетные начальники, которые должны управлять всеми силами и средствами своих группировок.
В территориальной системе управление войсками (силами) ПВО становится более гибким. Система ПВО может перестраиваться в ходе отражения ударов СВН исходя из потерь и появления новых формирований или средств. Например, зенитные огневые средства внезапно возвратившегося в пункт базирования корабля при его подключении к информационной системе и системе управления района или локальной группировки ПВО сразу же учитываются в общем плане боевых действий.
Показанный порядок централизованного управления войсками и силами противовоздушной обороны без реализации территориального принципа невозможен. Отход от Положения о зонах и районах ПВО – одна из существеннейших ошибок, допущенных в ВС РФ в последние годы. Именно поэтому так часто приходится проводить организационные мероприятия в системе ПВО (ВКО), а они, к сожалению, остаются безуспешными. Чтобы их остановить, необходимо вернуться к территориальному принципу построения системы ПВО (ВКО), а при организации системы управления – заложить научные положения по порядку управления войсками, силами и средствами ВКО.
Владимир Барвиненко,
заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор