"Российская газета" - Федеральный выпуск №5964 (291) Текст: Сергей Птичкин
Планируется пересмотреть все заключенные контракты по импорту вооружений и военной техники в Россию. Но это не значит, что их отменят. А вот серьезно скорректируют - вполне возможно.
Экспертная группа Общественного совета при председателе Военно-промышленной комиссии Дмитрии Рогозине подготовила аналитический доклад "Россия как импортер вооружений: вызовы и возможности". Фактически получился серьезный научный труд - первый на эту тему. На основании его сейчас вырабатываются принципиально новые подходы к закупке вооружений и военной техники за границей.
Минувшие годы, если говорить о военном ведомстве, ознаменовались не только коррупционными скандалами, но и тем, что в Вооруженные силы РФ стала поступать военная техника, купленная за рубежом.
При этом утверждалось, что закупается только самое лучшее, а главное - в комплексе с передовыми технологиями, которые обеспечат промышленности скорый прорыв в новый технологический уклад. Все оказалось совсем не так радужно, как говорилось.
Произошло это, в том числе, и по той причине, что в нашей стране, уже более двадцати лет живущей в условиях новой социально-экономической формации, так и не смогли сформулировать четких законов и норм, регламентирующих закупку оружия в рыночных условиях. В немалой степени из-за этого за минувшее десятилетие не был выполнен в полном объеме ни один Гособоронзаказ. А в импорте вооружений дорогостоящие решения часто принимались бессистемно. Без всякой предварительной проработки были заключены многомиллиардные контракты по покупке десантных кораблей во Франции, бронеавтомобилей в Италии, беспилотников в Израиле, снайперских винтовок в Западной Европе.
И только сейчас началось серьезное осмысление реального технического состояния Вооруженных сил, возможностей отечественной оборонки, а также того, что, где и как надо заказывать в первую очередь. В том числе по импорту. Надо сразу отметить, что сам по себе импорт предметов военного назначения для нашей страны не является чем-то из ряда вон выходящим.
До 1917 года Российская империя закупала военную технику за границей очень активно. В тридцатые годы также массово закупались и техника и вооружение. Но при этом одновременно покупались заводы и технологические линии, что позволило всего за десять лет создать очень мощный оборонно-промышленный комплекс и выиграть Великую Отечественную. После Победы 1945 года СССР приобрел новейшие двигатели в Великобритании, которыми оснастили все первые советские реактивные самолеты. Кроме того, их скопировали и создали собственное реактивное двигателестроение.
Планируется пересмотреть импортные соглашения по военной технике с целью их более выгодной оптимизации Как сказал Дмитрий Рогозин на одной из встреч с журналистами, именно тот советский подход актуален и сейчас, конечно, с учетом экономических реалий нынешнего времени. По мнению вице-премьера и председателя ВПК, решение о закупках иностранной военной техники должно приниматься не одним министерством обороны, а совместным решением промышленности и военных. Так, чтобы конечным результатом стало не приобретение партии, предположим, бронеавтомобилей, а покупка одновременно и новой техники, и действительно прорывных технологий, а может быть, и целых производств в рамках так называемых офсетных программ.
Когда-то СССР купил в Италии лицензию на выпуск самого лучшего для своего времени легкового автомобиля и завод по его сборке. И на десятилетия АвтоВАЗ стал лицом отечественного автомобилестроения.
Министерство обороны купило в Италии бронеавтомобили Iveco LMV M65Е и право на их отверточную сборку. Из военного бюджета выделели около 30 млрд рублей на приобретение 1775 таких бронемашин в течение 2010-2016 годов. Собирать их начали на базе одного из авторемонтных заводов пресловутого "Оборонсервиса" в Воронеже. Летом 2012 года себестоимость сборки одной бронемашины "Рысь", как переименовали "итальянку", составляла около 20 млн рублей и, по мнению экспертов, будет расти. При этом никаких новейших автомобильных технологий Россия в отличие от истории с АвтоВАЗом не получила. Более того, по тактико-техническим характеристикам импортная "Рысь", которую зовут "паркетным" джипом, полностью уступает отечественному "Тигру".
Интересная ситуация сложилась с широко анонсировавшейся закупкой в Израиле беспилотных летательных аппаратов. Неплохо показывающие себя в условиях теплого и сухого климата Ближнего Востока, в условиях нашей страны они не подтвердили заявляемые характеристики. Кроме того, по мнению российских экспертов, получение израильских беспилотников также не обеспечивает одновременное получение современных технологий.
(ВОТ ЗДЕСЬ АВТОР НЕ СКАЗАЛ И ЕЩЕ ОБ ОДНОЙ ВЕЩИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ПЕРЕД РОССИЕЙ!)
Когда мы закупали БПЛА у израильтян "с целью унификации их с нашими системами боевого управления", то израильтяне потребовали от нас целый пакет документов, которые раскрывали СЕКРЕТЫ этого самого управления. И имели гриф СС. Но мы им эти секреты "технических интересах" безропотно передали! По согласованию с НГШ. Видимо, именно за это ему было присвоено звание Героя России - ВБ).
Так же и в случае с "Мистралем". Мало того, что, по мнению почти всех военно-морских экспертов, эти десантные вертолетоносцы нашему ВМФ совершенно не нужны. И вопрос с передачей передовых судостроительных технологий не решен. Об этом сейчас говорится открыто.
30 млрд рублей выделено на закупку 1775 итальянских бронемашин Iveco LMV M65Е, названных "Рысь". В то же время в питерских КБ, занимавшихся созданием десантных кораблей в советское время, лежат без движения проекты десантных кораблей-доков последних поколений, ни в чем не уступающие "Мистралям".
Стоимость уже заключенных импортных контрактов - это намного более миллиарда евро. И тем не менее, почти все они будут пересмотрены заново. Такая практика, кстати сказать, на мировом рынке вооружений не считается чем-то исключительным.
В 2010 году в США были отменены результаты тендера на новый самолет-заправщик КС-Х. В 2008 году победу в нем одержал проект европейской корпорации Airbus - самолет А330. Европейцы уже начали строить в Алабаме завод для производства 179 самолетов-заправщиков. Однако фирма Boeing сумела добиться отмены результатов тендера и перезапуска программы КС-Х. Причина - нельзя, по мнению американских авиастроителей, отдавать военный заказ стоимостью 35 миллиардов долларов европейским конкурентам.
Совсем недавно, уже в этом году, Индия начала пересмотр итогов тендера на поставку своим ВВС 126 многоцелевых истребителей. Участие в конкурсе принимали шесть ведущих мировых самолетостроительных фирм, в том числе РСК "МиГ". Победил немецкий Eurofighter. И сразу после объявления итогов тендера стоимость контракта увеличилась почти в два раза - с 11 до 20 млрд долларов. В стране разразился крупнейший коррупционный скандал.
Если говорить о более мелких сделках, то почти каждая страна-импортер имела случаи пересмотра или полной отмены ранее заключенных контрактов, как говорят юристы, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в Военно-промышленной комиссии, планируется пересмотреть соглашения по импорту вооружений и военной техники с целью их более выгодной для нас оптимизации.
Также будет соверешенствоваться законодательная база. Надо, так сказать, легализовать понятие импорта предметов военного назначения и обеспечить строгий государственный контроль за всеми сделками в этой сфере рыночных отношений.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: блюмкин (19 декабря 2012 13:08) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1421
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 517
Рейтинг поста: