Сергей Шойгу продолжает активно осваиваться в кресле министра обороны. И чем дольше времени проходит с момента его назначения, тем больше позитивных известий приходит из главного военного ведомства. Еще совсем недавно Россия фактически свыклась с тем, что военная реформа должна проходить не иначе как сложная операция без какого-либо наркоза, а если наркоз и будут давать, то лишь для того, чтобы сокрыть масштабы «операционных недоработок». И после того, как реформируемый пациент в лице всей российской армии приходил вслед за окончанием действия наркоза в себя, он нередко обнаруживал на своем теле рубцы, свидетельствующие о том, что состоялось очередное оперативное вмешательство. А уж было ли это вмешательство сопряжено с удалением аппендицита или же с изъятием важного органа –вопрос оставался открытым. К сожалению, и изъятие жизненно важных органов имели место быть, а потому, чем дальше шло реформирование, тем хуже чувствовал себя пациент.
Но Сергей Шойгу в очередной раз показывает, что военная реформа вполне может проходить и безболезненно. Да и не только безболезненно, но еще и с очевидной направленностью на эффективность. Ведь до этого россияне никак не могли взять в толк, почему для повышения боеспособности армии требуется до предела сокращать число военных вузов и увольнять опытных военных педагогов. Не могли это объяснить и предыдущие руководители военного ведомства, которые лишь позволяли себе некое невразумительное бормотание о том, что всё идет по плану, мол, так и нужно, и вообще кто вы такие, чтобы задавать свои глупые вопросы. У нас, мол, военная реформа набирает обороты, да и военную тайну еще никто не отменял…
И вот, когда в глубины этой военной тайны заглянул новый руководитель Минобороны, то, во всей видимости, осознал, что алгоритмы реформирования далеко не всегда стыковались со здравым смыслом.
Одним из сегментов военной реформы, на который обратил внимание Сергей Шойгу, стало военное образование. Министр заявил о том, что в ходе реформирования так и не определился всесторонне аргументированный государственный заказ на подготовку военных специалистов в соответствующих высших учебных заведениях страны. Шойгу сетует на то, что военное образование в России при всех разговорах о модернизации самой армии, явно не отвечает запросам со стороны государства. Во многих военных вузах до сих пор используются программы и стандарты обучения, которые применялись еще 20-25 лет назад (это еще в лучшем случае). Министр подчеркнул, что от качества подготовки офицеров, их знаний и умений зависит и будущее самой российской армии.
При этом Сергей Шойгу позволил себе весьма резкое замечание о проводимой реформе в сфере военного образования: «проводившаяся реформа военного образования сформировала негативное общественное мнение о Министерстве обороны в целом».
И с этими словами трудно спорить. Действительно, когда с завидной регулярностью приходят сообщения о том, что в определенном регионе расформирован очередной военный вуз, который якобы перестал быть эффективным и востребованным для нужд армии, то невольно ловишь себя на мысли, что и вся реформа направлена вовсе не на улучшение качества обороноспособности страны, а на высвобождение денежных средств, упорно именуемое оптимизацией.
В этой связи слова Сергея Шойгу, который ставит перед собой и возглавляемым им министерством задачи по развитию системы военного образования в России, подобны бальзаму на душу. Главное, чтобы этот бальзам не затуманил голову, а поспособствовал реальному воплощению замыслов в жизнь.
Шойгу поручает всем органам военного управления, для которых, по сути, и проводится обучение офицерских кадров, в срок до начала апреля 2013 года, разработать перечень квалификационных требований к профподготовке выпускников военных вузов.
А уже к январю следующего года президенту России должны быть представлены предложения по поводу изменения состава сети военных вузов, а также проект нормативно-правовой базы о создании самостоятельных военных вузов. Примеры: Челябинское высшее военное училище штурманов, Военная академия войсковой Противовоздушной обороны и др.
Министр делает упор на то, что в войска стала поступать новая военная техника, которую должны умело эксплуатировать российские военнослужащие. А чтобы такие умения у них появились, необходимо внимательно изучить те образовательные стандарты, которые используются в оставшихся военных вузах сегодня, и провести грамотную и продуманную корректировку.
Хочется надеяться, что те лица, которым Сергей Шойгу дает такие поручения, поймут его озабоченность правильно. Ведь у нас часто бывает так, что даже самые позитивные чаяния каким-то непостижимым образом извращают до неузнаваемости. Министр сказал «провести корректировку» - могут провести так, что на свет появятся такие дидактические новшества, реализация которых может привести к удручающим последствиям. Если еще и в сфере военного образования уровень эффективности вузов будут измерять такими же лекалами, как и в гражданской сфере, а именно количеством иностранных студентов (курсантов) и площадью пространства на отдельно взятого обучающегося, то вряд ли качество подготовки выпускников от этого серьезным образом улучшится.
Очевидно, что система военного образования в первую очередь нуждается в модернизации. Ведь если проводить мероприятия по перевооружению армейских подразделений, но при этом в военных вузах использовать лишь учебные пособия эпохи Холодной войны, то не стоит ожидать появления в войсках отлично подготовленных молодых офицеров.
Откровенно хочется, что модернизация военного образования шла одновременно с развитием военной науки, которая сегодня находится тоже далеко не в праздничном состоянии. И если при проведении реформы в среде военного образования будут использоваться традиционные методы обучения вместе с методическими инновациями, базирующиеся на использовании обновленной материально-технической базы, то и результат не заставит себя ждать.
Но Сергей Шойгу в очередной раз показывает, что военная реформа вполне может проходить и безболезненно. Да и не только безболезненно, но еще и с очевидной направленностью на эффективность. Ведь до этого россияне никак не могли взять в толк, почему для повышения боеспособности армии требуется до предела сокращать число военных вузов и увольнять опытных военных педагогов. Не могли это объяснить и предыдущие руководители военного ведомства, которые лишь позволяли себе некое невразумительное бормотание о том, что всё идет по плану, мол, так и нужно, и вообще кто вы такие, чтобы задавать свои глупые вопросы. У нас, мол, военная реформа набирает обороты, да и военную тайну еще никто не отменял…
И вот, когда в глубины этой военной тайны заглянул новый руководитель Минобороны, то, во всей видимости, осознал, что алгоритмы реформирования далеко не всегда стыковались со здравым смыслом.
Одним из сегментов военной реформы, на который обратил внимание Сергей Шойгу, стало военное образование. Министр заявил о том, что в ходе реформирования так и не определился всесторонне аргументированный государственный заказ на подготовку военных специалистов в соответствующих высших учебных заведениях страны. Шойгу сетует на то, что военное образование в России при всех разговорах о модернизации самой армии, явно не отвечает запросам со стороны государства. Во многих военных вузах до сих пор используются программы и стандарты обучения, которые применялись еще 20-25 лет назад (это еще в лучшем случае). Министр подчеркнул, что от качества подготовки офицеров, их знаний и умений зависит и будущее самой российской армии.
При этом Сергей Шойгу позволил себе весьма резкое замечание о проводимой реформе в сфере военного образования: «проводившаяся реформа военного образования сформировала негативное общественное мнение о Министерстве обороны в целом».
И с этими словами трудно спорить. Действительно, когда с завидной регулярностью приходят сообщения о том, что в определенном регионе расформирован очередной военный вуз, который якобы перестал быть эффективным и востребованным для нужд армии, то невольно ловишь себя на мысли, что и вся реформа направлена вовсе не на улучшение качества обороноспособности страны, а на высвобождение денежных средств, упорно именуемое оптимизацией.
В этой связи слова Сергея Шойгу, который ставит перед собой и возглавляемым им министерством задачи по развитию системы военного образования в России, подобны бальзаму на душу. Главное, чтобы этот бальзам не затуманил голову, а поспособствовал реальному воплощению замыслов в жизнь.
Шойгу поручает всем органам военного управления, для которых, по сути, и проводится обучение офицерских кадров, в срок до начала апреля 2013 года, разработать перечень квалификационных требований к профподготовке выпускников военных вузов.
А уже к январю следующего года президенту России должны быть представлены предложения по поводу изменения состава сети военных вузов, а также проект нормативно-правовой базы о создании самостоятельных военных вузов. Примеры: Челябинское высшее военное училище штурманов, Военная академия войсковой Противовоздушной обороны и др.
Министр делает упор на то, что в войска стала поступать новая военная техника, которую должны умело эксплуатировать российские военнослужащие. А чтобы такие умения у них появились, необходимо внимательно изучить те образовательные стандарты, которые используются в оставшихся военных вузах сегодня, и провести грамотную и продуманную корректировку.
Хочется надеяться, что те лица, которым Сергей Шойгу дает такие поручения, поймут его озабоченность правильно. Ведь у нас часто бывает так, что даже самые позитивные чаяния каким-то непостижимым образом извращают до неузнаваемости. Министр сказал «провести корректировку» - могут провести так, что на свет появятся такие дидактические новшества, реализация которых может привести к удручающим последствиям. Если еще и в сфере военного образования уровень эффективности вузов будут измерять такими же лекалами, как и в гражданской сфере, а именно количеством иностранных студентов (курсантов) и площадью пространства на отдельно взятого обучающегося, то вряд ли качество подготовки выпускников от этого серьезным образом улучшится.
Очевидно, что система военного образования в первую очередь нуждается в модернизации. Ведь если проводить мероприятия по перевооружению армейских подразделений, но при этом в военных вузах использовать лишь учебные пособия эпохи Холодной войны, то не стоит ожидать появления в войсках отлично подготовленных молодых офицеров.
Откровенно хочется, что модернизация военного образования шла одновременно с развитием военной науки, которая сегодня находится тоже далеко не в праздничном состоянии. И если при проведении реформы в среде военного образования будут использоваться традиционные методы обучения вместе с методическими инновациями, базирующиеся на использовании обновленной материально-технической базы, то и результат не заставит себя ждать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 517
Рейтинг поста: