Модификация истребителя пятого поколения F-35B, предназначенная для Корпуса морской пехоты США, Королевского флота и Королевских ВВС Великобритании, уверенно учится летать. Дозаправка в воздухе, которую осваивают пилоты над фортом Уэрт в Техасе, проводится с применением штатного летающего танкера морской пехоты США – KC-130.
Летающий вентилятор
Основные особенности F-35B, отличающие его от стандартного F-35, – отклоняемый на 90 градусов вектор тяги двигателя и наличие подъемного вентилятора, расположенного за кабиной пилота. Управляемые компьютером системы позволяют создать вертикальную тягу, достаточную для укороченного взлета и вертикальной посадки.
Это позволяет самолету не только заменить американо-британский Harrier II, но и вообще претендовать на место основного истребителя морской авиации Запада. Достаточно перечислить страны — участницы программы F-35B. Партнером первого уровня является Великобритания, второго – Нидерланды и Италия, третьего – Дания, Канада, Норвегия, Австралия, Израиль и Турция.
Для успешного применения с палубы корабля конструкторам пришлось экономить на боевой нагрузке и запасе топлива F-35B. Так, если радиус боевого применения стандартного F-35 составляет 1090 км, то F-35B может работать на 833 км от точки взлета до посадки. Поэтому успешную дозаправку в воздухе инженеры «Локхид Мартин» считают важнейшим шагом на пути к принятию на вооружение палубной версии истребителя.
Центр обучения пилотов F-35
Ден Кроули, исполнительный вице-президент «Локхид Мартин» и генеральный директор программы F-35, заявил, что в этом году и в начале следующего фирма будет проводить масштабные испытания большого количества самолетов.
Во время тестов F-35B будет принимать на борт десять, пятнадцать и двадцать тысяч фунтов топлива (от 4095 до 8190 кг). По заявлению «Локхид Мартин», первая успешная дозаправка в воздухе F-35B была проведена еще 13 августа.
На авиационной базе Иглин в штате Флорида создается центр обучения, где в течение следующих пяти лет будут проходить подготовку пилоты всех модификаций F-35, предназначенных для Корпуса морской пехоты, ВВС и ВМФ США (F-35B, F-35A и F-35C соответственно).
Занятия с пилотами по программам, разработанным для всех трех модификаций истребителя, начинаются 1 октября. В настоящее время завершается формирование учебного крыла курсантами.
5−е поколение в России
ОАО «Сухой» работает над проектом истребителя пятого поколения «ПАК ФА». Этот проект – наиболее реальная разработка российских конструкторов. «ПАК ФА» предназначен для противодействия F-22. Главком ВВС пообещал, что эта машина поднимется в небо уже в 2009 году.
Пока что зрителей авиашоу радует Су-47 «Беркут», экспериментальный самолет, созданный для отработки и испытания новых технологий. «Беркут» построен в единственном экземпляре и не имеет вооружения. Су-47 – единственный летающий прототип российского истребителя пятого поколения.