Владимир Путин будет определять функции "мозга" армии
Выдвинутые Анатолием Квашниным в 90-х годах идеи усиления роли Генштаба оказались востребованы именно сегодня. Фото РИА Новости
В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении инициированные президентом Владимиром Путиным важные поправки в закон «Об обороне» и другие законодательные акты. Законопроект № 143899-6 о совершенствовании системы государственного и военного управления в мирное и военное время опять, как это было в конце 90-х годов прошлого века, значительно повышает статус Генерального штаба (ГШ), поскольку его функции отныне будет определять не министр обороны, а Верховный главнокомандующий.
В ближайшее время президент должен также утвердить новое положение о Генштабе. Проект закона также наделяет органы исполнительной власти повышенной ответственностью в сфере территориальной обороны. Впервые в истории страны на главу государства возлагаются обязанности, связанные с утверждением нового документа военного планирования, – Плана обороны (ПО) России (комплекса взаимоувязанных документов военного планирования) и Положения о военном планировании (ПВП). Эти планы тоже разрабатывает Генштаб.
Данные законодательные инициативы, судя по отзывам представителей правительства и депутатов, являются в некоторой степени сенсационными и очень важными для понимания текущего момента. Вице-премьер Владислав Сурков, к примеру, подписывая официальное заключение правительства на вышеупомянутый документ, отмечает, что он «направлен на совершенствование государственного и военного управления в мирное и военное время, а также правовых и организационных основ обеспечения обороны государства». В свою очередь, глава думского комитета по обороне Владимир Комоедов (КПРФ) прямо заявляет, что «согласно новому документу повышается роль Генерального штаба в управлении военной организацией государства. Исходя из этого, Генштаб будет планировать в интересах обороны не только деятельность Вооруженных сил, но и всех остальных войск». По его словам, Генштаб должен выполнять функции, подконтрольные не только министру обороны, но и президенту. Таким образом, по словам депутата, Генштаб становится «вневедомственным органом в мирное и военное время, который разрабатывает планы, формирует их в интересах обороны».
В постсоветской истории Генштаб не раз пытался стать именно «вневедомственным органом». И в первой редакции федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года эти особые функции Генштаба были прописаны отдельной статьей (ст.15). Уже тогда по этому закону основные функции Генштаба определял президент страны. Это способствовало тому, что, скажем, в 1997–2000 годах Генштаб во главе с тогдашним его начальником Анатолием Квашниным (который, кстати, не без оснований называл Генштаб «мозгом» армии) разрабатывал новые оборонные документы в интересах всех силовых структур страны (Мобилизационный план, План перевода РФ на условия военного времени, План оперативного оборудования территории РФ в целях обороны и т.п.).
Это уже тогда вызывало законную ревность со стороны бывшего в ту пору министром обороны Игоря Сергеева. По поводу реформирования армии и флота у него и Квашнина существовали непримиримые точки зрения. И лишь смена в 1999 году президентской команды, когда Квашнин, успешно руководя боевыми операциями во второй чеченской кампании, попал в ближайшее окружение Путина, Сергеев был смещен со своей должности.
Соперничество между Генштабом и Минобороны, когда военное ведомство возглавил Сергей Иванов (ныне глава администрации президента), продолжилось с новой силой. Квашнину не нравились те идеи, которые проводил в жизнь Иванов, пытаясь реформировать армию. Но Иванов был ближе к Путину, и в 2004 году при поддержке партии власти он сумел протащить в Госдуме поправки, отменяющие ст. 15 закона «Об обороне». Квашнина с должности начальника Генштаба уволили, а в законе депутаты вычеркнули положение, по которому управление Вооруженными силами осуществляет министр обороны через Минобороны и Генштаб, «являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ». В новом содержании статьи остался лишь пункт о том, что «управление Вооруженными силами осуществляет министр обороны через Министерство обороны».
Спустя более восьми лет все возвращается на круги своя. При этом функции Генштаба даже усиливаются. Как видно из заключения думского комитета по обороне на законопроект № 143899-6, Генштаб будет курировать вопросы обороны не только с другими войсками, но и с представителями власти в субъектах Федерации. «На органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возлагаются новые функции в области территориальной обороны», – отмечается в документе.
«Наделение Генштаба новыми полномочиями не значит, что он не будет зависеть от Минобороны. И этот шаг нельзя рассматривать только как исправление Кремлем прежних ошибок. Генштаб и Минобороны – это одна команда, функции которой в очередной раз Верховный главнокомандующий уточняет и конкретизирует. При этом Минобороны выполняет административные, снабженческие и контрольные функции в армии и на флоте. А Генштаб становится не только органом оперативного управления войсками в масштабах ВС и координации с другими силовыми структурами. Отныне ГШ организует всю территориальную оборону страны, на которую будут замкнуты все местные органы власти», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.
Заметим, что разработку новых документов военного планирования Путин поручил еще прежнему руководству военного ведомства. Встречаясь в конце мая 2012 года с тогдашним министром обороны Анатолием Сердюковым и военачальниками, он потребовал: «Этот базовый документ должен быть подготовлен и утвержден в декабре текущего года». А внося в сентябре в Госдуму соответствующий законопроект № 143899-6, президент назначил именно тогдашнего начальника Генштаба Николая Макарова своим представителем при рассмотрении документа палатами Федерального собрания. Быстрая смена руководства военного ведомства внесла коррективы в график рассмотрения документа. С ноября он был перенесен на декабрь. И согласно принятому Госдумой регламенту уточняющие поправки ко второму чтению закона № 143899-6 должны быть представлены к 1 января 2013 года. Хотя сущность их вряд ли поменяется. Источники «НГ» сообщают, что в администрации президента решено, что роль Генштаба в организации обороны на территории страны надо усиливать.
www.ng.ru Источник: ofizer.ru.
Рейтинг публикации:
|