Москва – Вашингтон: взгляд через перископ
«Юрий Долгорукий» - ответ на стратегию «Молниеносного глобального удара»
В состав 31-ой дивизии подводных лодок Северного флота, базирующейся в Гаджиево Мурманской области, зачислен новый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Атомная субмарина четвертого поколения при длине около 170 метров и ширине более 13 метров при полном водоизмещении 24 тысячи тонн может нести на борту 16 ракет «Булава» в ядерном снаряжении, способных преодолевать свыше 8 тысяч километров.
Принятие на вооружение ракетоносца такого класса означает усиление морской составляющей стратегических ядерных сил России, которой противостоят ядерные силы Соединенных Штатов. В сумме они значительно превосходят наши по количеству стратегических ядерных носителей и боезарядов стратегических наступательных вооружений. На 30 ноября прошлого года соотношение по носителям выглядело так: у США - 806, у России – 491. По боезарядам: 1722 и 1499.
Ввод в строй «Юрия Долгорукого» - новый элемент противодействия Москвы возможным военно-стратегическим неожиданностям. Мир до сих пор устроен так, что в нем уважают тех, кто располагает не только внушительной экономической мощью, демонстрирует культурные и научные достижения, но и обладает военной силой, способной защитить независимость, суверенитет и территориальную целостность государства. Одновременно постановка на боевое дежурство подводной лодки позволит, пусть и не полностью, но снивелировать комбинированную внешнюю угрозу России, которая в последние годы стала приобретать качественно новый характер.
Начиная с прошлого года, в основе этой самой угрозы лежит новая триада: сочетание наступательных и оборонительных вооружений, в которые стали входить ядерные, обычные и противоракетные средства Соединенных Штатов, а также их ближайших партнеров по НАТО. Изменения налицо, в течение последних более двадцати лет заокеанские стратеги делали ставку на «сцепку» только ядерных и обычных вооружений. Теперь все составные части «трезубца», выкованного на натовском саммите в Чикаго в мае прошлого года, применительно к России рассматриваются в Пентагоне в качестве «средств передового базирования» - поскольку сосредоточены в непосредственной близости от наших рубежей. Под них сверстана и специальная ракетно-ядерная стратегия – «Выдвинутое ядерное сдерживание».
Это позволяет, как убеждены в военно-политическом руководстве США, опередить «потенциального противника» в нанесении ему первого «превентивного и упреждающего» ядерного удара.
Плюс к этому - резко сократить для него критически важное время, требуемое для принятия стратегического решения о запуске ответных мер.
Так же, как и американские ракетно-ядерные субмарины, постоянно находящиеся на боевом патрулировании недалеко от России, «Юрий Долгорукий» и его последующие «братья» могут приближаться к Атлантическому и Тихоокеанскому побережьям США. Зачем? Скажем так: для минимизации возможных негативных последствий доктрины «наступательного ядерного сдерживания». Именно эта доктрина – невзирая на заявленный Вашингтоном процесс «перезагрузки» - определяет суть и содержание американского военного строительства и военной политики на многие годы вперед.
Наконец, усиление наших оборонительных сил ядерного сдерживания позволит ослабить негативные последствия размещения американо-натовского «противоракетного щита» на европейском континенте. Да и не только в Старом Свете, а также в зоне Ближнего Востока и Персидского залива, и в обширном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ведь установленные на «Юрии Долгоруком» стратегические ракеты межконтинентальной дальности с ядерным боезарядом большой мощности имеют эффективные средства преодоления системы ПРО США. Они совершают замысловатые маневры в атмосфере - как по курсу, так и по высоте.
Американцы могут попробовать обвинить Москву в развертывании военного соперничества под водой – хотя, полагаю, делать это будут аккуратно. Да и рассчитаны эти заявления будут на полных простаков.
Во-первых, Соединенные Штаты первыми в мире создали атомный подводный флот со стратегическими ядерными ракетами на борту и отправили его в Мировой океан на постоянное патрулирование.
Во-вторых, Америка - лидирующая ядерная держава в мире по количеству ядерных боеприпасов морского базирования - в виде ядерных баллистических ракет и крылатых ракет подводных лодок, а также ядерных крылатых ракет, которые устанавливаются на надводных боевых кораблях некоторых классов. При этом Вашингтон отказался вводить ограничения на развертывание крылатых ракет морского базирования в ядерном снаряжении большой дальности - свыше 600 километров - в заключенный ранее договор с СССР о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанный в июле 1991 года. Ушел Вашингтон от включения этого вида вооружений и в Договор СНВ-3, который был подписан в Праге в 2010 году. В-третьих, Соединенные Штаты не стали вести переговоры с Советским Союзом - а затем и с Россией - об ограничении зон боевого патрулирования ракетно-ядерных субмарин и атомных ударных подводных лодок. Естественно, мы предлагали Вашингтону договориться на взаимной основе, на принципе равной безопасности. Но на состоявшихся в середине 1990-х консультациях американская делегация твердо заявила, что США не намерены «рисовать сетки» в Мировом океане - то есть, определять зоны, где не могут находиться их стратегические подводные ядерные средства. Тогда российская делегация ответила: «Ну, тогда и мы не станем делать этого». Американцы потом пожалели об упущенной возможности, но было поздно. В-четвертых, в Вашингтоне также проигнорировали инициативу Москвы о создании зон, где запрещалась бы активная противолодочная деятельность. Дело в том, что уже произошло 25 столкновений американских и советских – частично и российских - атомных субмарин, находившихся в подводном положении, к счастью, в результате аварий пострадали только корпуса судов.
Но принципиально важно уточнить: все эти коллизии происходили по вине американских командиров, которые «случайно» заходили в районы боевой подготовки советских и российских подлодок или приближались к ним на опасно минимальные расстояния.
В-пятых, реализуя стратегию нанесения «Молниеносного глобального удара», Соединенные Штаты стали первым государством в мире, которое переоборудовало четыре своих стратегических подводных ракетоносца класса «Огайо», ранее оснащенных баллистическими ракетами «Трайдент-II», под установку крылатых ракет морского базирования. Вместо нескольких десятков «Трайдентов» на каждой субмарине было размещено по 154 крылатых ракеты большой дальности и повышенной точности, которые могут нести как обычный, так и ядерный боезаряд. То есть, Пентагон снова нарастил количественную сторону своих ядерных средств на море. Для тех, кому это интересно, можно уточнить: речь идет о подводных лодках «Огайо» (№ 726), «Мичиган» (№ 727), «Флорида» (№ 728) и «Джорджия» (№ 729).
Это переоснащение представляет дополнительную угрозу безопасности России. В Пентагоне утверждают, что две - а, может быть, и больше, кто знает… - из четырех субмарин с 308 крылатыми ракетами на борту постоянно находятся на ротационной основе в зонах «передового базирования» в акваториях, прилегающих к российским берегам. По вине американской стороны в Пражском Договоре СНВ-3 нет запрета на стратегические наступательные вооружения в неядерном оснащении, они засчитываются в общие лимиты по носителям и боезарядам.
Конечно, они должны быть обязательно отражены в новом российско-американском Договоре СНВ-4. Но его положения будут обсуждаться при соблюдении двух условий. Если Вашингтон откажется от реализации второго, третьего и четвертого этапов ЕвроПРО и выведет с континента все свои тактические ядерные средства. И если Москва не выйдет из Договора СНВ-3 - когда исключительные обстоятельства, связанные с его содержанием, поставят под угрозу интересы национальной безопасности нашей страны.
По данным государственного департамента США, по состоянию на конец ноября 2012 года на 14 американских стратегических подводных ракетоносцах находились в общей сложности 239 развернутых баллистических ракет межконтинентальной дальности «Трайдент-II». Также дополнительно числилось еще 180 неразвернутых ракет, итого – 419 единиц. Они еще долго будут стоять на вооружении американских стратегических ядерных сил. На программу модернизации «Трайдент-II» в нынешнем году предполагается выделить 1,2 миллиарда долларов. Эти средства пойдут на улучшение системы наведения и качественных характеристик двигателей ракет. К 2018 году планируется завершить разработку программы продления срока службы установленного на них боезаряда.
А саму работу намечено провести в период 2020-2026 годов. Что полностью вписывается в концепцию развертывания американской инфраструктуры ЕвроПРО вплоть до 2020 года.
Со средствами не скупятся.
На поддержание и модернизацию существующих ядерных арсеналов стратегических наступательных вооружений администрация намерена выделить в течение последующих десяти лет рекордную сумму – не 100 миллиардов долларов, как сообщалось раньше, а уже 124,8 миллиарда.
Еще 100 миллиардов за этот же период предполагается израсходовать на модернизацию и обслуживание стратегических ракетных и авиационных средств доставки, а также военно-воздушных сил для переброски тактических ядерных авиабомб в пределах Европы. Таким образом, общий объем ассигнований на заявленные цели составит почти 225 миллиардов долларов.
Так что нужды говорить о необходимости дальнейшего совершенствования российского ядерного стратегического арсенала, в том числе и подводного базирования, нет. Все «оборонительные планы» Вашингтона применительно к Европе эту необходимость лишь многократно усиливают. В конце концов, «священная корова» есть не только у индусов. Для нас это - национальная безопасность, она священна, и безо всяких кавычек. Поэтому все планы по строительству новых российских ракетоносцев должны быть реализованы в срок. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|