Концепция нового самолета, запатентованного корпорацией Boeing, предусматривает систему вертикального взлета и посадки за счет закрылок особой формы и спрятанных в крыло двигателей с изменяемым вектором тяги. Внешность самолета необычна: его передняя часть практически полностью копирует малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2 "Спирит", построенный по принципу "летающее крыло". Однако сзади к нему приделан оригинальный хвост без вертикальных стабилизаторов.

 

Описание нового самолета содержится в двух патентах: "Самолет летающее крыло" (Blended wing aircraft) и "Самолет со стреловидным крылом и возможностью вертикального взлета" (Swept-wing Powered-lift Aircraft), опубликованных службой США по патентам и торговым знакам. В первом сказано, что данная концепция может быть использована для грузовых и пассажирских самолетов, во втором утверждается, что она планируется только для транспортников.

 

Один из соавторов патентов, Роберт Грегг (Robert D. Gregg), еще в 2008 году представлял на конференциях концепции систем вертикального взлета и посадки. Другой соавтор - Аарон Куцман  (Aaron J. Kutzmann) - в 2012 году также запатентовал вариант "летающего авианосца": принцип запуска самолета с материнской летающей базы и его возвращения обратно.

 

Как отмечает сайт Flightglobal, данный патент был получен в рамках программы "Перспективная единая авиационная боевая система" (AJACS - Advanced Joint Air Combat System), запущенной Пентагоном в 2008 году. Направлена она на создание замены устаревающего парка транспортных самолетов ВВС США С-130 "Геркулес", которые производятся с 1959 года.


Целью программы Speed Agile является разработка транспортного самолета с укороченным взлетом и посадкой, способного взлетать с коротких ВПП (длина разбега 460 метров, а пробега - 610 метров при массе полезной нагрузки 30 тонн с силовой установкой). Радиус действия нового транспортника должен быть не менее 920 километров, а максимальная скорость – 0,8 маха. В рамках проекта свой макет такого самолета уже представляла корпорация Lockheed-Martin. В СМИ его сравнивали с самолетом из кинофильма "Терминатор 3".

 

Заявленное в патенте Boeing гражданское использование нового концепта маловероятно: едва ли пассажирским авиакомпаниям когда-нибудь понадобятся самолеты с технологией "стелс" и системой вертикального взлета. Однако, по мнению авторов Flightglobal, он может использоваться как бомбардировщик или самолет-заправщик.

 

Вовсе не факт, что какой-либо из прототипов программы Speed Agile дойдет до реализации. В результате секвестра бюджета ВВС США потеряли $12 миллиардов финансирования, а всего бюджет военного ведомства  сократится в ближайшие 10 лет на полтриллиона долларов. Замену C-130 начинали искать еще в конце 1960-х годов, и в рамках новой программы были созданы турбореактивные транспортники YC-14 и YC-15 от Boeing и McDonnell Douglas соответственно. Однако в середине 1970-х годов обе программы были закрыты.

 

По материалам иностранных СМИ.


Константин Керубов