В начале прошлой недели китайские СМИ с большой помпезностью заявили о покупке у России значительной партии многоцелевых истребителей Су-35 и четырех подводных лодок "Лада", пишет Frankfurter Allgemeine. "Контракт, заключенный во время визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпиня, стал самым большим в области поставок вооружения за последнее десятилетие", - уточняют журналисты Петра Колонко и Михаэль Людвиг. Как уверили обе стороны, военное сотрудничество между Россией и Китаем не направлено против третьих стран.
Однако при этом не было упомянуто о том, что в России поставки современных боевых самолетов в Китай вызывают ожесточенные споры: есть опасения, что Китай может скопировать российские технологии для разработки собственных самолетов. Такое уже случалось, напоминают авторы, в 1990-е годы с российским Су-27 и его китайским аналогом J-11-B. Многие российские и зарубежные военные эксперты допускают, что Китай планирует подобное и в отношение Су-35.
"Покупка этого самолета - большой прорыв для Китая". Как пишет один китайский обозреватель в Peking Times, "лучшие в мире силовая установка и радар, установленные на самолете, превосходящем американский истребитель пятого поколения F-35, могли бы в будущем помочь Китаю при разработке собственной авиационной техники". В соответствии с официальной точкой зрения Пекина, российские самолеты призваны модернизировать китайские ВВС, пока страна не наладит производство собственных истребителей. По мнению военных обозревателей, они появятся лишь к концу 2010-х годов. Какими характеристиками они будут обладать, пока непонятно.
Технологического трансфера не избежать и с российскими подводными лодками, продолжают авторы материала, ведь две из них, как известно, будут строиться в Китае. Как пишут Колонко и Людвиг, "видимо, соблазны китайского рынка и здесь одержали верх над соображениями технологической безопасности".
Между тем российские военные специалисты придерживаются мнения, что риск копирования Су-35 минимален: для этого необходимо немало технической документации по производству, точная настройка оборудования, проведение целого ряда испытаний и консультации с сотнями инженеров-разработчиков. К тому же, говорится в материале, Москва на переговорах с Китаем изначально настаивала исключительно на продаже готовых изделий, а не поставке комплектующих. Также была отклонена возможность производства самолета по лицензии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+