«Коммуна» достойна занять место в Книге рекордов Гиннесса. Судно, которое стало вершиной инженерной мысли начала ХХ столетия, успешно выполняло свои обязанности весь век, включая революцию, Гражданскую и две мировые войны. Да и в XXI столетии старейший в ВМФ России корабль не теряет своей значимости и востребованности.
Секрет долгой жизни
«Коммуна» на месте своей обычной стоянки – в Стрелецкой бухте (г. Севастополь)
Когда этот корабль неспешно и горделиво входит в Севастопольскую бухту, даже старожилы города-героя останавливаются и глядят на него с чувством невольного почтения. Это гигантский 96-метровый катамаран, то есть фактически он представляет собой как бы два «сросшихся» корабля, и у каждого собственный двигатель. Оба корпуса соединены между собой 18-метровыми арочными фермами. На этих четырех металлических «дугах» можно было поднять из морских глубин субмарину. Возможности корабля предусматривали подъем с глубины 60 метров лодок водоизмещением до 1000 тонн. В начале прошлого века таких больших подводных кораблей еще не существовало, и нырять они умели не более чем на 30 метров. Но руководство Российского флота предвидело, что подлодки – в то время новейшее средство вооруженной борьбы на море – будут развиваться. Построенный с учетом далекого будущего корабль своими силами поднял со дна порядка ста субмарин и надводных кораблей и спас жизни сотен моряков. Судно было построено в 1910-х годах на верфях Путиловского завода в Петрограде. При изготовлении корпуса использовалась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. За столетие она стерлась всего на несколько миллиметров и практически не тронута коррозией. Это поражает даже опытнейших инженеров – ведь им хорошо известно, что стальные корпуса современных судов коррозия съедает за 30-40 лет. Но на катамаране ржавеют и превращаются в труху только те железные конструкции, которые были установлены уже в более позднее время. Соединяли части корпуса металлическими заклепками, которые вбивали молотками в специальные отверстия. До сих пор ходят легенды о золотой заклепке, сделанной «на счастье» и скрытой где-то на судне. Может, именно в ней секрет его невероятно долгой и счастливой жизни?
Роковая ошибка кока
Команда «Коммуны» на торжественном построении в честь дня рождения корабля
Корабль был наречен «Волхов», в честь реки, протекающей на Русском Севере. А после революции судно переименовали, дав ему громкое имя «Коммуна». Его спроектировали и построили не только как корабль-спасатель, но и как плавучую базу для подводных лодок. Поэтому в каждом из двух корпусов катамарана размещались по 10 запасных торпед, по 50 тонн топлива, а также запасы воздуха высокого давления и оборудование для зарядки аккумуляторных батарей. Таким образом, далеко в открытом море он становился для терпящей бедствие подводной лодки не менее желанным, чем родной причал. На «Волхове» были комнаты отдыха, где с комфортом мог разместиться весь экипаж субмарины, лазарет, запасы продовольствия, а также мастерские, где лодку можно было подремонтировать. С 1915 по 1985 год на судне постоянно служили 250 моряков. В команду входила группа из нескольких десятков водолазов, готовых в любую минуту отправиться на морское дно. Сейчас на корабле всего 50 «штатских» сотрудников. Но каждый из них – патриот «Коммуны». За долгую жизнь корабля на нем сложились свои династии и… легенды, большинство которых на поверку оказываются былью. Одна из них рассказывает о первой субмарине, которую довелось поднимать. Была она, кстати, американского производства и называлась АГ-15. Катастрофа произошла в 1917 году у Аландских островов по нелепой случайности: судовой кок зазевался и спалил поджарку для борща. Опасаясь, как бы ему не попало от командира, он тайком открыл кормовой люк подлодки – проветрить. И в этот самый момент командир решил провести учебное погружение. Лодка с открытым люком камнем ушла на дно! Погибли много моряков. Несмотря на сильный шторм, около часа ночи спасатели подняли злополучную субмарину, буквально вырвав ее из илистого грунта, отбуксировали в Ревель, где силами собственных мастерских отремонтировали – и через месяц подводная лодка вновь вышла в море…
Корабль дороже золота
Механическое «сердце» «Коммуны» – дизель-генератор
Это удачное начало как бы задало тон судьбе корабля. Кажется, нет в истории России такого значительного события, в котором не приняла бы участие «Коммуна». Вместе с Балтийским флотом в 1918 году она совершила знаменитый Ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт, где ее команда немедленно приступила к ремонту поврежденных кораблей. А спустя десять лет «Коммуна» оказала советской власти неоценимую услугу. В стране не осталось инженеров, способных проектировать подводные лодки: один умер от тифа, другого расстреляли, третий уехал за границу, подобно знаменитому изобретателю вертолетов Сикорскому. И тут вспомнили о лежащей на дне новехонькой английской подлодке L55, потопленной советскими эсминцами. И вот в 1928 году субмарина весом 860 тонн была извлечена на поверхность силами «Коммуны». Посмотреть на уникальную операцию прибыл сам наркомвоенмор Клим Ворошилов. Говорят, что объявляя благодарность экипажу катамарана, он сказал: «Если бы вы подняли со дна моря у Балаклавы все золото “Черного принца”, то и тогда не сделали бы нам большего подарка!» Разобрав британскую субмарину «по винтикам», советские инженеры обнаружили ряд конструктивных упущений, но все же по тем временам это была одна из самых передовых моделей. Учтя все ее недостатки и достоинства, отечественные специалисты разработали несколько проектов лодок, которые и стали основой подводного флота СССР. К чести советского правительства, останки английских подводников, обнаруженные на L55, были отправлены на родину… С марта 1942 года 38 водолазов и такелажников «Коммуны» под непрерывными обстрелами и бомбежками работали на Дороге жизни, ведущей к блокадному Ленинграду. Несмотря на то что на корабле оставалась лишь половина экипажа (остальные ушли на фронт), было проведено более 60 спасательных операций, и со дна Ладожского озера подняли одиннадцать военных и гражданских судов. Во время жестоких боев катамаран поднимал также танки и автомобили, потопленные во время бомбежек, а также подлодку «Щука» и целую плавбазу. А еще на судне во время войны подготовили 159 водолазов. Знаменательно, что на «Коммуне» ремонтировали подлодку «Малютка» легендарного капитана 3-го ранга Александра Маринеско.
Мини-субмарины и «Пантера»
После войны катамаран продолжил свой боевой путь. В 1967 году его перевели на Черное море. Когда в конце 60-х годов прошлого столетия на флот стали поступать сверхмалые подводные лодки поисково-спасательного назначения, самым подготовленным их носителем оказалась «Коммуна». Она и обеспечила погружения глубоководного аппарата «Поиск-2» на глубину 2026 метров – впервые в истории ВМФ СССР. В декабре 1975 года «Коммуна» доставила аппарат в точку погружения и поддерживала с его экипажем непрерывную связь. Сверхмалые подводные лодки, которые работали вместе с «Коммуной», были способны не только обнаружить на дне затонувшую субмарину, но и «присосаться» к ее люку. После этого моряки терпящего бедствие подводного корабля могли перейти на борт сверхмалой лодки и подняться на поверхность. На уникальном катамаране испытывали новые типы оружия. Было смонтировано уникальное устройство, позволяющее опускать экспериментальные макеты-отсеки перспективных подводных лодок на глубину до 2000 метров, чтобы проверить их на прочность. Сейчас на судне установлен уникальный телеуправляемый аппарат «Пантера плюс», предназначенный для поиска и обследования затонувших объектов, снабженный видеокамерами и сложнейшими манипуляторами. Он с помощью лебедки опускается с «Коммуны» на глубину до 1000 метров.
Назад в будущее
Итак, возможности применения столетнего корабля-спасателя до сих пор не исчерпаны. И хотя злые языки утверждают, что «Коммуна» теперь может передвигаться только с помощью буксиров, ее капитан Анатолий Ишинов свидетельствует: единственное, что было на судне не в строю, – кабинетный рояль, сработанный русской фортепианной фабрикой братьев Дидерихс в 1914 году и с тех пор украшающий кают-компанию. Однако в 2009-м и его отремонтировал севастопольский умелец В. Каминский. Спустя 90 лет была восстановлена на «Коммуне» корабельная церковь Николая Чудотворца – это единственный случай в истории флотов всех стран СНГ. Андреевский флаг также вновь появился на катамаране в 1992 году. А какой вид открывается с ходовой рубки катамарана, которая вознесена на 23 метра над поверхностью воды! Кажется, что с такой высоты можно разглядеть давно скрывшуюся в тумане эпоху броненосцев, паровых фрегатов и великих дредноутов, откуда и приплыл к нам этот выдающийся во всех отношениях корабль.
Ритта КОЗУНОВА Источник: tainy.info.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 33
Рейтинг поста: