28 мая 1987 года на Красной площади приземлился легкий самолет, пилотируемый спортсменом Матиасом Рустом. Это был шок, сильнейший удар по престижу страны, ее армии и ПВО. Однако мало кто знает, что всего пару лет спустя история повторилась, но уже с другой стороны. ПВО стран НАТО «пропустили» уже не легомоторный самолет, а полноценный советский истребитель, долетевший до далекой Бельгии.
Хронология: 4 июля 1989 г.
11:21 (время здесь и далее – московское). Истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным поднялся в воздух с военного аэродрома 871-го истребительного Померанского Краснознаменного авиаполка. Взлетая в районе Колобжега в Польше, самолет находится в полной боевой готовности, со включенной системой распознавания «свой-чужой», с боекомплектом в 260 выстрелов к бортовой 23-мм пушке. Впрочем, на нем не было ни дополнительных топливных баков, ни бомб, ни ракет.
Спустя 41 секунду Скуридин фиксирует уменьшение оборотов двигателя и хлопок в левом воздухозаборнике. Как следствие – резкое падение тяги и снижение. Ситуация критическая: он разворачивает машину в сторону моря, а сам катапультируется. Высланные вдогонку самолету истребители его не находят, и МиГ считается разбившимся. Однако...
Спустя 6 секунд после катапультирования (по данным бортового самописца, найденного позднее на месте аварии) двигатель вновь начал набирать обороты. Самолет медленно набирает высоту, пока не достиг потолка в 12 км. Все работает автоматически, по сигналам бортовой электронной системы.
11:44. Радары ПВО в Западной Германии фиксируют нарушение воздушной границы самолетом, движущимся на скорости 740 км/ч.
11:46. В воздух подняты два истребителя-перехватчика F-15 Eagle 32-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США.
12:00. Командующий авиацией Северной группы войск генерал-майор Огнев докладывает командованию ВВС о произошедшем. Он сообщает, что самолет «упал в море, и никакого ущерба при этом не причинил».
12:05. «Иглы» успешно перехватывают нарушителя и входят с ним в визуальный контакт. Летчики сообщают диспетчеру, что видят истребитель с советскими опознавательными знаками, без пилота и с сорванным фонарем кабины. Им не рекомендуется сбивать его, поскольку нельзя предугадать, куда упадет самолет со столь большой высоты. Они продолжают сопровождение.
Миг продолжал автоматический полет до полной выработки топлива, пролетев в общей сложности около 900 км. После этого двигатель его остановился, и самолет начал плавное снижение.
12:37. МиГ падает на территории Бельгии, близ границы с Францией, на жилое здание фермы в деревеньке Беллегем. В это время в доме находится 19-летний Вим Деларе (Wim Delaere), который погиб. (Впоследствии советское правительство выплатит его семье почти 700 тыс. долларов компенсации.) Покружив над местом катастрофы еще некоторое время, F-15 возвращаются на базу.
Причины
Разумеется, было проведено самое тщательное расследование. Было установлено, что вины летчика в произошедшем нет – да и трудно представить, что в ходе рядового полета ас, налетавший к тому времени более 1700 часов, способен допустить какую-то невероятную ошибку. Хотя и существует мнение о том, что произошло самопроизвольное отключение форсажа, что и привело к резкому падению тяги, которое летчик принял за отказ двигателя. Все оставшееся расстояние истребитель пролетел в бесфорсажном режиме.
На фоне «пропущенного» самолета Матиаса Руста, легкого «фанерного» Cessna 172B Skyhawk, которого также неоднократно перехватывали советские истребители, инцидент с МиГом выглядит куда серьезнее. Впрочем, он не получил широкой огласки и у нас, ни на Западе. Советские специалисты были допущены к месту катастрофы, а обломки даже вывезли в СССР. Однако официальная причина названа так и не была – хотя установлено, что двигатель этого истребителя за последний год 5 раз отправлялся в ремонт.
Маршал авиации Шапошников впоследствии так комментировал это событие: «Случай, по нашим данным, в истории боевой авиации уникальный. По крайней мере, я не припомню, чтобы машина, покинутая пилотом, совершила столь далекий неуправляемый полет. Такой это самолет - МиГ-23». Посмотрим же бегло, что это за самолет.
МиГ-23
Коротко говоря, это – одноместный многоцелевой истребитель. Впервые на нем была применена изменяемая стреловидность крыла (как у знаменитых бомбардировщиков Ту-160, героев нашей культовой статьи «Белые лебеди»). По словам того же Шапошникова, «При взлете или на малых скоростях его крыло, почти прямое в плане, с минимальной стреловидностью, приличного размаха. Самолет, так сказать, не продирается сквозь воздух, а действительно летит».
Вооружение: 23-мм авиапушка, способная делать до 3200 выстрелов в минуту (боекомплект 260 патронов); управляемые ракеты средней дальности (подвешиваются на 2 подкрыльевых узлах) и до 4 управляемых ракет ближнего боя (на 2 подфюзеляюных узлах). Возможно оснащение и бомбами, общая масса вооружения – до 2 т.
Истребитель был принят на вооружение в 1969 г. и прослужил в составе отечественных ВВС до середины 1990-х, став одним из самых массовых в нашей военной авиации. Он поставлялся и другим странам и участвовал в массе локальных конфликтов.
Модификация МиГ-23М, которая и совершила злополучный полет, стала существенной доработкой основного самолета. У нее была увеличена площадь крыла, улучшена аэродинамика, усилены двигатели, усовершенствована бортовая РЛС.
Фотографии с места аварии
МиГ-23. Масса: пустая – 10,85 т; снаряженная – 14,7 т; взлетная – 17,8 т
Длина 16,7 м, высота 5,8 м. Размах крыльев – от 7,8 до 14 м
Максимальная скорость полета 2,5 тыс. км/ч; расстояние – 1,9 тыс. км (с дополнительными топливными баками – до 2,8 тыс. км)
Практический потолок МиГ-23 достигает 18,5 км, но и на земле он смотрится замечательно
Источник: www.popmech.ru.
Рейтинг публикации:
|