С праздником!
-------------------
Всегда с войсками, всегда в войсках
Генерал-полковник Александр БЕЗВЕРХНИЙ,
руководитель Департамента военной контрразведки ФСБ РФ
Пожалуй, профессия военного контрразведчика – не самая известная. Однако это нисколько не умаляет ее значения как для Вооруженных Сил, так и для дела обеспечения государственной безопасности нашей Родины. На вопрос, который нередко задают люди, далекие от армии: чем именно занимаются контрразведчики в войсках? - я отвечу всеобъемлющей официальной формулировкой. Департамент военной контрразведки Федеральной службы безопасности России и работающие под его непосредственным руководством управления (отделы) в соответствии с Конституцией и федеральными законами обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях.
Свои истоки наша служба в войсках берет с июля 1918 года. Сначала это были разрозненно действовавшие органы Военного контроля, созданные Реввоенсоветом Республики, а также чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, образованные СНК РСФСР на Восточном и других фронтах. Однако 19 декабря 1918 года постановлением Бюро ЦК РКП (б) фронтовые и армейские ЧК были объединены с органами Военного контроля, и на их основе образован новый орган - Особый отдел ВЧК при СНК РСФСР. В дальнейшем с образованием особых отделов фронтов, военных округов, флотов, армий, флотилий и особых отделов при губернских ЧК была создана единая централизованная система органов безопасности в войсках. 19 декабря стал днем рождения советской военной контрразведки.
Особый отдел ВЧК возглавил профессиональный революционер и видный военный деятель М.С. Кедров – человек, обладавший глубокими знаниями, широкой эрудицией, владевший несколькими европейскими языками. Его отличали организаторские способности, скромность, бесстрашие и исключительная честность. Создание контрразведывательных органов в армии и на флоте явилось важной вехой на пути усиления борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок и контрреволюцией.
В августе 1919 года решением ЦК РКП (б) Председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский был также утвержден и председателем ОО ВЧК. Однако ввиду его большой загруженности с февраля 1920 года Особый отдел ВЧК возглавил В.Р. Менжинский, окончивший в 1898 году юридический факультет Петербургского университета.
В особых отделах, как и в других структурных подразделениях ВЧК, большое внимание уделялось подбору и расстановке кадров. На работу сюда принимались люди, преданные делу революции и способные самоотверженно выполнять свой долг. Сотрудники контрразведывательных органов всегда помнили знаменитое выражение Дзержинского: «Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками. Тот, кто стал черствым, не годится больше для работы в ЧК. Чекист должен быть чище и честнее любого – он должен быть, как кристалл, прозрачным».
Военные контрразведчики быстро приобретали опыт и вскоре проявили себя как профессионалы своего дела, наладив в частях и соединениях Красной Армии контрразведывательную работу, в основу которой были положены агентурные методы организации оперативно-разыскной деятельности. Обстановка в воинских формированиях и их окружении требовала проведения очень тонкой и филигранной работы - здесь не годились активно применявшиеся ВЧК в первые месяцы революции обыски, облавы и другие подобные методы. Известно, что к концу 1918 года более 75 процентов командного состава Красной Армии составляли военспецы – бывшие офицеры царской армии. Отдельные из них были настроены враждебно по отношению к новой власти и становились на путь измены, являлись участниками заговоров, занимались вредительством.
Например, проведенное расследование восстания 1919 года в укрепрайоне Кронштадтской крепости позволило чекистам выйти на глубоко законспирированную контрреволюционную организацию «Национальный центр», большинство активных участников которой вскоре удалось обезвредить. Кстати, нити заговора вели в полевой штаб Реввоенсовета Республики. Предотвращение мятежа в столице не позволило силам контрреволюции реализовать планы свержения Советского правительства.
За первым успехом последовали и другие удачно проведенные операции, в частности «Синдикат-2». В ходе нее был выведен на советскую территорию, арестован и осужден главарь эмигрантской организации «Народный союз защиты родины и свободы» Борис Савинков. За участие в данной операции бесстрашный сотрудник ОО ВЧК Г.С. Сыроежкин был награжден орденом Красного Знамени.
Яркие страницы в историю особых отделов вписали своими славными боевыми делами Я.К. Берзин, Г.И. Бокий, Э.Я. Грундман, В.С. Дукельский, И.П. Павлуновский, Ф.Т. Фомин и многие другие. Так, за организацию и проведение борьбы с бандитизмом на Северном Кавказе в 1921 — 1922 гг. был награжден орденом Красного Знамени начальник Особого отдела Северо-Кавказского военного округа Г.А. Трушин.
Деятельность органов военной контрразведки во многом способствовала победам Красной Армии в период Гражданской войны. Заместитель председателя Реввоенсовета Республики Э.М. Склянский отмечал: «Если бы не Особый отдел – орган ВЧК… если бы не его денное и нощное бдение вместе с нами в деле создания армии, я очень сомневаюсь… была ли бы одержана та конечная победа, которую одержала Красная Армия».
М.В. Фрунзе, выступая на 1-м Всеукраинском съезде особорганов Госполитуправления УССР в ноябре 1922 года, сказал так: «Ваш аппарат является одним из важнейших средств в руках Рабоче-крестьянского правительства для превращения армии в боевую силу. И роль, которая сыграна вами, в силу особых условий вашей работы не может быть в достаточной степени оценена. Результаты вашей работы не сразу видны, но роль ваша была колоссальна».
Необходимо подчеркнуть, что с первых же дней особые отделы всегда осуществляли свою деятельность в тесном взаимодействии с военным командованием. Полное взаимопонимание сотрудников особых отделов с военным руководством способствовало успешному решению задач по обеспечению безопасности в войсках. В свою очередь командование постоянно ощущало помощь со стороны особых отделов в решении военных задач. Такой подход к организации деятельности военной контрразведки стал в дальнейшем одним из основополагающих принципов нашей работы. Ему мы строго следуем и сегодня.
На заре военной контрразведки родился и другой принцип ее деятельности, значимость которого никогда и никем у нас не подвергалась сомнению: тесная связь с личным составом воинских частей, работниками военных объектов, штабов и учреждений, находящихся в оперативном обеспечении органов безопасности в войсках. Например, в разгроме вышеназванного «Национального центра» помогла учительница 76-й московской школы, которая летом 1919 года сообщила в Особый отдел ВЧК о подозрительном поведении директора школы Алферова, оказавшегося одним из участников готовившегося военного заговора. А в раскрытии нелегальной резидентуры английской разведки, действовавшей под руководством Поля Дюкса, чекистам помог военный моряк, который явился в Особый отдел ВЧК Балтфлота и рассказал о подозрительных действиях своего командира, поручившего ему провести через линию фронта неизвестного человека.
Серьезным испытанием для военных контрразведчиков стала Великая Отечественная война. Вместе с Вооруженными Силами военные контрразведчики внесли достойный вклад в дело обеспечения Победы над фашистской Германией. За годы войны органами военной контрразведки было разоблачено более 30 тысяч агентов вражеской разведки, около 3,5 тысячи диверсантов и 6 ысяч террористов.
На фронтах Великой Отечественной войны погибли свыше 6 тысяч армейских чекистов – среди них, кстати, было немало сотрудников-женщин, которые служили и работали в органах военной контрразведки в качестве секретарей-шифровальщиков, переводчиков, делопроизводителей-машинисток.
В сентябре 1941-го героически погиб начальник Особого отдела НКВД Юго-Западного фронта комиссар госбезопасности 3 ранга А.Н. Михеев, о судьбе которого сегодня рассказывает «Красная звезда». Мужественно вел себя в окружении начальник Особого отдела 2-й Ударной армии А.Г. Шашков, погибший в июле 1942 г. Известно, что военные контрразведчики постоянно находились в боевых порядках войск, участвовали в боях, а порой, как офицеры, в критические моменты принимали на себя командование подразделениями, потерявшими своих командиров.
Эти лучшие чекистские традиции продолжили военные контрразведчики, которые с честью выполнили и выполняют свой профессиональный и военный долг в послевоенный период - в Афганистане, в зонах вооруженных конфликтов и «горячих точках», в ходе решения миротворческих задач.
Сегодня сотрудники органов военной контрразведки, как и всей ФСБ в целом, работают в новых исторических условиях. Многое изменилось в мире за последние десятилетия – и не все это получилось в лучшую сторону. Поднимает голову международный терроризм; активизируются силы, стремящиеся любыми средствами закрепить свое лидирующее положение – все это приводит к обострению существующих и возникновению новых угроз безопасности России, ее Вооруженных Сил. Выявлять и пресекать эти угрозы - наша основная задача и наш воинский, профессиональный долг.
С праздником вас, товарищи военные контрразведчики, ветераны особых отделов, наши уважаемые фронтовики - герои «Смерша»!
("Красная Звезда", 19 декабря 2005)
«Особисты» Александр КОМБАТОВ. Бороться с саботажем и жульем, Что шли в войска под флагом белым. Декабрьским морозным зимним днем Рождаются Особые отделы. В далеком восемнадцатом году Нас нарекли неброско «особисты» На благо Родине и контре на беду. Не покидают пост военные чекисты. Нас прокляли шпионы всех мастей, За ложь свою имеют дивиденды. Не ведали мы блага от властей. Особенно лютуют диссиденты. Особые отделы ВЧК — В штате армии «особенные клетки». Отделы безопасности в войсках — Недремлющее око контрразведки. 2000—2005 гг. Особенный в России есть народ, Строем он не ходит на парады, Но в декабре всегда под Новый год Надевает мундиры в наградах. Очень дорог им каждый значок, Каждый орден с медалью неброской, Потому что не «тянут плечо», Оттого, что даются непросто. А родным и друзьям не сказать, За какие дела и заслуги Кавалером смог ордена стать, Лишь догадки и слезы супруги. Не бывали в открытом бою, Нет контузий, ранений, но факт: Доктора вновь и вновь признают — Кто-то выдюжил микроинфаркт. Есть особый народ на Руси, И делами и в помыслах чистый. Как зовут их? Не знаешь? Спроси. Я отвечу: «Зовут их «чекисты». 2003 г. Наутро вновь подъем, опять Лубянка. Который год я дембелем хожу. Пылится, ждет руки моей тальянка, Но я в запас пока не ухожу. Мне снится иногда, что я в запасе, С удочкой на озере сижу И думаю, коль кто беду заквасит, Как внукам я отвечу, что скажу. Пока стране грозит еще опасность, Оранжевая буря вдруг придет. Храню своей Отчизны безопасность, А дембель пусть немного подождет. Наутро вновь подъем и на Лубянку, Покуда неспокойно вокруг нас, Бурлацкую тяну, как прежде, лямку. Мне рано уходить еще в запас. 2004 г. ("Красная Звезда", 17 декабря 2005)
Источник: vrazvedka.ru.
Рейтинг публикации:
|