Китай в 2012 году заключил с Россией контрактов на поставку вооружений и военной техники на общую сумму в 2,1 миллиарда долларов. Об этом, как пишет газета «Ведомости», заявил генеральный директор госкомпании «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин. По его словам, на Китай пришлось 12 процентов всего объема полученных Россией заказов в 2012 году. По итогам прошлого года «Рособоронэкспорт» заключил новых контрактов на сумму в 17,6 миллиарда долларов, что в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2011 года. Общий объем портфеля заказов «Рособоронэкспорта» достиг 37,3 миллиарда долларов.
По стоимости заключенных контрактов Китай в прошлом году занял третье место после Индии и Ирака, купивших российских вооружений и военной техники на 7,3 и 4,2 миллиарда долларов. При этом объем покупки техники со стороны Китая в 2012 году вырос в четыре раза по сравнению с усредненным показателем в предыдущие годы. В китайский заказ вошли авиационные двигатели, вертолеты, а также соглашения на совместную разработку и производство вооружений. До сих пор были официально подтверждены только поставка двигателей АЛ-31Ф и вертолетов Ми-171Е на сумму в 1,3 миллиарда долларов.
Не исключено, что в рамках неидентифицированных контрактов на 800 миллионов долларов, Россия поставит Китаю систем для авиационных ракет и систем противовоздушной обороны. Не исключено также, что в ближайшее время будут подписаны контракты на поставку Китаю 24 истребителей Су-35 и двух дизель-электрических подводных лодок проекта «Амур» с возможностью строительства на китайской территории еще двух таких кораблей по лицензии. Общая стоимость этих возможных соглашений оценивается в три миллиарда долларов.
С чем связан рост интереса Китая к российским вооружениям и военной техники, пока не ясно. В 2000-х годах Китай резко сократил объем закупки российских вооружений. Это было связано со скачкообразным развитием собственной китайской оборонной промышленности, которая сумела обеспечить большинство основных потребностей вооруженных сил Китая. В последние годы Россия продавала Китаю преимущественно авиационные двигатели (в 2011 году также был подписан контракт на поставку шести транспортников Ил-76), качественное производство которых китайской стороне пока наладить не удалось.