В министерстве обороны США в конце 1950-х годов в ответ на создание Советским Союзом первого космического спутника появилось Управление перспективных исследовательских проектов (DARPA). За годы своего существования ведомству поручали разрабатывать для нужд Пентагона самые рискованные, неординарные, а порой и вовсе фантастические проекты — от летающих тарелок, «роботов-людоедов» и «солдат-зомби» до насекомых-киборгов и даже бессмертных организмов.
В январе DARPA анонсировала программу по разработке автономных глубоководных хранилищ для пополнения кораблей ВМС необходимыми ресурсами и запчастями.
Глубоководные хранилища
Пока что программа UFP (Upward Falling Payloads) находится на самой ранней стадии разработки, и, что именно она будет из себя представлять, до конца не понятно. Предполагается, что UFP будут размещаться в толще мирового океана на глубине свыше четырех километров и обеспечивать корабли ВМС США расходными материалами, толивом, запчастами и техникой. Оружие и дорогостоящую военную технику в них оставлять не предполагается, так что в случае повреждения или выхода подводных капсул из строя ущерб будет незначительным.
В качестве хранилищ будут использоваться автономные необитаемые подводные аппараты, способные годами находиться в «спящем режиме» на океанском дне и выдерживать огромное давление воды. При получении сигнала с американского корабля или подлодки хранилища должны «просыпаться» и всплывать на поверхность. Как отмечается в концепции (.pdf) DARPA, в подводных капсулах можно также устанавливать разведывательное оборудование, включая беспилотные летательные аппараты для разведки или связи. В экстренных ситуациях глубоководные хранилища можно приспособить в качестве спасательных капсул.
DARPA подчиняется непосредственно Пентагону и ежегодно получает на свои проекты около трех миллиардов долларов из американского бюджета. В штате ведомства числятся 240 человек, из которых 140 — технический персонал. Сейчас ведомство работает над более чем тремя десятками различных программ, среди которых несколько вариантов экзоскелетов, управляемый мозгом протез руки, беспилотный космический аппарат и летающий автомобиль.
При создании UFP специалистам DARPA придется решить сразу несколько важных задач. В частности, хранилища должны выдерживать колоссальное давление воды (свыше 40 мегапаскалей), ведь располагать их придется на недоступной для дайверов-любителей и подлодок потенциального противника глубине свыше четырех километров (максимальная глубина погружения современных стратегических подводных лодок не превышает 400-500 метров, на тысячи метров способны погружаться лишь несколько глубоководных аппаратов). Кроме того, глубоководные хранилища необходимо оснащать эффективными источниками питания и средствами связи, способными передать сигнал без проводов на глубину нескольких километров.
Первые предложения по реализации проекта автономных глубоководных контейнеров DARPA рассчитывает получить до конца июня 2013 года. Завершить создание всех необходимых элементов UFP (в том числе самого глубоководного аппарата и средств связи с кораблями ВМС) планируется к третьему кварталу 2017 финансового года. На разработку UFP, по предварительным оценкам DARPA, может уйти около 50 миллионов долларов.
Когда и где США хотят размещать подводные «тайники» с запчастями и ресурсами, пока неясно. При должной фантазии и финансировании «хабаром» можно усеять хоть все нейтральные воды (за исключением разве что отмелей и океанских впадин) — тогда американские ВМС смогут чинить и дозаправлять свои корабли и подлодки в любое время без захода в дружественный порт. Главное, чтобы потенциальный противник не нашел глубоководную «заначку» первым.
Любой каприз за ваши деньги
DARPA — поистине кладезь неординарных решений. Туда как будто специально отбирают ученых, мечтающих на деньги Пентагона воплотить в жизнь свои самые смелые детские фантазии. Взять хотя бы проект «роботов-людоедов» EATR (Energetically Autonomous Tactical Robot), которые могут вырабатывать энергию не из привычного топлива, а из обнаруженных поблизости органических материалов.
Первоначально телеканал Fox News распространил информацию о том, что разработка американской компании Robotic Technology сможет питаться практически чем угодно — от травы и деревьев до старой мебели и даже останков людей и животных. Однако надругательство над человеческим останками, согласно Женевской конвенции, считается военным преступлением, и создатели EATR поспешили откреститься от «людоедских» замашек своего робота. Более того, разработчики уверяли, что EATR — убежденный вегетарианец и сможет отличить животную биомассу от растительной.
EATR
Иллюстрация: realclearscience.com
Техасскому институту доклинических исследований (TIPS) DARPA в 2009 году выделила 9,9 миллиона долларов на разработку технологии, способной продлить так называемый «золотой час», в течение которого медицинская помощь раненому бойцу наиболее эффективна. Ведь, по статистике, большая часть военнослужащих гибнет в бою именно из-за кровопотери и невозможности своевременно получить медицинскую помощь.
Решить задачу техасские ученые предлагали, в частности, за счет препарата, который сможет временно ограничивать жизнедеятельность раненого человека. Тем самым ущерб от кровопотери снизится, и у бойца будет больше шансов выжить, если медики не успеют подобрать его в течение часа. Ранее эксперименты по отложенной реанимации при большой кровопотере успешно проводились на крысах. Подопытным животным вводили препарат на основе сернистого водорода, который значительно снижает окислительные процессы в организме и вызывает искусственную клиническую смерть.
В рамках своих околомедицинских проектов DARPA также работала над созданием синтетической крови, а также специальной пены, предотвращающей кровопотерю в случае ранения внутренних органов. В марте 2010 года DARPA и вовсе всерьез задумалась над созданием бессмертных организмов. Как писал журнал Wired, искусственные организмы могли бы позаимствовать «иммунитет» к старению у раковых клеток. При этом «умирать» они должны только по команде оператора — для этого их планировалось оснастить «клеточным выключателем».
И все же роботы, пожалуй, остаются одним из самых безумных направлений деятельности DARPA. Для нужд Пентагона ученые создали целый зверинец: «робота-мула» LS3 (Legged Squad Support System, он же BigDog), который умеет таскать тяжести и следовать за «хозяином»; «робота-таракана», способного ползать по грязи, канализации и камням; «робота-блоху», умеющего запрыгивать на крышу трехэтажного дома; «робота-червяка», способного проникать даже в самые узкие отверстия; четырехногого спринтера Cheetah («гепард»). Наконец, есть даже «робот-крот» — он умеет прорывать тоннели под вражеские бункеры, а затем подрываться.
Но зачем же делать механические копии животных, когда можно создать киборгов из живых организмов? До уровня «Робокопа» ученым из DARPA, конечно, пока далеко, но первые шаги в этом направлении они сделали. Так, в 2005-2007 годах в США (университет Мичигана, университет в Беркли) начались опыты по управлению насекомыми. Позднее к исследованиям (также при поддержке США) приступили израильские ученые. Предполагается, что миниатюрные насекомые, оснащенные крохотными камерами и микрофонами, смогут разведывать обстановку, к примеру, в случае захвата заложников или обвала в горах, а также просто незаметно следить за объектами.
Meanwhile in Soviet Russia
Тем временем в России при непосредственном участии вице-премьера Дмитрия Рогозина появился собственный аналог DARPA — Фонд перспективных исследований (ФПИ). Задачей фонда тоже станет курирование и финансирование наиболее рискованных проектов в области оборонно-промышленного комплекса. Как сообщалось, российских ученых ФПИ привлечет к созданию высокоточного оружия, роботов и систем наблюдения, а также к развитию гиперзвуковых технологий, кибербезопасности и перспективных материалов. Впрочем, до конкретных проектов Фонду перспективных исследований пока далеко — ведомству еще даже не нашли руководителя.