Тема, которая третий день возбуждает аудиторию: закупка Минобороны якобы устаревших навигаторов.
На сайте госзакупок 6 марта размещен тендер на приобретение 2 818 изделий 14Ц822 «Грот-М». Под этим названием фигурируют два навигатора разных поколений, сравнение которых подробнее можно посмотреть здесь. Судя по сопроводительной документации, действительно закупаются навигаторы предыдущего поколения. Но...
1. Старый "Грот-М" еще в 2010 году снят с производства, на данный момент возможно только его сервисное обслуживание.
2. Минобороны уже два года закупает новые "Грот-М" (всего за это время приобретено не менее 4 500 изделий), в том числе есть заказ и на этот год.
На самом предприятии-производителе считают, что дело в банальной ошибке ответственного за оформление аукционной документации лица, которое, возможно, забыло вложить к ТУ Лист изменений из документации к новому навигатору.
Собственно НГВ:
Высер г-на Митрохина на Эхе Мацы:
Пришел Шойгу. Опять воруют!
14 марта 2013, 09:34«Чтобы действительно повысить обороноспособность страны, нам нужна самая современная, лучшая в мире техника, а не «освоенные» миллиарды и триллионы. Недопустимо, чтобы Армия стала рынком сбыта для морально устаревших образцов вооружений, технологий и НИОКРов, причём оплаченных за государственный счёт». В. В. Путин
Россия окружена врагами, поэтому главное сегодня – это перевооружение армии. Поэтому затраты бюджета на оборонный заказ растут, а на строительство детских садов, медицину и образование – снижаются.
Станет ли от этого наша армия более боеспособной? Сильно сомневаюсь. Оборонный заказ – сплошная государственная тайна. И засекречены не супертехнологии, а примитивное воровство.
В этом убеждаемся каждый раз, когда приоткрывается завеса секретности.
Смотрите:
Гвозди забивать точно можно!
вот такие килограммовые бруски алюминия закупаются для армии в качестве ГЛОНАСС-навигаторов.
Оборудование наверняка надежное. И врага по башке можно в случае чего насмерть стукнуть. Правда, кроме этого оно должно быть ещё и
а) современным
б) удобным
в) выгодным.
К сожалению, по этим показателям заказ Минобороны выглядит очень бледно.
Навигатор разработан в 2003, а снят с производства в 2010. Подрядчик – НИИ космического приборостроения – теперь призводит модифицированный навигатор той же марки с улучшенными характеристиками.
Новую модель министерство не закупает, предпочитая старые, десятилетней давности.
Используемый армиями США, Автралии, Канады, Франции, Германии, Кореи, Англии и других стран военный навигатор Defense Advanced GPS Receiver (DAGR), производимый австралийской компанией Rockwell Collins весит 400 грамм – в два раза меньше.
Почувствуйте разницу!
Иностранная модель позволяет использовать многофункциональные электронные карты. В российском «аналоге» нужно считать с экрана географические координаты и нанести их на бумажную карту. Очень увлекательное занятие во время боевых действий.
«Пользователям проще снять координаты и перенести их на бумажную карту», - так деликатно объяснил причину один из разработчиков. Перевожу на русский. «Мы пытались убедить генералов сделать нормальный девайс, но никто из них никогда не видел компьютера, так что ничего не вышло».
Сравнительные характеристики девайсов
При этом DAGR стоит $ 2000 за штуку, а «Грот-М» - $ 5500!
На закупку старья будет потрачено почти 500 млн рублей.
Конечно, скажут нам, кругом враги. Нельзя покупать в армию ничего западного.
Ну, во-первых, квасной патриотизм в столь абсурдном варианте – прямой путь к поражению в любой войне.
А во-вторых, российского в этом кирпиче – два шурупа на передней панели и алюминиевый корпус. Микросхемы – китайской сборки. Батареи – французские.
В 2011 году, по данным военной прокуратуры, ущерб от коррупционных преступлений в российской армии в 2011 году превысил три миллиарда рублей.
2013 год только начался.
В Антикоррупционном центре «ЯБЛОКА» подготовлены мои обращения в военную прокуратуру и рособоронзаказ по поводу махинаций с определением начальной цены контракта. Наша задача не позволить ворам в погонах распилить полмиллиарда рублей и поставить в войска завалявшиеся на заводе Гроты.
Будем разбираться. Для начала о технических деталях. 1) заявленная точность позиционирования для обоих приборов - фикция. Оба приемника выполняют измерения по коду, а не по фазе несущей частоты, что накладывает принципиальные ограничения на точность и дает серьезные погрешности из-за влияния многолучевости. Реальная погрешность что для одного, что для другого прибора - порядка 10 м. Также следует заметить, что в нашей стране до сих пор в основном используется система координат СК-42 (в ней составлены практически все военно-топографические карты) и ее производные. Пересчет координат в СК-42 что из ПЗ-90 (ГЛОНАСС), что из WGS-84 (GPS) дает метровые ошибки. Дело не в приборе, а в системе координат, созданной в 40е-80е годы традиционными методами и содержащей серьезные (до десятка метров в масштабе страны) искажения. 1.1) Обнаружено искажение фактов. Я сразу не посмотрел: 2,3 м - погрешность дифференциальных определений! С подключенным каналом связи с базовой станцией, координаты которой известны. Для такого способа определения и 1 м - не предел. А погрешность автономного позиционирования (которая указана для Грот-М) заявляется 10,5 м. Ближе к истине. Кстати, у Грот-М возможность дифференциальных определений также имеется, но точность не сообщается. А еще Грот-М может выполнять функции базовой станции, передающей поправки другим приемникам. Для DAGR я о такой возможности ничего не знаю. 2) увеличенное время холодного старта - опять проблема не приемника, а спутниковой системы. Для ГЛОНАСС время инициализации объективно больше. P-код системы GPS не требует разрешения неоднозначности измерений (определения количества целых циклов), поскольку там длина цикла псевдослучайного кода измеряется неделей. А при кодовых измерениях по сигналам ГЛОНАСС задачу разрешения неоднозначности измерений решать необходимо, поскольку длина цикла сигнала - 1 миллисекунда, и необходимо определить по специальной методике число целых циклов для расчета расстояния до спутника. Источник. Отсюда большее максимальное время холодного старта. Кстати, сильно подозреваю, что при включенном приеме сигналов GPS и ГЛОНАСС одновременно время инициализации для ГРОТ-М не превысит одной минуты, а 3 минуты - предельное время инициализации при отключенном приеме сигнала GPS. Прямых подтверждений не имею, но инфориацию о сокращении времени инициализации при использовании сигналов двух спутниковых систем нетрудной найти в сети. Кстати, еще одно преимущество Грот-М перед DAGR: наш приемник поддерживает 2 системы, а пиндосский - только GPS. 3) По поводу невозможности работать с картой. Если нужно быстро посмотреть, где тут ближайшая пивная, то, конечно, графический дисплей с картой полезен. А для оперативной оценки ситуации экран навигатора явно не годится. Генералы правы - бумажная карта лучше. А для решения специальных задач (расчет азимутов, расстояний, сближения меридианов и пр.) графический экран не нужен вообще. 4) Соотношение цен. Все почти верно (за исключением того, что DAGR стоит таки не 2000, а 2200$, но это не принципиально). А что касается цены Грот-М... До снятия с производства он продавался в войска по 235000 руб. Теперь - по 170000 руб (это н. м. ц. на аукционе). Цена снижена в 1,4 раза. Много это или мало - судить читателю. Насчет частичного производства компонентов за рубежом. Это действительно так. Но разработка - отечественная. Трудно ожидать чудес, когда мы фактически потеряли 10 лет. Хорошо, что технологии вообще сохранились, и мы сумели выпустить даже такой прибор. Кроме того, мы не стоим на месте. И еще. ОАО "НИИ КП", единственная организация, способная выполнить условия тендера, на 100% принадлежит РФ (24.5% - непосредственно, 75.5% - через ОАО "РКС"). В этом случае закупка "устарелого, но надежного" (срок эксплуатации - 15 лет!) оборудования является не распилом-откатом, а поддержкой отечественного производителя нужных стране приборов. Здесь можно посмотреть, что НИИ КП выпускает. А теперь об идеологических моментах. По сути, г-н Митрохин предлагает зарубить отечественное производство спутниковых навигаторов, а взамен их покупать в войска то ли оборудование вероятного противника, то ли айфоны. В связи с изложенным мне трудно назвать этого человека идиотом. Это предатель интересов свой страны.
ГЛОНАСС/GPS навигатор "Грот-М"
Прошлым летом я у себя в блоге поднимал тему сравнения российских и американских навигаторов, используемых военными ведомствами двух стран. Через некоторое время на меня вышли разработчики российского навигатора и предложили показать свое детище и рассказать о нем подробнее.
http://twower.livejournal.com/616422.html
На фотографии выше два ГЛОНАСС/GPS навигатора ОАО "НИИ космического приборостроения": справа - аппаратура предыдущего поколения 14Ц822 "Грот-М", слева - новый образец, который имеет то же название, что и предыдущий, - “Грот-М”, но является глубочайшей модернизацией младшего собрата.
Первый "Грот", выпущенный в 2003 году, состоит на вооружении российской армии, а также ряда стран Африки и Латинской Америки (меню навигатора имеет английскую, французскую и испанскую локализации) и произведен тиражом порядка 10 тысяч экземпляров. В наших вооруженных силах применяется, в основном, командирами артиллерийских подразделений, разведкой, горными стрелками и частями специального назначения. По штату его положено иметь и в мотострелковом батальоне, а также ротным тактическим группам, действующим в отрыве от основных сил. Корпус навигатора изготовлен из цельного бруска алюминия методом фрезеровки, что обуславливало высокую прочность изделия, но одновременно значительно утяжеляло его (вес прибора составлял 800 граммов). Поскольку прибор первоначально предназначался только для определения координат и решения задач в артиллерии, то он получил маленький экран и не поддерживал отображение карт. Для удобства работы в сильный мороз, когда руки в перчатках, навигатор оснастили большими кнопками, которые очень нравились конечным пользователям - военным
В комплекте было два аккумулятора, которые из-за особенностей конструкции удлиняли корпус до 25 см
Поскольку время не стоит на месте и технологии идут вперед, предприятием в инициативном порядке была проведена глубокая модернизация навигатора, которая фактически привела к созданию абсолютно нового прибора, но под тем же названием - "Грот-М". Изделие получило новый 32-битный процессор ARM, большой цветной дисплей с разрешением 320х240. Кнопки были перемещены в верхнюю часть навигатора, поскольку именно при таком расположении прибор удобнее всего лежит в руке и нажатия на кнопки наиболее комфортны.
От сенсорного дисплея отказались, т.к. в условиях холодного климата и рук в перчатках он просто бесполезен.
Корпус стал пластиковым, источники питания обрели иное расположение.
Используются литий-полимерные батареи по 2500 мАч французского производства, т.к. отечественные производители элементов питания пояснили, что очень загружены заказами и не смогут поставить свою продукцию ранее, чем через несколько лет
Навигатор может работать и от одного блока аккумуляторов, но тогда время его работы снижается. Навигатор при температуре воздуха выше ноля градусов работает около 18 часов непрерывно, при максимально низкой температуре, на которую рассчитан (-30 градусов), - не менее 12 часов. Кроме аккумуляторных блоков изделие может работать и от обычных пальчиковых батареек АА
Навигатор выдерживает нахождение под водой на глубине 1 метра в течение суток и может после этого работать. "Грот" можно подключать к сетям с низким напряжением (от 10 до 30 вольт), что позволяет заряжать его от бортовой сети автомобилей и бронетехники. Заряжать блоки аккумуляторов возможно как в самом приборе, так и в отдельном зарядном устройстве. На момент общения с разработчиками (август 2011) энергопотребление навигатора, производившегося по 130 нм техпроцессу, составляло 1.05-1.1 Вт (на пике работы до 1.2 Вт), но сейчас на сайте обновленные данные, что оно не более 1 Вт, а это значит, что состоялся ожидаемый переход на 110 нм техпроцесс. Надо отметить, что энергопотребление устройств на базе ГЛОНАСС всегда будет больше аналогичных устройств на базе GPS, поскольку отечественная навигационная система использует более широкий спектр частот. Широкий канал тяжелее подавить средствами радиоэлектронной борьбы, но этот плюс разменивается на более высокое энергопотребление.
Навигатор может работать одновременно с 32 спутниками, что значительно повышает точность позиционирования. Она (точность) зависит от многих факторов (количество спутников, рельеф местности и т.п.) и для "Грота" составляет 10 м (режим работы, когда взаимодействие идет только со спутниками), что сравнимо с аналогичными показателями американского военного навигатора DAGR. Дифференциальный режим также реализован в отечественном навигаторе, что позволяет, используя базовые станции, увеличить точность позиционирования до десятков сантиметров. "Грот-М" с внешней навигационной антенной. Антенна имеет магнит и может быть использована при движении в автомобиле
По желанию заказчика возможна установка слота под SD-карты флеш-памяти, но военные пока не просят о такой возможности. Внутренняя же память самого устройства составляет 256 мегабайт. Любимый вопрос всех читателей мною был задан: "Чьего производства электронная составляющая навигатора?". Микросхема целиком разработана на предприятии, кроме ядра процессора, который закуплен по лицензии. Схемотехника цифровой части, топология - все отечественное, а вот физическое изготовление - Китай, Тайвань. Монтаж платы опять же происходит у нас. Дисплеи также закупаются заграницей, т.к. белорусские разработчики (альтернатива зарубежью) предлагают модели с большим энергопотреблением, весом и стоимостью.
Навигатор позволяет записывать маршрут и показывать его на фоне карты. Карты, маршруты можно заливать в прибор и снимать с него через интерфейс USB (порт для USB, RS-232 и RS-485 один, в комплекте идет разветвитель). В комплекте к изделию идет программное обеспечение, позволяющее конечному пользователю сопрягать навигатор с операционными системами на базе Linux и Windows. Предполагается, что при желании пользователь сможет устанавливать в "Грот" любые карты от сторонних разработчиков, используя специальный конвертер из комплекта программного обеспечения. Навигатор может решать сервисные задачи, которые необходимы для нужд артиллеристов: - по заданным координатам, расстоянию и азимуту определяются координаты точки, которую необходимо обстрелять; - по заданным двум парам координат определяется расстояние и азимут между ними; - по координатам двух точек и углу между ними определяются координаты третьей точки; - измерение дирекционного угла и т.п. Возможен пересчет долготы и широты в координаты Гаусса-Крюгера и обратно.
Пример меню навигатора https://www.youtube.com/watch?v=ZJqufPkdYPQ
На данный момент ОАО "НИИ космического приборостроения" в инициативном порядке разрабатывает новую модель навигатора, который должен будет заменить носимый "Грот-М" и возимый образец 14Ц821 “Грот-В”, который сейчас используется на бронетехнике российских вооруженных сил.
UPD. За 2011-2012 гг заказчики приобрели не менее 4500 новых "Грот-М". http://twower.livejournal.com/1001736.html
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: wildcat140 (15 марта 2013 11:07) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
--------------------