Несмотря на отсутствие прямых претензий на звание сверхдержавы, Китай медленно, но верно продолжает обзаводиться всеми необходимыми ее атрибутами. Своего пика этот процесс достиг в минувшем году, когда в стране один за другим были выпущены образцы новейшего вооружения: истребитель пятого поколения Цзянь-31 (J-31), вертолеты Чжи-10 и Чжи-19, беспилотный самолет-разведчик Илун, первый китайский авианосец и другие.
Столь активное перевооружение, причем, преимущественно, за счет вполне современных и конкурентоспособных образцов вооружений, не может не вызывать беспокойства экспертов. Не менее важно, что основным трендом этой милитаризации становится создание Китаем все большего количества собственных боевых единиц, не являющихся копиями российского или западного вооружения.
Так, например, если первый китайский авианосец имеет в своей основе авианесущий крейсер "Варяг", так и не достроенный Россией в 1990-е гг., а размещенные на нем самолеты Цзянь-15 (J-15) по сути являются переработкой российских Су-33, то Цзянь-31 можно назвать национальными образцами. Более того, есть основания полагать, что китайский истребитель пятого поколения Цзянь-31 на сегодняшний день превосходит по степени готовности российскую машину Т-50.
Все это свидетельствует о том, что китайский ВПК все-таки вышел, или, по крайней мере, близок к выходу на уровень, позволяющий осуществлять собственные успешные разработки современной военной техники. Что же касается столь стремительного перевооружения китайской армии оружием национальной разработки и производства, так взволновавшего мировых экспертов, то причины этого на страницах китайского информационного портала объяснил правительственный специалист по военным вопросам Чэнь Ху.
Так, по словам эксперта, одновременное появление большого количества перспективных моделей боевых самолетов является нормальным явлением в ходе разработки вооружений. В ходе разработки четвертого поколения истребителей в США появились четыре предварительных типа - YF-22, YF-23, YF-32 и YF-35, - в результате окончательно доработаны только F-22 и F-35, - говорит Чэнь Ху. Появившиеся в ходе разработки многочисленные испытательные типы не означают, что все они будут приняты на вооружение. Аналогичная ситуация, по мнению военного аналитика, сложилась и в Китае.
Во-вторых, отмечает эксперт, активная разработка новых вооружений объясняется политическим климатом в мире и является реакцией на внешнюю военную угрозу. При этом, что касается крупных образцов вооружений, то их разработка требует восьми - десяти и более лет. А это значит, что их разработка была начата отнюдь не сегодня, а десять и более лет назад.
В начале этого века Китай оказался перед серьезной угрозой кризиса в Тайваньском проливе. Также Китай, по словам эксперта, находился и находится под угрозой внешней агрессии, тогда как уровень его вооружения в ряде случаев еще далек от уровня США и России. Все это заставляет КНР активно заниматься разработкой современных видов вооружения.
В-третьих, по словам Чэнь Ху, такое развитие носит характер "догоняющего" или "компенсационного" характера в отношении разработки оружейного снабжения. В относительно короткий период КНР представила ряд новейших образцов вооружения национального производства. Однако в долгой исторической перспективе (30 - 40 лет), считает эксперт, военные разработки Китая не являются чем-то удивительным. Кроме того, техника, разработанная за последние годы, такая как авианосец, авианосцы-истребители, крупные военные траспортные самолеты, вооруженные вертолеты, беспилотные самолеты-бомбардировщики, существовала за рубежом уже несколько десятилетий назад. В связи с чем Китай сегодня не милитаризируется, а лишь восполняет прежние пробелы.
Умиротворяющие высказывания китайского эксперта являются типичным примером "дежурной" риторики властей Поднебесной, раздающейся в ответ на любые острые вопросы. В то же время все более очевидно, что укрепление позиций Китая в мире неизбежно множит все большее количество непониманий и конфликтов с ближними и не очень соседями. Так, никуда не делась напряженность в отношениях Поднебесной с Индией, по-прежнему полностью не решен тайваньский вопрос. В добавок к этому очередным очагом напряженности становится и разгорающийся спор с Японией вокруг островов Синкаку. На этом фоне активная разработка Китаем новейших образцов вооружений уже не видится одной лишь попыткой догнать мировые тренды. Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|