Военно-техническое сотрудничество России и Индии выходит на новый уровень
В последнее время военно-техническое сотрудничество России и Индии проходит на негативном информационном фоне. Серия неудач в тендерах на поставку военной техники позволила говорить об утрате доверия со стороны индийских военных к российскому оружию. Для кого-то лишним свидетельством потери российских позиций на рынке мог стать завершившийся только что крупнейший в Азии международный аэрокосмический салон Aero India-2013. Действительно, в его рамках не было подписано ни одного нового крупного контракта на поставку российской военной техники в Индию. Однако если взглянуть на текущее состояние и перспективы российско-индийского сотрудничества в этой сфере несколько шире, то придется признать, что разговоры о кризисе несостоятельны.
Россия остается крупнейшим поставщиком вооружений и военной техники на рынок Индии. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира, в период 2007–2011 годов Россия контролировала свыше 79% индийского импорта оружия. Такое доминирование обеспечивается, прежде всего, благодаря поставкам авиационной техники. Входящие в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) компании ОАО «Компания «Сухой», ОАО «РСК «МиГ», «НПК «Иркут» генерируют основную часть российского оружейного экспорта в Индию. Главный российский бестселлер — истребитель Су-30МКИ. В декабре 2012 года в ходе визита президента Владимира Путина в Дели был подписан контракт стоимостью 1,6 млрд долларов на поставку комплектов для лицензионного производства очередных 42 машин этого типа. Таким образом, с начала действия программы индийские ВВС законтрактовали в общей сложности 272 истребителя Су-30МКИ и 18 Су-30К.
Традиционно сильны позиции на индийском рынке истребителей МиГ. ОАО «РСК «МиГ» получила в 2010 году договор на поставку 29 палубных истребителей МиГ-29К на сумму 1,2 млрд долларов — машины составят ядро авиационного вооружения индийских авианосцев.
Индия — крупнейшая военная держава, список возможных поставщиков вооружений для нее обширен. Здесь сталкиваются производители из России, США, Европы, Израиля, ЮАР и других стран. И если посчитать количество индийский тендеров, которые проиграли за последние десять лет европейцы или американцы, российские неудачи не выглядят столь обескураживающими. Известие о поражении российского МиГ-35 в конкурсе на поставку истребителей в рамках программы Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA) вызвало большой резонанс в СМИ. Однако машины американских компаний Boeing и Lockheed Martin вылетели из тендера на той же стадии, что и российское предложение. В значительной степени поражение МиГ-35 было вызвано как раз доминированием боевой авиации российской разработки в структуре поставок — индийцы предпочли немного диверсифицировать источники авиационных вооружений и выбрали французскую машину.
Не стоит забывать, что рынок вооружений живет не только поставками новой техники. Модернизация машин также приносит дорогостоящие контракты. По условиям заключенного в 2010 году соглашения стоимостью 964 млн долларов «РСК «МиГ» предстоит провести модернизацию 62 истребителей МиГ-29, ныне стоящих на вооружении индийских ВВС, до версии МиГ-29UPG. Первые 10 машин подвергнутся модификации на российских предприятиях, остальные — на мощностях индийской авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) с использованием поставленных из России компонентов. В декабре 2012 года заказчику были переданы первые три МиГ-29UPG. Вообще у Объединенной авиастроительной корпорации огромный потенциальный портфель заказов на модернизацию авиатехники — индийский парк истребителей Су-30МКИ увеличивается. Ведь первые из поставленных машин этого типа уже требуют изменений — они должны соответствовать потенциальным противникам Индии. Первым этапом станет интеграция в состав вооружения индийских Су-30МКИ тяжелой дальнобойной сверхзвуковой противокорабельной ракеты BrahMos совместной российско-индийской разработки. Благодаря этим ракетам ВВС Индии получат самый совершенный в мире противокорабельный комплекс воздушного базирования. Вторым этапом модернизации, скорее всего, будет оснащение части индийских истребителей новейшей российской РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что существенно расширит возможности машин по обнаружению и поражению воздушных и наземных целей.
Индийская сторона предъявляет самые жесткие требования к технологическому совершенству закупаемой техники. Так, в рамках проекта Су-30МКИ в состав оборудования российского истребителя Су-30 была введена авионика французской, индийской и израильской разработки. В результате российские инженеры получили ценный опыт интеграции систем производителей разных стран на борт своей машины. На выставке Aero India-2013 президент ОАК Михаил Погосян признался, что без успеха Су-30МКИ в Индии не получил бы развития ряд важных российских проектов, прежде всего, программа создания истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).
Желание индийских военных постоянно совершенствовать свою боевую технику позволил перезапустить ряд российских проектов, на которые Минобороны России уже махнуло рукой. Так, с целью увеличить дальность поражения воздушных целей истребителями Су-30МКИ, индийская сторона профинансировала активизацию работ по перспективной российской ракете «воздух — воздух» сверхбольшой дальности КС-172. В случае успеха проекта КС-172 может существенно увеличить боевой потенциал как индийских истребителей, так и российских Су-30, Су-35 и разрабатываемого истребителя пятого поколения. Другой пример — работы по ракете BrahMos позволили российскому участнику проекта ОАО «ВПК «НПО машиностроения» активизировать многие собственные программы.
Сотрудничество между странами в области создания передовых видов вооружений стало возможно благодаря уникальному сочетанию экономических, политических, технологических и военных факторов. Индия — третья по объему ВВП экономика мира, что позволяет стране содержать мощный военно-промышленный комплекс и вооруженные силы. При этом у Индии нет достаточно развитой инженерной школы, страна не в состоянии самостоятельно производить многие высокотехнологичные виды вооружений. Для осуществления совместных проектов в этой области с другими государствами необходимы близкие, союзнические отношения или как минимум отсутствие спорных вопросов и внешнеполитических разногласий. Россия с этой точки зрения для Индии — идеальный партнер. Наша страна сохранила технологический потенциал во многих областях военного производства, и при этом передача многих передовых технологий Индии не наносит ущерб обороноспособности России. Общие угрозы — растущая военно-политическая мощь Китая, мусульманский экстремизм, пиратство — основание для роста совместных разработок новых видов военной техники.
Наиболее многообещающий российско-индийский проект в области военно-технического сотрудничества — программа создания истребителя пятого поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). Соответствующий контракт между Объединенной авиастроительной корпорацией и индийской компанией HAL был подписан в ноябре 2008 года. По его условиям на первом этапе участие индийской стороны ограничивается финансированием. В дальнейшем индийская компания должна осуществить разработку бортового компьютера FGFA, навигационной системы и информационных дисплеев в кабине пилота. За основу проекта будет взят российский истребитель пятого поколения Т-50, разрабатываемый для российских ВВС в рамках программы ПАК ФА.
Индийские ВВС уже через несколько лет будут остро нуждаться в новых истребителях, поскольку главный внешнеполитический и экономический конкурент Индии — Китай — ведет активную работу над двумя аналогичными проектами, а собственная индийская программа создания истребителя пятого поколения Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA) очевидно столкнется с большими техническими трудностями. Поэтому проект FGFA должен увенчаться успехом и вывести военно-техническое сотрудничество двух стран на новый уровень. И тогда разговоры о кризисе в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве поутихнут. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|